Ne vidno kirillicu?

См. также:

Ф.Тютчев
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Федор Тютчев (Природа, мир, тайник вселенной...)

Михаил Эпштейн

Освоение природы в русской поэзии к середине XIX века достигло такого уровня, что смог появиться великий поэт Ф.Тютчев, создавший свой художественный мир почти всецело в образах природы. Впоследствии природа стала основной стихией творчества А.Фета, И.Бунина, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Б.Пастернака.

Тютчев - самый натурфилософский из всех русских поэтов: примерно пять шестых его творческого наследия (если не считать стихов на политическую злобу дня) составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека ("О чем ты воешь, ветр ночной...", [1835]; "Вечер мглистый и ненастный...", [1835]; "День и ночь", [1839]; и др.). Если у Лермонтова даже буря есть проявление первозданной гармонии природы, то Тютчев глубже вглядывается, точнее, вслушивается в "хаос", шевелящийся под этими бурями, в ту пучину мировой ночи, где тонут все краски, формы, созвучия: "И бездна нам обнажена // С своими страхами и мглами...". Тютчев - тайновидец природы, поэт ее роковых, мучительных состояний, перед которыми цепенеет рассудок и оживает в самом человеке "дикое, неразгаданное, ночное".

Благодаря Тютчеву в русской поэзии закрепились и обрели философскую значимость образы гроз, зарниц ("демоны глухонемые"), ночного ветра, наконец, самой ночи - разнообразные свидетельства демонической сокровенной силы природы. Тема "дня и ночи" приобретает у Тютчева наиболее обобщенное звучание, знаменуя собой двуполярность бытия: день - золотой покров, наброшенный над пропастью; 10 стихотворений поэта, принадлежащих к лучшим его созданиям (в том числе - "Как птичка, раннею зарею...", "Святая ночь на небосклон взошла...", "День вечереет, ночь близка..."), раскрывают трагическую диалектику "дня" и "ночи" в природе и в человеческой душе. Тютчева (более чем кого-либо из предшественников) привлекает круговорот времени в сутках, тончайшие смещения и переходы от ночи ко дню и обратно, особенно поэзия вечерних сумерек ("Летний вечер", [1828]; "Осенний вечер", 1830; "Тени сизые сместились...", [1835]).

Тютчев - певец стихий в их античном понимании, то есть устойчивых составных частей природы. Стихии воды, грозы, ночи описываются им в чистом виде, не как детали окружающей обстановки, а как самостоятельные силы мироздания, что делает Тютчева предвозвестником поэзии начала ХХ века (В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый). Тютчевская природа - не столько пейзаж, сколько космос, в ней живут и действуют не конкретные лица (лирический герой, возлюбленная, ямщик и т.п. - как у Пушкина, Вяземского), но сверхличные силы и закономерности, которые и выступают как предмет поэтического размышления. "Светлость" осенних вечеров и "певучесть" морских волн, "огневая лазурь" неба и "вещая дремота" леса - это чистые проявления природы как таковой, выделенные из конкретности пейзажа и возведенные в ранг вечных сущностей, представшие не только взору, но и мысли.

Часто используется структура притчи, уподобляющая человеческую жизнь явлениям природы ("Фонтан", [1836]; "Как дымный столп светлеет в вышине!...", <1848-1849>; "Как неожиданно и ярко...", 1865). В отличие от Г.Державина, аллегорически представляющего в образах природы отвлеченные человеческие качества (тщеславие, легкомыслие), и М.Лермонтова, запечатлевшего в них романтически пережитую ситуацию одиночества ("Листок", "Утес"), внутренней темой тютчевских сравнений выступает призрачность, мимолетность человеческой жизни, откуда и соответствующий ряд образов: фонтан, радуга, дым.

Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".