Не видно кириллицу?

См. также

М.Волошин
страница автора


ОБРАТНО К СТИХИИ

Я стал строками книги...

Особое место в литературе начала ХХ века занимает поэзия, отразившая наиболее характерные тенденции данной эпохи. Здесь следует назвать таких авторов, как А.Блок, А.Белый, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З.Гиппиус, Н.Гумилев, О.Мандельштам, А.Ахматова, М.Цветаева... Важное место в литературном процессе начала ХХ века сыграло творчество М.А. Волошина. Человек великолепной эрудиции, глубочайших знаний, широкого кругозора, "monsieur "c'est tres interesant"" ("господин "это очень интересно""), как называли Волошина в парижском обществе. Поэт прекрасно знал античную и восточную культуру, изучал историю и теорию живописи, и сам написал немало исследовательских работ по этому вопросу ("Скелет живописи" 1904 г., "Устремления новой французской живописи" 1908 г., "Индивидуализм в искусстве" 1906 г., "Архаизм в русской живописи" 1909 г., "Современные портретисты" 1911 г., "Чему учат иконы?"1914 г.). Он интересовался мировой историей, древними и современными языками (еврейский, арабский, французский, немецкий, испанский); превосходно зная французский язык, переводил стихотворения Э.Верхарна, Ш.Бодлера, В. Гюго, Г.Флобера, Анри де Ренье, сонеты Х.-М.Эредиа. В 1914 году вышла книга французского эссеиста Поля де Сен-Виктора "Боги и люди" в переводе Волошина. Впрочем, одно из наиболее любимых его произведений - трагедия "Аксёль" Вилье де Лиль Адана в его переводе так и не вышла в свет.

Кроме того, что Волошин был великолепным поэтом, он был еще и чудесным художником, запечатлевшим в своих живописных работах бесконечные странствия по дорогам Земли, ее призрачные, вечно меняющиеся лики. В его акварелях мы видим дивные улочки Парижа, причудливые ландшафты далеких, неведомых стран и, конечно, самый загадочный, таинственный, чарующий и манящий край на Земле - Коктебель - древняя Киммерия.


        Как в раковине малой - Океана
        Великое дыхание гудит,
        Как плоть ее мерцает и горит
        Отливами и серебром тумана,
        А выгибы ее повторены
        В движении и завитке волны,-
        Так вся душа моя в твоих заливах,
        О, Киммерии темная страна,
        Заключена и преображена...
         ("Коктебель", 1918 г.)
так описывал поэт и художник Максимилиан Волошин свою духовную родину - Коктебель. Он говорил: "Коктебель моя родина, мой дом - Коктебель и Париж,- везде в других местах я только прохожий". Ландшафт Коктебеля вольно или невольно воплощался поэтом во многих его стихотворения. В пейзажах Греции (цикл "Алтари в пустыне" 1909 г.), древних, уже исчезнувших стран (цикл "Corona astralis" 1909 г.) и даже Луны (стихотворение "Луна", цикл "Lunaria" 1913 г.) неизменно проглядывают очертания таинственной Киммерии-Коктебеля.

Поэтические принципы Волошина, по его собственным словам, также формировались под влиянием этой суровой, пустынной земли. В дневнике Волошина, названном им "История моей души", мы находим запись от 13 ноября 1904 г.: "Разговоры о пустыне. Пустыня создает поэтов, море - нет. Море, с его туманами, создает ритмику - В.Гюго. Пустыня - это мысль во всей ее простоте". Такова и поэзия Волошина: она строга и интеллектуальна. Волошин - "подмастерье словесного, святого ремесла", он - "кузнец упорных слов", который "вкус, запах, цвет и меру выплавляет их скрытой сущности". Он - тайновидец, поэт, пророк. Волошин полагает, что


        Речение, 
        В котором все слова
        Притерты, пригнаны и сплавлены
        Умом и терпугом, паялом и терпеньем,
        Становится лирической строфой.
Поэт не был, по его признанию, "светлым лирником, что нижет широкие и щедрые слова на вихри струнные, качающие душу". Его понимание творчества отличалось от взглядов его современников. В основе его поэзии - не чувство, а мысль. Вероятно, поэтому произведения Волошина часто встречали непонимание у современников. Возможно, они оказались слишком сложны для них.

Читая их воспоминания, мы видим, сколь различны были отзывы о его творчестве. Тамара Шмелева вспоминала, что "ялтинская публика принимала М.Волошина по-разному: друзья и молодежь - с восторгом, местная интеллигенция - несколько настороженно и подчас очень даже отрицательно. Волошин был ей малопонятен". Евгения Герцык отмечала: "В кругах символистов недолюбливали его поэзию: все сделано складно, но чего-то чересчур, чего-то не хватает". Неприязненно отзывался о творчестве Волошина Б.Садовский, сотрудник журнала "Весы": "И все у него выходило прилично старательно и бездарно". Но вместе с тем, автор - вероятно, незаметно для себя - отмечает и положительные черты поэта: широту и благородство души, которых сам, очевидно, был лишен: "...Он искренне доволен собой и даже счастлив. Оттого дружить с ним легко: человек он покладистый и добрый".

А. Белый стремится понять и объяснить причину такого неприятия публикой поэзии Волошина: "Если б Волошин в те годы умерил свое поварское искусство в подаче стихов, он во многом бы выиграл, а то иные умаляли значенье стихов его, пока печатные книги не выпрямили впечатленья, что интерпретатор Волошин - настоящий поэт. Он в поэзии модернистической скоро занял почетное место" (восп, 143). "Поварским искусством в подаче стихов" А.Белый, вероятно, называет особую манеру чтения их Волошиным. Эмилий Миндлин так описывал ее: "Он охотно и много, часто до глубокой ночи читал стихи. Чаще чужие, нежели свои. Читал не так, как было принято у большинства молодых. Ничто в его чтении не напоминало манеру чтения Мандельштама - манеру, которой, кстати сказать, мы, молодые, изо всех сил подражали. Он не скандировал. Слово в его чтении было осязаемо, как скульптура, четко, как вырезанное гравером на меди. Это было скульптурное и живописное, а не музыкальное чтение". Большое значение творчеству Волошина придавал А.Толстой. Автор так характеризует внутренний мир его поэзии: "Вот здесь мы чувствуем тайные, могучие голоса крови, здесь ритм рождает слова и слова вещи. /.../ Солнечных песен, оргий, опьяненных кровью. Холодом вечности, ритмом знания смерти веет от слов его. /.../ Знаки тайные астральные, непокорную стихию скрывающие, чувствуешь в словах его. Поэт ритма и вечности... Вот то новое, что в наши категории вносит поэт М.Волошин". И все же, столь лестно отзываясь о поэзии Волошина, он затрагивает лишь одну ее сторону - мистическую, античную, характерную для раннего периода творчества поэта. Поэзия же Волошина в целом была еще богаче и глубже. Странствуя по дорогам Европы и Азии, Волошин повсюду продолжает учиться жизни, мудрости, творчеству, которые являются для него нераздельными. Посетив Германию, Швейцарию, Среднюю Азию, Волошин все же утверждал: "Я никогда не покидал пределов древнего средиземноморского мира: я знаю Испанию, Италию, Грецию, Балеары, Корсику, Сардинию, Константинополь и связан с этими странами всеми творческими силами своей души. Форме и ритму я учился у латинской расы. Французская литература была для меня дисциплиной и образцом",- писал Волошин в "Автобиографии". Кредо Волошина - поэта - художника - критика - странника наиболее ярко выражено в строках стихотворения 1904 г. "Сквозь сеть алмазную...":


        Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
        Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
        Пройти по всей земле горящими ступнями,
        Все воспринять - и снова воплотить!             
В своем творчестве поэт затрагивал широкий круг тем, проблем, идей. Среди них можно выделить тему трагической судьбы России (книга "Неопалимая купина"), тему любви (цикл "Amori amara sacrum" ("Святая горечь любви"), посвященный первой жене поэта - Маргарите Сабашниковой), тему Времени - Вечности (цикл "Когда время останавливается"), тема творчества и судьбы поэта (стихотворения "Поэту", "Доблесть поэта", цикл "Corona astralis"), тема человека и мироздания (цикл "Алтари в пустыне")...

И, пожалуй, самая важная тема, затрагивающая все произведения Волошина,- тема поиска и обретения человеком Бога, которая связана с религиозно-философскими мотивами и образами, возникающими в поэзии Волошина. Именно эти мотивы и образы мы и попытаемся рассмотреть в нашей дипломной работе. До сих пор эта тема не была в полной мере раскрыта в исследовательских работах по творчеству Волошина. Долгие годы творчество Волошина предавалось забвению. Поэт страдал от того, что, начиная приблизительно с 1920-х годов, его произведения стали замалчиваться официальной критикой, отвергаться журналами.


        Мои ж уста давно замкнуты... Пусть!
        Почетней быть твердимым наизусть
        И списываться тайно и украдкой,
        При жизни быть не книгой, а тетрадкой,-
с горечью признается Волошин в стихотворении 1926 г. "Дом поэта". Подобная ситуация сохранялась в литературе вплоть до 1960-х годов, когда имя Волошина постепенно, медленно, но все же начинает воскрешаться. В это время начинается изучение биографии поэта, его трагической, богатой событиями и встречами жизни, а также уникальной истории Дома Поэта. Рассмотрение данных тем мы находим в работах Ионова А. "На даче Волошина" 1961 г., Березак И. "Читали поэты" 1976 г., Брашной А. "О Доме Поэта и его хранителе" 1977 г., Купченко В. "Библиотека М.Волошина" 1977 г., "Дом Поэта" 1980 г.

В 1970-е годы активно изучается тема - Волошин и Крым; пейзаж, легенды, образы в поэзии Волошина, порожденные историей и духом Коктебельской земли. Этими вопросами занимались в своих статьях и монографиях следующие исследователи: Лидин В. "Тропинка в Киммерии" 1977 г., Баранников Н. "Певец Киммерии" 1977 г., Сайкина О. "Певец Киммерийской земли" 1977 г.

В последующее десятилетие в работах Келинова В. "Акварели М. Волошина" 1961 г., Рязанова В. "Киммерийские берега" 1984 г., Ионова А. "М.Волошин-художник" 1981 г. начинается изучение художественного, живописного, наследия М.Волошина. Рассматривается вопрос об отношении поэта к искусству и к мировой культуре в целом. В 1970-1980-х годах начинается изучение литературного творчества поэта и его связей с мировой литературой. Наибольший вклад в изучение этого вопроса внес Купченко Владимир Петрович, написавший такие статьи, как "Волошин и Сарьян" 1977 г., "М.Горький и М.Волошин" 1976 г., "М. Волошин и Диего Ривера" 1977 г., "Достоевский и Волошин" 1988 г. Попытку рассмотреть жизнь и творчество поэта в целом предпринята им в книге "Странствие Максимилиана Волошина" 1977 г.

Серьезный, глубокий анализ творчества Волошина был начат только в 1990-х годах. Так, Жарких В.Б. обращается к изучению темы творчества, искусства, поэзии в своем исследовании "Сущность творчества в эстетике М.А.Волошина" (М, 1989). БрееваТ.Н. рассматривает наследие Волошина-критика в диссертационной работе "Литературно-критическая деятельность М.Волошина" (Казань, 1996). Исследованию сонетов ("Corona astralis", "Звезда полынь", "Amori amara sacrum") посвящен труд Кошемчук Т.А. "Сонеты М.А.Волошина" (Тбилиси, 1990).

Тема России, как уже было сказано, является одной из основных тем поэзии Волошина. Исследователи стремятся раскрыть понимание поэтом закономерностей исторического развития России, его гражданскую позицию, которая - особенно в годы революций, войн, страшного террора - отличалась человечностью и глубокой верой в праведность и, как говорил сам поэт, "провиденциальность" путей России.


        В дни революций быть Человеком, а не Гражданином,-
призывал Волошин в стихотворении 1923 г. "Доблесть поэта". Судьба России, святой Руси с ее древней, богатой историей, с ее духовной мощью, ныне, увы, растерянной, проданной, волновала его.

        Дай слов за тебя молиться,
        Понять твое бытие,
        Твоей тоске причаститься,
        Сгореть во имя твое,-                           
писал поэт в стихотворении 1915 г. "Россия". Наиболее ярко тема России звучит в книге "Неопалимая купина", куда вошли стихотворения 1915-1924 годов. Исследованию этой темы в поэзии Волошина и сравнению его понимания судьбы и образа России с пониманием, восприятием их С.А.Есениным, современником Волошина, посвящена работа Шитьковой М.М. "Образ Родины в поэзии М.А.Волошина и С.А.Есенина" (М, 1999). Важной являлась тема России и в творчестве А.Блока. На сопоставлении взглядов Волошина и Блока на образ России построено исследование Яковлева М.В. "Судьба России в поэзии А.Блока и М. Волошина" (М, 1995). Первые десятилетия 20 века стали годами суровых испытаний. Рушилась старая Россия, возникала новая, отвергшая многих своих истинных, любящих ее детей. Они вынуждены были уезжать за пределы страны. Среди них оказались: М. Цветаева, Б.Зайцев, З.Гиппиус, Д. Мережковский... Отнюдь не легкой была их жизнь вдали от Родины. Но еще более тяжелой оказалась судьба тех, кто остался со своей матерью-Русью. Они готовы были пройти вместе с ней все испытания, разделить ее судьбу - с ней погибнуть или воскреснуть:

        Умирать, так умирать с тобою,
        И с тобой, как Лазарь встать из гроба,-         
говорит Волошин в стихотворении "На дне преисподней" (1922 г.). В это время выплавляется истинная, христианская вера поэта. Исследованию творчества Волошина в 1920 годы посвящена работа Абрамовой И.А. "М. Волошин в 1920-е годы. Поэзия и позиция" (М, 1994).

Исследованию религиозно-философских взглядов поэта посвящена работа Арефьевой Н. Г. "Античные мотивы в творчестве М.Волошина" (М, 1999). Действительно, античные мотивы и образы органично вплелись в поэзию Волошина, оказав важное влияние на ее ритмический строй, а также на многоцветность, сочность, яркость и богатство используемой палитры.


        Я - солнца древний путь от красных скал Тавриза
        До темных врат, где стал Гераклов град - Кадикс.
        Мой круг земли омыт, в меня впадает Стикс,
        И струйный столб огня во мне сверкает сизо,-    
писал поэт в стихотворении 1907 г. "Mare interium"

Итак, можно сказать, что в данное время происходит постепенное возвращение к удивительному образу поэта, мыслителя, художника Максимилиана Волошина, к его самобытной, многогранной, глубокой, философской поэзии.

Целью данной дипломной работы является рассмотрение религиозно-философских мотивов в поэзии Волошина. Своей задачей мы считаем анализ трех периодов творчества Волошина: античного, теософского и христианского.

Первый период (1900-1906) отмечен заметным влиянием на произведения поэта античной эстетики и античного мировоззрения. Наиболее важными образами и символами в этот период становится символ огня, Солнца - как творящего начала в мироздании, и Аполлона - покровителя сна, гармонии.

Второй период (1907-1917) является временем наиболее сильного влияния на мировоззрение Волошина оккультных, теософских учений. Здесь нами будут рассмотрены такие образы, как образ поэта-жреца, связанный с мотивами странничества, изгнания, дара ясновидения и пророчества; образ Ученика и мотив ученического пути к овладению Мастерством, мы обратимся к анализу темы познания, темы Времени - Вечности, являющейся одной из важнейших в творчестве и миропонимании Волошина. Значительную роль играет также в этот период и образ - символ Слова как священного, магического, подобного заклинанию. Здесь мы исследуем образ Каина, который можно назвать образом, синтетически объединившим в себе черты волошинских героев - странников, скитальцев. Целью их земного пути является преосуществление, "пересоздание себя" и обретение высшей мудрости в мире Божественном.

Третий период (1917-1926) - период обращения поэта к христианским темам, образам и сюжетам. Здесь мы должны отметить такие образы, как образ избранного, спасителя, сближающийся с библейским образом Иисуса Христа; образ Святой Руси, "покрытой Русью грешной", которой, по мнению Волошина, суждено, пройдя все испытания, преобразиться в Славию - священный Град. Так в поэзию Волошина входит мотив воскресения. Поэт верит в то, что "Русь - третий Рим" и что именно ей предстоит однажды стать хранительницей православной веры. Особенно ярко звучит в данный период христианский мотив жертвенной любви, связанный с образами Господа, Иисуса Христа, Руси, лирического героя. Важным является также образ протопопа Аввакума, защитника православной веры, христианского подвижника.

Говоря о трех периодах творчества Волошина, необходимо все же отметить, что подобное разделение является весьма условным, так как творчество данного поэта представляет собой целостное, гармоничное (и при том своеобразное) единство мыслей, образов и идей, относящихся к различным эпохам, культурам и учениям. М.Цветаева в очерке "Живое о живом" отмечала "глубочайший его пантеизм: всебожественность, всебожие, всюдубожие,- шедший от него лучами, /.../ глубочайший, рожденнейший его пантеизм". Волошин не отвергал ни одной идеи, потому что убежден был в единстве мира, созданного Единым, Мудрым Богом.

Интересно отметить, что в "Автобиографии", написанной в 1920-х годах, Волошин объяснял свою склонность к "духовно-религиозному восприятию мира и любовь к цветению плоти и вещества во всех его формах и ликах" днем своего рождения 16(28) мая 1877 г. Это был Духов день, празднуемый церковью на пятидесятый день после Пасхи, Воскресения Христова, "когда земля - именинница". Согласно преданию, "в этот день во время Божественной службы с неба сходит священный огонь, который испепеляет всю нечистую силу, попадающуюся ему на пути". Народные поверья утверждают, что "в Духов День перед восходом солнца, Мать - Сыра-Земля открывает все свои тайны". В это время, как и в ночь на Ивана Купалу, кладоискатели ходят "слушать клады". Помолясь Святому Духу, припадают ухом к земле. И тайны открываются им". Не таким ли "кладоискателем" был всю свою жизнь поэт, художник, мыслитель, мудрец Максимилиан Волошин?


        Что-то хочется крикнуть 
        В эту черную пасть,
        Робким сердцем приникнуть,
        Чутким ухом припасть.
        Ты идешь и не дышишь...
        Холодеют поля.
        Нет, послушай... Ты слышишь?
        Это дышит земля.
        Я к траве припадаю.
        Быть твоим навсегда...
        "Знаю... знаю... все знаю",-
        Шепчет вода. 
        ("Небо в тонких узорах...", 1905)
Древняя Вселенная открывала мудрецу-поэту свои глубинные тайны. Он же "стремился чертой и словом" поведать их человечеству.

Источник: Прислал читатель.

Наталья Чернышева