Не видно кириллицу?

См. также

Н.Клюев
страница автора


ОБРАТНО К СТИХИИ

Николай Клюев (Природа, мир, тайник вселенной...)

Зачинатель "новокрестьянской" поэзии, Н.Клюев приблизил пейзаж к восприятию деревенского жителя, опоэтизировал "малую" природу, окружающую крестьянский быт (в том числе огород, овощи - с "пузом упругим капусту"). Впервые на первый план выдвигаются образы домашних животных, которым присваиваются нежно-ласкательные, "семейные" имена: "буренка", "рябка", "курята", "коняга", "мурлыка". С лирическим героем у них гораздо более "короткие", душевно теплые отношения, чем в прежней поэзии; в животном проглядывает человеческое лицо ["Телка ж бурая, с добрым носом // С молочным, младенческим взором...". - "Пушистые горностаевые зимы...", 1917 (?); цикл "Избяные песни", [между 1914 и 1916]; "По жизни радуйтесь со мной...", 1932(?)].

Природа у Клюева выступает как предмет многообразных сравнений и метафор, для которых подбираются реалии крестьянского быта и образы традиционной культуры: лог - "беленая печь", туча - "пшеничная сайка" ("Оттепель - баба-хозяйка...", 1914 или 1915). Особенно распространены "церковные" уподобления: природа - "храм", лес - "часослов", сосна - "звонница", пташки - "клирошанки", березы - "свечки", листья - "огоньки" и т.п., что обусловлено молитвенным отношением поэта к природе как к святыне ("Я молился бы лику заката...", [1912]). В отличие от предыдущей поэзии, где природа обычно выступает как второй член сравнения (душа - "буря" или "бабочка", мечта - "солнце", любовь - "море"), у Клюева она становится исходной реальностью, к которой подбираются сравнения из других сфер жизни, что свидетельствует о первенстве природы в системе клюевского миросозерцания.

Поэт, родившийся и живший в Заонежье, выступает прежде всего как знаток и певец северной природы, "хвойного звона и ладана"; среди деревьев у него преобладают ели и сосны, встречаются такие конкретные пейзажно-географические приметы, как "мхи", "валуны", "олений гусак", "гагарий язык", эпитеты "куний" и "горностаевый". Вместе с тем Клюев внес в русскую поэзию своеобразный жанр "утопического" пейзажа, в котором гармонически сочетаются черты Севера и Юга, природа образует одно неразрывное целое как среда объединенного человечества: "...есть в сивке доброе, слоновье и в елях финиковый шум" ("Я - посвященный от народа...", 1918; "Зурна на зырянской свадьбе...", 1918 или 1919; "Брезг самоварной решетки...", 1919 или 1920; "Придет караван с шафраном...", [1921]).

Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".

Михаил Эпштейн