Не видно кириллицу?
См. также
![]()
Н.Клюев
страница автора
ОБРАТНО К СТИХИИ
Не жалко себя, жалко своих песен-пчел
К 114-й годовщине со дня рождения Николая Клюева, расстрелянного большевиками в 1937 году"Впервые я сидел в остроге 18 годов от роду, безусый, тоненький, голосок с серебряной трещинкой. Начальство почитало меня опасным и "тайным". Когда перевозили из острога в губернскую тюрьму, то заковали меня в ножные кандалы, плакал я, на цепи свои глядя. Через годы память о них сердце гложет..."
Так писал Николай Клюев, поэт мировой величины, непревзойденный певец нашего былинного Севера, радетель и защитник Святой Руси, о своем первом в жизни тюремном заключении в 1906 году. Жил он тогда в Вытегорском уезде Олонецкой губернии, у родителей. Отец - бывший унтер-офицер, сиделец винной лавки, мать - истовая старообрядка, корнями своими происходившая от выговских спасателей старой доникониановской веры. Клюев боготворил свою мать, называл ее былинщицей, песельницей.
Влияние матери на Клюева оказалось решающим: он до конца жизни оставался старовером ("Кто за что, а я за двоеперстье!.."). С отроческих лет он пускается в путешествие по Руси, живет послушником в Соловецком монастыре, носит двадцатифунтовые вериги, увлекается "божьими людьми" - бегунами, связывается с сектой хлыстов.
В это же время, будучи раскольником, поэт примыкает к революционным кружкам, становится пропагандистом программы либерального крестьянского союза.
В Госархиве Карелии сохранилось немало документов, касающихся дела о "заарестовании крестьянина Николая Клюева". 25 января 1906 года его заключают в вытегорскую тюрьму. Основание: пропагандистская деятельность против властей, призывы не платить податей, отобрать землю у попов. Через четыре месяца Н.Клюева переводят в петрозаводскую тюрьму, где он находится еще два месяца. 26 июля поэт выходит на волю и сразу же принимает участие в митинге местных социал-демократов. Бывал Н.Клюев в Петрозаводске и позже, уже знаменитым поэтом.
Между тем его поэтическая слава росла. Он ездит в столицу, знакомится с А.Блоком, С.Есениным, многими другими поэтами, писателями, художниками. Один за другим выходят сборники стихов, цикл его стихов "Избяные песни" восхищает многих, появляются поэмы "Заозерье", "Мать-суббота", "Плач о Сергее Есенине" и другие. Основное в творчестве Клюева - органическое родство с матерью-природой и неприятие цивилизации. "Как ненавистен и черен кажется весь так называемый цивилизованный мир, и что бы дал, какой бы крест, какую бы Голгофу понес, чтобы Америка не надвигалась на сизоперую зарю, на часовню в бору, на зайца у стога, на избу-сказку",- писал он в 1914 году. Всю жизнь он молился России, всю жизнь боготворил ее. ("Тебе и каторжной молюсь!..").
Одно время (с 1918 до 1920 года) Н.Клюев состоял в большевистской партии, но довольно скоро понял, что с большевиками ему не по пути. Все больше появляется стихов, "отравленных ядком", в конце 20-х выходит поэма "Деревня", явно антисоветская, после которой Н.Клюеву доступ в печать был наглухо закрыт. Свою главную в жизни, как он считал, поэму "Погорельщина" он напечатать уже не смог, ходил по знакомым, читал (а читал он прекрасно). Нещадно бедствовал, даже просил милостыню. А 2 февраля 1934 года был арестован за "составление и распространение контрреволюционных литературных произведений". На пять лет Клюева ссылают в далекий Нарымский край. "Я сгорел на своей "Погорельщине", как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском",- писал он уже из ссылки.
То, что довелось испытать Н.Клюеву на этапах и в ссылке, не шло ни в какое сравнение с сидением в вытегорской и петрозаводской тюрьмах в юности. "После четырех месяцев хождения по мукам я... выкинут на глинистый, устланный черными от непогоды избами т.н. поселок Колпашев... В кособокой лачуге. Сплю на голых досках под тяжелым от тюремной грязи одеялом, которое чудом сохранилось от воров, остальное все украли еще в первые дни этапов. Ссыльные в большинстве живут в землянках, все потрясающе несчастны и необщительны, совершенно одичав от нищеты и лютой судьбы. Убийства и самоубийства здесь никого не трогают. Я сам, еще недавно укрепляющий людей в их горе, уже четыре раза ходил к водовороту на реке Оби, но глубина небесная и потоки слез удерживали меня от горького решения...",- так писал Клюев друзьям в Москву и просил похлопотать о перемене места, понимая, что в этой холодной и голодной дыре он и года не протянет. Благодаря хлопотам друзей, в октябре его переводят в Томск. Жить стало полегче, и все же поэт мучительно переживал свой вынужденный отрыв от литературы. "Положение мое серьезно и равносильно отсечению головы, ибо я, к сожалению, не маклер, а поэт,- писал он из Сибири. - Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жалко своих песен-пчел, сладких, солнечных, золотых. Шибко жалят они мое сердце".
И все же поэт находит в себе силы писать. В Сибири были написаны ненайденные поэмы "Нарым" и "Кремль", недавно обнаруженная в архивах НКВД непревзойденная "Песнь о Великой Матери".
В ссылке Н.Клюев многое переосмысляет. "Ни позы, ни ложных слов нет во мне,- писал он в 1936 году Н.Ф.Христофоровой. - Наконец, настало время, когда можно не прибегать к ним перед людьми, и это большое облегчение".
Последним известным нам стихотворением Н.Клюева стало трагическо-пророческое:
"Есть две страны: одна - Больница. Другая - Кладбище". Я умер! Господи, ужели?! Но где же койка, добрый врач? И слышу: "В розовом апреле Оборван твой предсмертный плач".Долгое время не знали доподлинно, как умер великий наш земляк. Лишь в 1989 году стало известно, что Николай Клюев был расстрелян в октябре 1937 года под Томском по приговору "тройки" - "за контрреволюционную повстанческую деятельность".Поэт умер, но поэзия его жива и будет жить. В этом был уверен и он сам:
В девяносто девятое лето Заскрипит заклятый замок, И взбурлят рекой самоцветы Ослепительных вещих строк...Источник: Северный курьер, Петрозаводск. Национальная служба новостей.
Василий Фирсов