Ne vidno kirillicu?

См. также:

А.Толстой
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Алексей Толстой (Природа, мир, тайник вселенной...)

Михаил Эпштейн

Любимый пейзаж А.К.Толстого - усадебный, выдержанный в унылой, элегической тональности: запустелый сад, обветшалый дом, старые липы вдоль тенистых аллей, зацветающий пруд... ["Ты помнишь ли, Мария...", 1840-е годы; "Пустой дом", 1849(?)]. Этот же мотив запустения и в цикле "Крымские очерки" ("Приветствую тебя, опустошенный дом..." и др.) - одном из характерных образцов реалистического переосмысления (в середине 50-х годов) традиционно-романтической темы Юга.

Опыты поэтического обобщения, воссоздания образа национальной природы как целого приводят А.К.Толстого, однако к совершенно иной тональности - раскованной, удалой, звонко-напевной ("Колокольчики мои, // Цветики степные!.."; "Конь, мой конь, славянский конь, // Дикий, непокорный!.."; "Край ты мой, родимый край, // Конский бег на воле..."). Раздольная, порывистая душа русской природы впервые раскрыта Толстым в обобщающем образе конского бега (после лирических отступлений "Мертвых душ" Н.Гоголя) и предвосхищает соответствующие мотивы у А.Блока, С.Есенина.

В стихах конца 50-60-х годов элегическое восприятие природы уступает место восторженному, гимническому: "О лес! о жизнь! о солнца свет! // О свежий дух березы!" ("То было раннею весной..."; ср. также: "Звонче жаворонка пенье...", "Земля цвела. В лугу весной одетом...", "Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...", где воспевается "врачующая власть воскреснувшей природы"). Более широко, чем какой-либо другой русский поэт, Толстой пользуется параллелизмом природных и душевных явлений. Особенно близки ему море, как образ бурных житейских волнений, перемежающихся взлетов и падений, ширящейся и всезахватывающей любви ("Колышется море; волна за волной..."; "Дробится, и плещет, и брызжет волна..."; "Вздымаются волны как горы..."; "Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..."), и дерево, как образ крепнущей думы, жизненной стойкости, целеустремленности ("Вырастает дума, словно дерево..."; "Деревце мое миндальное..."; "О друг, ты жизнь влачишь, без пользы увядая..."). Для Толстого это не просто условный прием: в его представлении мир природы и мир души отражаются друг в друге, подчиняясь общему закону - всеобъемлющей любви, в которой сливаются все существования: "сердце каменное гор // С любовью в темных недрах бьется, // [...] // И ничего в природе нет, // Что бы любовью не дышало" ("Меня, во мраке и в пыли...").

В своей лирической натурфилософии ("Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..."; "Против течения", [1867]) Толстой - предвестник В.Соловьева, А.Блока, символистов, у которых красота природы наделяется высшим идеальным значением ["...в каждом шорохе растенья // И в каждом трепете листа // Иное слышится значенье, // Видна иная красота!" ("И.С.Аксакову")]. Вместе с тем в шуточных "Медицинских стихотворениях" (1868-1870) ("Доктор божией коровке..."; "Навозный жук, навозный жук..."; "Муха шпанская сидела...") Толстой выступает как ранний предшественник обэриутов (Н.Заболоцкого, Н.Олейникова) с их гротескными образами насекомых, ироническим выворачиванием традиционных лирико-пейзажных мотивов.

Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".