Ne vidno kirillicu?

См. также:

Н.Карамзин
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Николай Карамзин (Русские поэты, 1996)

В. Федоров

Имя Карамзина прочно и навсегда связалось в читательском сознании с его прозаическими произведениями. Как самобытного лирика его вспоминают гораздо реже. А между тем и в развитие отечественной поэзии он внес существенный вклад.

Родился Николай Михайлович Карамзин 1 декабря 1766 года под Симбирском в дворянской семье. Детство его прошло на берегу Волги - величавой реки, "священнейшей в мире" (как она названа в одном из его стихотворений). Образование получил в пансионе профессора Московского университета Шадена, где давались широкие гуманитарные знания. Послужной список писателя был весьма кратким: примерно один год (1783-1784) находился Карамзин на военной службе, а после никогда нигде не служил. Отдавшись писательской деятельности, он стал одним из первых русских профессиональных литераторов.

Серьезное влияние на формирование взглядов Карамзина оказали годы (1785-1789), проведенные им в кружке Н. И. Новикова. Здесь он воспринял идеи просветительства, проникся пафосом человеколюбия, сердечности. Переживания "души" и "сердца" человека станут неотъемлемой частью поэзии Карамзина. Каждый писатель, по его убеждению, "пишет портрет души и сердца своего", как будет затем сказано об этом в статье "Что нужно автору?" (1793).

О творческом восприятии Карамзиным этих идей, характерных для сентиментальной и предромантической литературы (английской и немецкой), свидетельствует его первое программное стихотворение "Поэзия". В нем восторженно оценивается Шекспир при полном замалчивании писателей-классицистов. В шекспировском творчестве была найдена "священная меланхолия" вместе с "бессмертным умом", с "ключом ко всем великим тайнам рока". Вместе с Шекспиром восторженно воспринимается Оссиан, чьи песни "нежнейшую тоску" вливают "в томный дух". Сочувственно отмечаются Мильтон, "в страшных песнях" описавший "бунт, гибель Сатаны"; Йонг, "несчастных друг, несчастных утешитель!"; Томсон, возгласивший "Природы красоту, приятности времен"; "Альпийский Теокрит" Гесснер, "в восторге" певший "невинность, простоту, пастушеские нравы". Замыкает этот перечень Клопшток "несравненный", воспевший "начало и конец Мессииных страданий". В стихотворении "Поэзия", сочиненном в 1787 году, была намечена программа последующего творчества Карамзина, словно бы "задан" тот тон, на который будет настраиваться его лира.

В центре внимания поэта оказались тонкие переливы сердечных чувств человеческих. Эту - одну из главных - особенностей своего поэтического творчества откровенно объясняет сам поэт в "Послании к женщинам" (1796). Вложив свой меч в ножны, Карамзин вооружается листом бумаги и чернильницей с пером,


        Чтоб быть писателем, творцом,
        Для вас, красавицы, приятным;
        Чтоб слогом чистым, сердцу внятным,
        Оттенки вам изображать
        Страстей счастливых и несчастных,
                То кротких, то ужасных;
                Чтоб вы могли сказать:
        "Он, право, мил и верно переводит
        Все темное в сердцах на ясный нам язык;
        Слова для тонких чувств находит!"
Меланхолические пейзажи, трогательная любовь, тонкие оттенки настроений, вдохновляющая радость встреч, сладкая боль разлуки, философские раздумья о бренности земного бытия - все то, что составляет суть частной жизни человека,- входит в мир сентиментальной поэзии Карамзина.

Вместе с тем в его творчестве постепенно готовится романтическое видение мира. Его баллады ("Граф Гваринос", "Алина", "Раиса") предшествуют разработке этого жанра в творчестве Жуковского. А с его признанием в письме к И. И. Дмитриеву ("Поэт имеет две жизни, два мира; если ему скучно и неприятно в существенном, он уходит в страну воображения и живет там по своему вкусу и сердцу") согласились бы многие поэты-романтики. Эти взгляды Карамзин прямо высказал в стихотворении "К бедному поэту" (1796):


        Мой друг! существенность бедна:
        Играй в душе своей мечтами,
        Иначе будет жизнь скучна.
Неудовлетворенность современным ему общественным бытием, далеким от естественной жизни с ее простотой, наивностью и трогательной чувствительностью, влечет Карамзина к уединению на лоне природы или в дружеском и домашнем кругу, где он может предаться "приятным" вымыслам, как не без улыбки пишет он сам:

        Кто может вымышлять приятно,
        Стихами, прозой,- в добрый час!
        Лишь только б было вероятно.
        Что есть поэт? искусный лжец:
        Ему и слава и венец.
В блистательной элегии "Меланхолия", написанной в первый год нового, девятнадцатого столетия, Карамзин "предсказал" судьбу этого жанра в русской лирике. Именно стремление выразить меланхолическое упоение собственной грустью станет главным для элегии романтизма.

        Страсть нежных, кротких душ, судьбою угнетенных,
        Несчастных счастие и сладость огорченных!
        О Меланхолия! Ты им милее всех
        Искусственных забав и ветреных утех...
В 1792 году Карамзин проявил незаурядное мужество, написав и опубликовав оду "К милости", в которой - в скрытой форме, разумеется,- брал под защиту "государственного" "преступника" Н. И. Новикова. А годом раньше он призвал всех людей "вечно, вечно в мире жить!" ("Песнь мира", 1791). Этот гимн всеобщему миру заканчивался клятвой народов:

        Мы клянемся все сердечно
        В мире с братьями жить вечно!
        Отче! слышишь клятву чад?
        Мы твердим ее стократ.
Смерть застала Карамзина в 1826 году в период его работы над "Историей государства Российского".

Источник: Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.