-
Мы пока не устали муссировать вопрос о существовании сетературы. Кто-кто утверждает, что такого явления нет и быть не может, что литература - она и в Африке литература, а какой используется носитель - бумага, дискета или серверное пространство, - это, в сущности, все одно... Понятное дело, есть и более интересная точка зрения тех, кто полагает, что сетевая литература, как таковая, все-таки имеет место быть и представляет собой нечто особенное...
-
В городе Казани почти никто подобными вопросами и, тем паче, ответами не задается. Вернее, не задавался до недавнего времени:) Не потому, что никто в сеть не ходит, или никто литературой не интересуется. У нас, провинциалов, все проще: раз писатель, значит, печатаешься в журналах и состоишь в Союзе писателей, а если нет - какой же ты писатель? Ну, на худой конец должен быть "на блажь твою диплом"... К участникам сетевого литпроцесса относятся по-доброму, как к неким переходным формам, которые, может быть, вырастут в "настоящих" литераторов. Во мнении этом единодушны как представители официальных литературных кругов, так и разношерстные ЛИТОвцы и просто любители поэзии. Последних у нас, как и везде, мало, количество их стремится к нулю, но все же не нуль. Как вы сами можете понять из нарисованной картины - все тихо и мирно.
-
Но события двух последних дней февраля 2004 года, как мне кажется, посеяли некоторые сомнения в умах казанцев. События эти представляли собой два вечера-выступления 4-х человек, в сети небезызвестных: Андрея Новикова, главного редактора журнала "Сетевая поэзия" и редактора сайта "ТЕРМИтник поэзии"; Юрия Ракиты, зав. отделом критики журнала "Сетевая поэзия"; Андрея Коровина, главного редактора журнала "Литер.ру" Национальной Литературной Сети, члена редколлегии журнала "Сетевая поэзия" и Ольги Кузнецовой, автора сайтов "Стихи.ру" и "Поэзия.ру", автора-исполнителя, участницы рок-кабаре Алексея Дидурова.
-
Вечера имели три отделения. В первом отделении Юрий Ракита произносил блестящую, местами проникновенную, местами энергичную, насыщенную гипнотизирующим сетевым сленгом речь, без труда убеждая всех присутствующих, что сеть - огромный материк, Новая Индия, которая велика, прекрасна и ждет новых и новых колумбов. Признаюсь честно, у меня даже возникло неоригинальное желание немедленно сесть за компьютер и погрузиться в сладостный онлайн. Далее следовал экскурс Андрея Новикова в историю журнала "Сетевая поэзия". Здесь у многих отлегло от сердца. "Ага" - подумали они - "значит все-таки в бумажном журнале печататься главнее!" Новиков, однако, был весьма последователен. Рассказывая о журнале, он несколько раз повторил, что печатают в нем только сетевых авторов, либо авторов, уже очень хорошо известных в оффлайновой литературе, чьи произведения делают честь любому изданию, на страницах которого появляются.
-
Во втором отделении гости читали стихи. Что порадовало лично меня, все три автора (а считая клонов, их было даже пять) - Ракита, Новиков и Коровин - оказались совершенно разными, не похожими друг на друга. Чего греха таить, в сети, на этих огромных поэтических сайтах, все-таки существует некий довольно жесткий мейнстрим и порою создается неприятное ощущение, что это все понаписал один единственный чудовищно плодовитый автор. Как тут не поверить в гипотезу чувствительного Ракиты об электронном сверхпоэте (см. журнал "Сетевая поэзия" N 1 за 2003 год). А нужно "хороших и разных"... Возвращаясь к выступлению, скажу, что представители старшего поколения с недоверием отнеслись ко всякого рода мистификациям, клонам, жаргонным словечкам и остальным особенностям поэзии столичных гостей, но исправно аплодировали всем выступавшим. Расстроило их только одно обстоятельство - буржуазность буржуазных поэтов.
-
Третье отделение составили авторские песни Ольги Кузнецовой. Ею казанцы были просто очарованы. И если Ольге вздумается когда-нибудь дать в Казани концерт, похоже, публика ей обеспечена.
-
Как вы понимаете, самое главное, что случилось с нами за эти два сумасшедших дня - мы немного узнали друг друга. На дружеских посиделках после выступлений было едва ли не интереснее, чем на самих выступлениях. Читались и даже посвящались стихи, пелись песни, случались забавные диалоги, велись споры по теориям литературы и сетературы. Естественно, хороший поэт - он и в сети, и в оффлайне хороший. Сеть же дарит дополнительную (а для кого-то и единственную) возможность живого общения, отзыва, отклика. Это ее очевидное и главное преимущество. И то, что ребята помогают людям общаться, выходить к читателю, пусть даже он по совместительству свой брат-поэт - здорово. И вызывает уважение.
-
А уж если при этом иногда получается видеться и в оффлайне!.. :))
-
В заключение добавлю, что встречи были организованы казанским поэтом Алексеем Остудиным, Литературным музеем им. М.Горького в Казани и ЛИТО им. Марка Зарецкого.
© Алена Каримова, 2004-2006.
© Сетевая Словесность, 2004-2006.