Не видно кириллицу?
См. также
![]()
И.Никитин
страница автора
ОБРАТНО К СТИХИИ
Вступительная статья к книге `И. С. Никитин. Избранные произведения`
В воспоминаниях А. И. Ульяновой о Ленине говорится о том, что Владимир Ильич в детстве очень любил «Песню бобыля». Особенно ему нравились такие строки:Богачу-дураку И с казной не спится; Бобыль гол, как сокол, Поет-веселится. Он идет да поет, Ветер подпевает: Сторонись, богачи! Беднота гуляет!Это стихотворение, полное скрытой угрозы по адресу эксплоататоров, написано русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным, выдающимся представителем демократической поэзии некрасовского направления.Советский читатель хорошо знает и любит Никитина — певца русской природы, талантливого мастера пейзажной живописи. С детства каждый из нас запомнил его замечательное «Утро» («Звезды меркнут и гаснут...»), вошедшее во все хрестоматии по русской литературе XIX века, «Утро на берегу озера», «Степь» («Полно, степь моя, спать беспробудно») и другие произведения. Многие стихи Никитина, подобно «Песне бобыля» переложенные на музыку русскими и иностранными композиторами — Э. Направником, В. Калинниковым, Ст. Монюшко и другими, до сих пор являются популярными народными песнями, особенно стихотворение «Вырыта заступом яма глубокая» и «Ехал на ярмарку ухарь-купец».
Но еще роднее и ближе нам Никитин — певец угнетенных, выразитель демократических и гуманистических устремлений народа, тот Никитин, чьи стихи, приведенные выше, так пришлись по душе будущему вождю пролетариата — В. И. Ленину.
«Ярким и социально-значительным поэтом» назвал Никитина Горький. Но не сразу стал Никитин таким поэтом. Он прошел очень сложный путь развития, долго блуждал по торным боковым тропинкам, пока не вышел на широкую дорогу русской литературы.
Детство, проведенное в семье воронежского мещанина-торговца, самовластного и деспотичного, учеба в приходском училище, затем в духовной семинарии, где царила схоластика и свирепствовала палочная дисциплина, работа среди грубых и невежественных людей в качестве содержателя постоялого двора — все это мало способствовало расцвету поэтического таланта Никитина и формированию его мировоззрения. Позднее Никитин с глубокой горечью писал:
С суровой долею я рано подружился: Не знал веселых дней, веселых игр не знал, Мечтами детскими ни с кем я не делился, Ни от кого речей разумных не слыхал. Но все, что грязного есть в жизни самой бедной — И горе, и разгул, кровавый пот трудов, Порок и плач нужды, оборванной и бледной, Я видел вкруг себя с младенческих годов.Тем самым биография Никитина очень сходна с биографией А. Кольцова — его земляка и учителя, влияние которого Никитин ощущал на всем протяжении своей литературной деятельности. Но если Кольцову в этом темном царстве нужды и невежества сиял яркий луч света — дружба с великими революционерами-демократами и особенно с Белинским, который поддерживал и ободрял поэта, воспитывал его в духе подлинного демократизма и указывал путь к совершенствованию поэтического мастерства, то Никитин был лишен такой благотворной поддержки. Окруженный совершенно иной социальной и литературной средой, в которую входили правящие круги Воронежа и ряд реакционных писателей и критиков, Никитин подвергался влиянию этой среды, пытавшейся сделать молодого поэта официальным певцом самодержавия либо сторонником «чистой поэзии».Раннее творчество Никитина (1849—1853) было преимущественно подражательным. Никитин рано познакомился с передовой русской литературой, с пламенной поэзией Пушкина и Лермонтова, Кольцова и Некрасова и подпал под ее могучее воздействие. Сопротивляясь окружающей среде, протестуя против мрачной и грязной жизни, лишенной тепла и света, веселья и красоты, Никитин сам стал писать. В этих стихах впечатления, мысли и чувства поэта выражались еще неумело, с чужого голоса.
Но уже тогда в творчестве Никитина прозвучали резкие ноты гнева и протеста, которые предвещали его приход в ряды передовой русской демократической поэзии. Созданное поэтом в 1853 г. стихотворение «Мщение», написанное, правда, в кольцовской манере, т. е. с использованием формы стихов Кольцова, знаменовало обращение Никитина к социальной тематике; оно отразило глубокое сочувствие поэта угнетенным народным массам и возмущение диким помещичьим произволом. С этого времени в поэзии Никитина все явственнее обнаруживается некрасовская линия, пробивающаяся сквозь налет некоторого консерватизма и религиозности, присущий стихам Никитина во второй период творческой деятельности (1853—1856) и вызванный сближением поэта с воронежским литературным кружком.
В этот кружок входили реакционные критики вроде Де-Пуле и А. Гордштейна. Но были здесь и такие прогрессивные деятели, как Н. И. Второв, один из руководителей «Воронежских губернских ведомостей», историк, этнограф и статистик. Ему-то во многом обязан Никитин тем, что в его творчестве усиливаются реалистические тенденции.
В эти годы поэт создает прекрасные стихотворения, посвященные показу жизни бесправного, угнетенного люда, как, например, «Зимняя ночь в деревне», «Ссора», «Жена ямщика» и другие, рисующие трагическую судьбу простых тружеников, обреченных на голод и нищету — небольшие поэтические новеллы, написанные искренно и правдиво, с глубоким знанием жизни и быта героев.
Очень примечательно стихотворение «Бурлак», в котором Никитин со строгой безыскусственностью рассказывает о том, как крестьянин потерял жену и сына, разорился и ушел в бурлаки, чтобы не погибнуть. Поэт описывает здесь не только страдания бедняка-крестьянина, но и показывает заложенные в нем богатые душевные силы, молодецкую удаль, стремление к деятельности и свободе. Эти жизнеутверждающие, оптимистические мотивы особенно заметны в концовке стихотворения:
Есть разгул молодцу: Волга с шумом бежит И про волю поет на просторе; Ретивое забьется, и вспыхнешь огнем! Осень, холод — не надобна шуба!— Сядешь а лодку — гуляй! размахнешься веслом, «Силой с бурей померяться любо! И летишь по волнам, только брызги кругом... Крикнешь: «Ну, теперь божия воля! Коли жить,— будем жить, умереть,— так умрем!» И в душе словно не было горя!Все чаще появляются произведения, подобные «Мщению», но вполне самостоятельные и в художественном, и в идейном отношении, с резко звучащими социальными мотивами, до которых не поднимался и А. Кольцов. Предвосхищая Н. А. Некрасова, Никитин пишет стихи о трагической участи русской крестьянки — «Не вини одинокую долю», созвучные некрасовской «Тройке», с болью рассказывает о печальной судьбе падшей женщины и вскрывает социальные причины ее падения («Три встречи»). Глубокий реализм, простота и искренность, ненависть к общественному строю, который бросает людей на дно жизни, и вместе с тем непоколебимая вера в духовные силы трудового народа становятся характернейшими чертами поэзии Никитина.Утверждению этих черт в творчестве поэта в значительной мере помогла революционно-демократическая критика.
В 1856 г., после выхода в свет первого сборника стихотворений Никитина, куда вошли преимущественно самые слабые стихи, «Современник» опубликовал рецензию Н. Г. Чернышевского, содержащую отрицательный отзыв о поэзии Никитина. Этот отзыв, справедливость которого признал и сам поэт, писавший в 1858 г., что «в первом сборнике моих стихов действительно много дряни», помог Никитину выйти, наконец, на верную дорогу. Рецензия великого критика ускорила формирование политического мировоззрения и художественного мастерства поэта, способствовала проникновению в его творчество демократической идеологии. Этому помогли также и новые исторические условия второй половины 50-х годов XIX века, общеполитический подъем в России, наступивший после того, как Крымская кампания 1855—56 гг. вскрыла военно-политическую слабость царского самодержавия, крестьянские волнения, которые свидетельствовали о зреющем протесте народных масс против нечеловеческих условий существования.
Начавшийся в такой благотворной обстановке третий период творчества Никитина (1856—1861) был наиболее значительным и ярким во всей творческой биографии поэта.
Преодолевая литературные влияния, освобождаясь от религиозных предрассудков и консервативных идей, Никитин становится в ряды лучших представителей передовой русской литературы, сильной своими гуманистическими и освободительными традициями.
Он поднимается до осознания того, что не простому труженику, вложившему столько усилий в свой труд, достаются плоды этого труда, обильно политые слезами и потом. Взволнованно говорит поэт о горькой судьбе пахаря, который любовно выращивает хлеб, но не для себя, а для богачей (стихотворение «Пахарь», 1856):
Из земли ты роешь золото, Сам-то сыт сухою коркою.В замечательном стихотворении «Нищий», высоко оцененном Н. А. Добролюбовым, Никитин воспевает неутомимого труженика-страдальца, работающего весь век, но лишенного даже крох довольства и счастья. Однако, не только сострадание вызывает такой бедняк у поэта; он преклоняется перед ним, перед его беспримерной стойкостью:Но беднее и хуже есть нищий: Не пойдет он просить под окном, Целый век, из одежды да пищи, Он работает ночью и днем. Спит в лачужке, на грязной соломе, Богатырь в безысходной беде, Крепче камня в несносной истоме, Крепче меди в кровавой нужде...Эту героическую твердость и стойкость трудящихся России поэт славит и в произведениях «Дедушка» (также отмеченном Добролюбовым), «На попелище» и во многих других своих стихах. В то же время он создает остро сатирические портреты тех, кто способствует угнетению трудящихся, показывает, что в самой крестьянской среде происходит расслоение на богатых и бедных, и клеймит сельских богатеев-хищников, сосущих бедняцкую кровь. К образам помещиков-самодуров и грабителей-купцов, выведенных в стихотворениях «Мщение», «Выезд ямщика», «Хозяин» присоединяются образы старосты и мельника («Староста», «Гнездо ласточки»), вызывающие ненависть и отвращение читателя.Таким образом, в последнем периоде творчества Никитин обращается преимущественно к изображению нужды и лишений простого народа, крестьянства и городской бедноты. Вереницы крестьян и бурлаков, ямщиков и портных, забитых, униженных и подавленных и все же в горе и нужде сохранивших высокие человеческие чувства, крепость и стойкость духа, проходят перед нами при чтении стихов Никитина. Как бы итогом жизненных наблюдений поэта, итогом увиденного и пережитого им в стране бесправия и гнета звучит стихотворение «Тяжкий крест несем мы, братья» (1857—58), в котором заклеймена вся крепостническая Россия,— как
...Царство скорби и цепей, Царство взяток и мундира, Царство палок и плетей.Здесь уже прорываются революционные ноты, еще больше усиливающиеся в стихотворении «Падет презренное тиранство», где Никитин поднимается до прославления революционного восстания, которое принесет свободу трудящимся.В эти же последние годы жизни и деятельности поэт создал свои поэмы «Кулак» и «Тарас», являющиеся вершиной его поэтического творчества.
Поэма «Кулак» была положительно оценена Добролюбовым, который назвал ее «...произведением..., полным истинно-гуманных идей» (Н. А. Добролюбов. Сочинения в 3-х тт., т. I, Гослитиздат, М., 1951, стр. 531.). Основная мысль поэмы, по мнению Добролюбова, заключается в том, что в моральном падении главного героя, Лукича, ставшего на путь обмана и стяжательства, виноват прежде всего самодержавный строй, уродующий человека, извращающий в нем лучшие душевные качества. Отсюда неизбежно вытекал революционный вывод: чтобы дать возможность людям жить по-человечески, дать простор их энергии и жажде активной деятельности, необходимо изменить существующий социальный строй, необходимо, чтобы наступила, наконец, пора:
Когда блеснут лучи рассвета; Когда зародыши добра На почве, солнцем разогретой, Взойдут, созреют в свой черед И принесут сторичный плод; Когда минет проказа века И воцарится честный труд...Та же тема гибели человека, по существу, загубленного эксплоататорским строем угнетения и насилия, разрабатывается Никитиным и в поэме «Тарас». Герой ее — мужественный и цельный человек, полный стремления к свободе и счастью, к труду и борьбе,— ищет выхода из окружающей действительности. Но этого выхода Никитин сам еще не видел и не мог указать своему герою. Именно поэтому Тарас погибает, спасая тонущего плотника, и гибель его глубоко символична. «Вот экземпляр и обыкновенная история растений, во множестве, произрастающих на нашей почве» 1,— с горьким сарказмом писал русский демократ-просветитель М. А. Антонович в журнале «Современник» («Современник», 1861, кн. XII, отд. II, стр. 198.), отмечая типичность судьбы Тараса, загубленного удушливой и мрачной русской жизнью.Обе поэмы явились значительным и ярким выражением демократической идеологии. Вместе с лучшими стихотворениями Никитина они наглядно показывали утверждение поэта на позициях демократизма. И если бы смерть не прервала короткую и трудную жизнь Никитина, он, возможно, в конце концов пришел бы в лагерь революционной демократии.
В настоящий сборник включены произведения Никитина, характеризующие его как правдивого выразителя противоречий русской действительности, певца тяжелой доли народных масс, их надежд и стремлений. И хотя он не был последовательным борцом против царского самодержавия, его лучшие стихи явились ценным вкладом в общую борьбу русского народа за свое освобождение от цепей рабства и насилия. Поэтому светлая память об Иване Саввиче Никитине навсегда сохранится в сердцах советских людей, уничтоживших старую Россию,— «царство скорби и цепей», и создавших тот новый светлый и свободный мир для трудящихся, о котором мечтал поэт.
Источник: И. С. Никитин. Избранные произведения. Киев: Художественная литература, 1956.
Е. А. Белявская