Не видно кириллицу?
См. также
![]()
М.Лермонтов
страница автора
ОБРАТНО К СТИХИИ
О рукописи `Демона`
8 сентября 1838 года - закончена рукопись "Демона", посвященная В.А.ЛопухинойТамара - персонаж поэмы М.Ю.Лермонтова "Демон".
"Милая дочь" Гудала, как обращается к ней Лермонтов,- такой мягкий эпитет не может обмануть нас. Брошенная в огонь страсти, при этом не банальной страсти любви, а страсти стихий и вопроса самого миростроения, Тамара соединила в себе несоединимое - божественный образ демонического чувства.
Из монахини (по замыслу первых редакций) она превращается в кавказскую красавицу. Именно на Кавказе - на вершинах мира - среди горячей крови сражаются бог и дьявол. Демон и Тамара - контраст мрачной искушенности и гармоничной невинности. Пришедший с неба оказывается бурным и соблазняющим, а дочь земли - непорочной и спасающей.
Но окончательно разделить их нельзя. Если бы мы не глядели на Демона глазами Тамары, не было бы вокруг него "неотразимого ореола" - ей явился он "с глазами, полными печали, и чудной нежностью речей". Сама она как будто остается сторонней к происходящему. За ее душу спорят, и кажется, Тамара в этом споре участия не принимает. И только после смерти совершает акт самостоятельного выбора - посмертно "изменяет" Демону.
Если мы поближе рассмотрим личные мотивы Лермонтова, то увидим, что олицетворение своего "Я" с влюбленным демоном чаще всего просматривается в стихах, обращенных к В.А.Лопухиной. Милая Варенька грешна тем, что наделила некоторыми своими чертами Тамару. А.П.Шан-Гирей опысывал Лопухину как "молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную... это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей..." Третью редакцию "Демона" называют "лопухинской", В.Лопухиной одной из первых отсылает поэт и последнюю переделку поэмы.
Как известно, роман Лермонтова с Лопухиной не завершился счастливо - не дождавшись поэта, Варя вышла замуж за другого. Интересно, что в одной из последних баллад имя Тамары (царицы) служит для Лермонтова обозначением гибельной женской красоты. Теперь героиня сама убивает возлюбленного. Так за несколько лет Тамара совершает путь от монахини к Демону.
Образованным русским людям рубежа 30-40-х годов ХIХ века была созвучна демоническая скорбь, пронизывающая поэму. Но по мере поворота к революции на первый план выходит мятежный разум, враждебность иллюзиям. Внимание современников приковывает не живой образ, а мертвая улыбка демонически умудренной Тамары.
Источник: Женский русский месяцеслов. 2000 год.