Ne vidno kirillicu?

См. также:

К.Бальмонт
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Константин Бальмонт и его поэзия

Лев Озеров

Творчество Бальмонта объемлет более полстолетия. Начало - за двадцать семь лет до первой русской революции, конец - через двадцать пять лет после Великой Октябрьской социалистической революции. Целая историческая и историко-литературная эпоха, рубеж двух эпох.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в Гумнищах Шуйского уезда Владимирской губернии 4 июня 1867 года *. Он рос в небольшой усадьбе отца, помещика небогатого, страстного охотника. Мать - дочь генерала, известная в Шуе и ее окрестностях деятельная помещица. По свидетельству поэта, мать оказала на него глубокое влияние. Именно она ввела его в "мир музыки, словесности, истории, языкознания". Ее помощь сыну была многообразной и действенной.

Первые десять лет жизни прошли в деревне. В автобиографии, написанной в июне 1907 года и помещенной в "Книге о русских поэтах последнего десятилетия", Бальмонт говорит о своей ранней любви к деревне и к морю. Горожанин, он ненавидит город, "как рабское сцепление людей, как многоглазое чудовище". И все же в городе он находит свободу и "отравы пьянящие, которые уже вошли в душу и которые, ненавидя, люблю".

Воспитывался Бальмонт на произведениях русских классиков. "Первые поэты, которых я читал, были народные песни, Никитин, Кольцов, Некрасов и Пушкин. Из всех стихов в мире я больше всего люблю "Горные вершины" Лермонтова (не Гёте - Лермонтова)".

Чтение стало любимым занятием Бальмонта. В его жизни чтение, книга, самообразование играли первостепенную роль.

Обстановка Шуи - городка рабочего, фабричного - оказывала на поэта несомненное влияние. Он рос в среде не обывательской, благостно-захолустной, заскорузлой, а среди фабричных рабочих, мастеровых, ремесленников.

Первые стихи, написанные в десятилетнем возрасте, жестоко были раскритикованы матерью. Гимназист призадумался. После шестилетнего перерыва из-под его пера появляются стихи, в которых чувствуются явные перепевы поэтов некрасовской школы, поздних народников.

В 1884 году Бальмонта исключили из гимназии (VII класс) за принадлежность к кружку, занимавшемуся распространением нелегальной литературы. В конце 1884 года после хлопот матери Бальмонт был записан в гимназию города Владимира. Через полтора года он закончил гимназию, которую уничижительно называл "тюрьмой".

Осенью 1886 года он поступает в Московский университет (юридический факультет). Год спустя его обвинили в участии в студенческих беспорядках, три дня он просидел в Бутырской тюрьме и был выслан в Шую. Здесь он снова связывается с революционно настроенными людьми, задумывает новые решительные шаги: например, хочет участвовать в террористическом акте. Вскоре оказывается вне университета.

В 1885 году состоялось личное знакомство Бальмонта с В. Г. Короленко, принявшим близкое участие в его начальной литературной судьбе. Начинающий поэт получил действенную поддержку мастера.

После новой неудачной попытки систематического ученья (ярославский Демидовский лицей) занимается самообразованием. Неудачная женитьба, нервное расстройство, бытовые неурядицы, душевная смута, в которой он не в силах был разобраться и преодолеть ее, толкнули Бальмонта на самоубийство. В марте 1890 года он выбросился из окна третьего этажа, остался жив, но был надолго прикован к постели. Этот отчаянный прыжок и вернувшееся ощущение жизни сыграли свою роль в становлении личности поэта.

В Ярославле Бальмонт выпустил "Сборник стихотворений" (1890), не принесший ему ни радости, ни успеха. Бальмонт уничтожил почти весь тираж, повторив поступок других русских поэтов.

С помощью старших друзей (в первую очередь должен быть назван профессор Московского университета, историк литературы Н. И. Стороженко) Бальмонт получает заказы на переводы. Он работает над переводами книг по истории скандинавской и итальянской литературы, над переводом любимого им английского поэта Шелли, выступает с публичными лекциями.

В эту пору (начиная с осени 1894 года) много значила для Бальмонта дружба с Брюсовым. Последний самыми возвышенными словами рисует нам портрет Бальмонта, говорит о его тонкости, чутье, образованности: "Многое, очень многое мне стало понятно, мне открылось только через Бальмонта". И далее: "Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним".

Первой книгой Бальмонта принято считать не вышеупомянутый "Сборник стихотворений", а сборник "Под северным небом" (1894). Книга вызвала и резко отрицательные и благожелательные отклики, в которых отдавалось должное и изяществу формы, и музыкальности стиха, и чувству речи.

Весной 1897 года Бальмонта приглашают в Англию. Он читает лекции по русской поэзии в Оксфорде.

В конце века Бальмонт много ездит: во Францию, Голландию, Англию, Италию, Испанию (вместе со второй женой - Е. А. Андреевой-Бальмонт). Ему хотелось побывать во всех странах, познакомиться со всеми народами. Он желал быть очевидцем, свидетелем, летописцем. И - решительно обо всем написать. Языки, литература, искусство мира всю жизнь увлекали поэта. Любознательность и подвижность остались навсегда характерными чертами его облика.

В 1899 году Бальмонт выбран в Общество любителей российской словесности.

Один за другим выходят сборники его стихов. Вслед за "Тишиной" (1898) - книга "Горящие здания", весной 1900 года, а за ней - "Будем как солнце" (1903) и другие, имевшие большой успех. Имя Бальмонта становится известным, популярным, его книги охотно раскупаются.

Интенсивность творческой деятельности Бальмонта может быть легко показана на беспрерывности его выходов в печать: "В безбрежности" (с 1895 четыре издания), "Тишина" (с 1898 три издания), "Горящие здания" (с 1960 три издания), "Будем как солнце" (с 1903 четыре издания), "Только любовь" (с 1903 три издания), и так всю жизнь каждый год - два-три издания.

Уже в 1904-1905 годах издательство "Скорпион" выпустило собрание стихов Бальмонта в двух томах. В 1907-1914 годах выходит его полное собрание стихов в десяти томах. Первое десятилетие века, вплоть до первой мировой войны, было для Бальмонта временем наибольшей его популярности. О нем писали Горький и Блок, Брюсов и Белый, Городецкий и Чуковский, Балтрушайтис и Анненский, Вячеслав Иванов и Волынский. Отклики на творчество Бальмонта были самые разноречивые, порой диаметрально противоположные. Но их было много.

В конце января 1905 года Бальмонт едет в Мексику и в США. Редко кто из русских поэтов ездил так много и на такие долгие сроки. Но это были не вояжи, а творческие поездки, своего рода поэтические завоевания других земель. В его переводах космогонических мифов ацтеков и майя, описаниях памятников древней мексиканской литературы ученые отмечают любопытные наблюдения.

Летом 1905 года Бальмонт в России. Революционное настроение масс передалось и ему. Он сотрудничает в большевистской "Новой жизни", пишет сатирические, обличительные стихи, митингует. Е. Андреева-Бальмонт говорит, что в 1905 году он "страстно увлекся революционным движением", "все дни проводил на улице, строил баррикады, произносил речи, влезая на тумбы". Он даже ждал расправы над собой, как ему казалось, законченным революционером. И наконец, ощущая себя политическим эмигрантом, уезжает в Париж - надолго, на семь с лишним лет.

Попав за границу, он тоскует по России и в стихах и в письмах пишет о своей тоске: "Я тоскую по России. Но есть ли Россия - или она замерла - на неопределенное время... " (Ф. Батюшкову, 1911 г.).

Год 1912 - грандиозное кругосветное путешествие (Лондон, Плимут, Канарские острова, Южная Африка, Мадагаскар, Южная Австралия, Полинезия, Новая Гвинея, Цейлон и др. ), которое насытило любознательного поэта, но не избыло его тоски по России. В одном из писем 1914 года он писал: "Мне хочется обогатить свой ум, соскучившийся непомерным преобладанием личного элемента во всей моей жизни". Важное признание!

После амнистии 1913 года, объявленной в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Москву. Ему рады, его шумно встречают как знаменитого поэта. В его честь устраивают вечера и приемы.

Война 1914 года застает поэта вновь во Франции. В мае 1915 года он с трудом возвращается в Россию. Объезжает с лекциями-концертами всю страну, от Саратова до Омска, от Харькова до Владивостока.

Крушение царизма было воспринято Бальмонтом ликующе. Он декларировал свою причастность к общему делу - "могучему потоку". Это было в феврале 1917 года. В дальнейшем, после Октября, он в стане правых: славит генерала Корнилова, отвергает Октябрьскую революцию, трактует ее как "насилие". В мечтах Революция у него всегда сочеталась с Красотой, желанной, недостижимой, и чем более недостижимой, тем более желанной. Когда же Революция стала явью, реальностью, она показалась Бальмонту грубой и даже страшной. И он ее отверг.

В 1920 году Бальмонт ходатайствует о разрешении ему поездки за границу и уезжает с семьей в командировку сроком на год. Но этот год продлился двадцать два года, до конца жизни. Бальмонт стал эмигрантом.

Его отношение к Советской России было неровным. Порой он доходил до прямых выпадов против нее в стихах и в прозе, в одиночку и вкупе с другими эмигрантами. Постоянной была его тоска по России: "Я хочу России... пусто, пусто. Духа нет в Европе" (письмо Е. Андреевой, декабрь, 1921 г. ). "Мой траур не на месяцы означен, он будет длиться много странных лет".

Смятение, печаль, недостаток в средствах, подчас доходивший до бедственного положения, не отражались на непрерываемом и обильном творчестве Бальмонта: стихи, переводы, статьи. Он перенапрягается. Работает на пределе. Душевная депрессия переходит в душевную болезнь.

Умер Константин Дмитриевич Бальмонт в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1942 года. Похоронен в Нуази-ле-Гран, близ Парижа.

* По свидетельству Е. Андреевой-Бальмонт: "Прадед отца поэта был сержантом в одном из кавалерийских лейб-гвардейских полков императрицы Екатерины II Баламут... Этот документ на пергаменте и с печатями хранился у нас. На Украине есть до сих пор и довольно распространена фамилия Баламут. Прадед поэта Иван Андреевич Баламут был херсонским помещиком... Как фамилия Баламут перешла в Бальмонт - мне не удалось установить" (рукопись книги "Мои воспоминания о К. Д. Бальмонте" любезно предоставлена мне Н. К. Бальмонт-Бруни).