Ne vidno kirillicu?

См. также:

И.Бунин
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Иван Бунин (Природа, мир, тайник вселенной...)

Михаил Эпштейн

Один из крупнейших поэтов-пейзажистов, мастер изображения безлюдной природы, в которой скрыто присутствие каких-то безличных, непостижимых сил. Верный традициям реалистического пейзажа XIX века (особенно А.Н.Майкова и Я.Полонского), И.Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека, так сгущает краски ее вещественного бытия, что природа в его изображении выглядит необжитой, грозной и тревожной в своем безмолвии. Как бы ни менялась география бунинских стихов: от степных раздолий и лесной глухомани ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских, средиземноморских, пейзажей 1903-1916 годов, - глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, "блаженную тоску" пустынности: "Не видно птиц. Позорно чахнет..."; "Могилы, ветряки, дороги и курганы..."; "Зеленоватый свет пустынной лунной ночи..."; "И ветер, и дождик, и мгла // Над холодной пустыней воды" ("Одиночество"); "Окраина земли, // Безлюдные пустынные прибрежья..." ("Цейлон"); "Звезды горят над безлюдной землею..."; "Пустыня в тусклом, жарком свете..."; "На плоском взморье - мертвый зной и штиль" ("Штиль"). Такова бунинская природа, словно покинутая человеком или не впускающая его в себя, всегда "безлюдная", "пустынная", "мертвая", "неживая" (любимые бунинские эпитеты). Даже пшеничное поле - "Зреющего поля мертвая страна" ("Вечерний жук").

Вместе с тем никто до Бунина не изображал с такой проникновенностью мир живых существ, как бы перевоплощаясь в них, разделяя их томление, смутные думы, чувство тоскливой заброшенности или хищной радости ("Кондор", 1902; "Сапсан", 1905; "Змея", [1906]; "Собака", 1909; "Ночная змея", 1912; "Кобылица", 1916). Не одухотворяя природу, не уподобляя ее человеку, Бунин прилагает к природе ее собственную меру, раскрывая в своем лирическом герое то бессознательное, чувственно-стихийное, что сближает его со всеми созданиями на земле.

Бунин - один из самых "звездных" русских поэтов, причем звезды в его лирике - это прежде всего таинственные небесные письмена, предрешающие земные судьбы ("Плеяды", 1898; "Ночь", 1901; "Звездопоклонники", [1906-1909]; "Сириус", 1922). В некоторых стихотворениях поэт отдает дань мифологизму ("Бог полдня", 1908; "Ночь зимняя мутна и холодна", 1912; "Сказка о козе", 1915), однако в целом развивает традиции реализма, доводя до предела точную описательность и зоркую отстраненность в отношении к природе. Бунин первым ввел в круг реалистической поэзии такие пейзажи, которые у современников (В.Брюсова, К.Бальмонт, Н.Гумилева) воспринимались в условно-романтическом или символическом ключе: Египет, Тихий океан, Малая Азия и др.

Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".