Ne vidno kirillicu?

См. также:

П.Антокольский
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Об Антокольском (Строфы века)

Евгений Евтушенко

...Павел Григорьевич Антокольский родился в Петербурге в семье адвоката. Умер в Москве...

Да, литературен, да, насквозь... Но щедрая первоклассная литературщина лучше художественно нищенской "самостоятельности". Стиль Антокольского - это открытая реминисцентность. Ученик Вахтангова, связанный всю жизнь с кулисами и как режиссер, и как любовник, он не случайно с гордостью написал: "Служба государству - есть театр". Он не был поэтом тяжелого веса - его интеллигентность была облегченной. Но он свободно себя чувствовал как актер в разных декорациях: и в мастерской Иеронима Босха, и на санкюлотских баррикадах, и на машкерадах времен Пушкина. Любовь в его поэзии тоже была поставлена по-вахтанговски: "Я рифмовал твое имя с грозою, золотом зноя осыпал тебя..." Легкость отношения к жизни помогала ему уживаться даже с диктатурой, и реальность арестов и расстрелов он видел сквозь легкий богемный флер. Потеря юноши-сына в начале Второй мировой вознесла его на леденящий пик настоящих страданий, и он написал свою поэму "Сын", во время чтения которой на моих глазах встала вся нетопленая Коммунистическая аудитория Московского университета зимой 44 года: "В ладонях греются билеты. Солдат идет на костылях, и в летчицких унтах поэты и в офицерских кителях. Отец показывал мне. Я же смотрел, смущен и бестолков, и мне казался богом Яшин и полубогом А. Сурков. Был Долматовский важный, строгий, еще бросавший женщин в дрожь. Был Коваленков тонконогий на балетмейстера похож. Но вышел зоркий, как ученый, поэт с тетрадкою в руке, без галстука, в рубашке черной и мятом сером пиджаке... В молчанье гордом и суровом, поднявшись, мерно хлопал зал, и на виду у всех Софронов слезу платочком вытирал..." Софронов - с заплатами на лоснящихся шевиотовых штанах - впоследствии стал одним из ярых проводников "разгрома космополитов", который задел и Антокольского. В своих последних стихах, напечатанных лишь посмертно, Антокольский дал понять, что на самом деле он не все чувствовал так легко, как это казалось со стороны. Он был обожаемым воспитателем трех плеяд поэтов - и поколения Симонова и Алигер, и поколения Гудзенко и Межирова, и поколения Евтушенко и Ахмадулиной. Уникальное в советской поэзии стихотворение на смерть царской семьи было напечатано в 1922 году, и этот первый вариант до сих пор не переиздавался.

Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.