Ne vidno kirillicu?

См. также:

Д.Бедный
Страница автора:
стихи, статьи.


С.Михалков
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Грозное оружие (Русские поэты, 1968)

Сергей Михалков

Крестьянский сын Ефим Придворов родился в апреле 1883 года. Вторично он родился в 1912 году боевым сатириком Демьяном Бедным. "С этого времени (цитирую Бедного),- жизнь моя - как струнка". Меньшевики и эсеры, кадеты и прочие им подобные стали бояться своего обличителя.

Демьян Бедный сразу же нашел путь к сердцу солдата и крестьянина, рабочего и красногвардейца. Это поистине счастливая судьба, которой может позавидовать любой поэт!

Популярнейшую в годы гражданской войны песню Демьяна Бедного "Как родная меня мать провожала" знают не только те, кто в гражданскую войну сам держал в руках оружие, сражался за Советскую власть, за народ, за социализм. Ее знают и любят и те, чье детство прошло в более поздние годы - довоенные и во время Отечественной войны. Стихи и песня Бедного и сегодня, как и тогда, когда были созданы, читаются, поются, доставляют эстетическое наслаждение. Творчество Бедного многогранно.

Бедного смело можно назвать сатириком-международником. Стрелы его разят наших врагов и теперь.

Ничего доброго не сулил Бедный и "проплеванным" мещанинам. Он честно предупреждал, что им не поздоровится, что советские сатирики с ними справятся, сделают из них в "Крокодиле" мешанину.

Свои позиции, свои взгляды на искусство Демьян Бедный отстаивал горячо и убежденно. Он считал, что все работники идеологического фронта, фронта искусства, должны сообща по-партийному, по-хозяйски решать судьбу культуры своей страны.

Высокообразованному книголюбу Демьяну Бедному пришлось немало повоевать за чистоту русского языка с "гнилой литературщиной" и против буржуазных влияний, за утверждение культурного наследия в развитии советской литературы и искусства. Он не щадил тех, кто писал "языколомно, невразумительно к тому ж". В своих стихотворениях Демьян Бедный утверждал принципы жизненной правды, социалистического реализма. Он открыто, без аллегорий, так любимых баснописцами, обращается к литераторам и предостерегает от чуждых влияний:


        Советский сноб живет! А снобу сноб сродни.
        Нам надобно бежать от этой западни.
        Наш мудрый вождь, Ильич, поможет нам и в этом.
        Он не был никогда изысканным эстетом.
        И, несмотря на свой - такой гигантский!- рост,
        В беседе и в письме был гениально прост.
                           "О соловье"
Неукротим был Демьян Бедный в спорах с теми, кто отрицал роль басни в наше время. Утверждения о том, что со смертью Крылова развитие басни прекратилось и историческая роль басни как самоценного жанра выполнена,- подобные тирады вызывали резкий отпор сатирика. Он ведет спор с теми, кто пытается устранить басню с боевого литературно-революционного фронта. Собственным творчеством Демьян Бедный блестяще доказал, что жанр басни жив.

Когда Демьян Бедный умер, находились некоторые, кто говорил, что умер и возрожденный им жанр басни. Нет, любимая народом, традиционная по своей форме басня не может умереть!

Считая себя в известной степени учеником Демьяна Бедного, я представляю себе, как радовался бы он сегодня, узнав, свое почетное место в литературе занял жанр сатиры, которая была, есть и остается боевым оружием в борьбе с пережитками прошлого. Если бы Демьян Бедный был сегодня с нами, он, конечно, стоял бы в первых рядах наших сатириков, сражающихся на переднем крае идеологической борьбы за коммунизм.

А его многолетняя прямо-таки образцовая работа в редакции газеты "Правда", работа поэта-чернорабочего, поэта-газетчика, поэта-бойца, разве это не прекрасный пример для всех нас, кто наперекор всем снобам и эстетам считает своим гражданским долгом и честью сотрудничать в партийной печати?!

Так же как и поэзия Маяковского, сатира и гражданская лирика Демьяна Бедного работают на коммунизм!

Источник: Русские поэты. Антология в четырех томах. Москва, "Детская Литература", 1968.