Ne vidno kirillicu?

См. также:

Ю.Мориц
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Юнна Мориц (Природа, мир, тайник вселенной...)

Михаил Эпштейн

Сборники: "Разговор о счастье" (1657), "Мыс Желания" (1961), "Лоза" (1970), "Суровой нитью" (1974), "При свете жизни"(1977), "Третий глаз" (1980), "Избранное" (1982).

Пейзажная лирика Ю.Мориц, особенно 60-х годов, отличается чувственными, пластическими образами природы ("Инжир, гранаты, виноград - // Слова бурлят в стихах и прозе..." - "Южный рынок"). Многие стихи навеяны впечатлениями от Кавказа и Крыма ("Осень в Абхазии", "Таврида" и др.). Часто употребляются стилистически сниженные слова, подчеркивающие грубую плоть, "мускулатуру" вещей: "Вейся, жилистый тюльпан", "земля заляпана инжиром".

Вместе с тем стихи Мориц передают ощущение тайны, пронизывающей все бытие природы - от звездных высот до океанических глубин. Очертания природных явлений туманны, как будто погружены в поле космических взаимодействий, размыты потоками световых частиц - изображается не предмет, а силовое облако, поле, аура. "Вселенная наша туманна" - становится лейтмотивом и принципом поэтики: "Тут все переливчато, зыбко, // волнисто и мглисто, как жизнь... // [...] // И вечнозеленые звезды, // И волны, и воздух, и кровь // Струятся, двоятся, троятся, // Сплетаются тайно со мной" ("Туманность дыханья и пенья"). В стихах Мориц - дыхание космоса, вселенная постоянно присутствует среди земных явлений, наполняет и высвечивает их изнутри: "В молочном плавают кувшине // Века, туманы, облака..." ("Корова"); "Может, только для волненья // Вышла жизнь из черных дыр? // Для дрожанья звезд в печенках, // Может нас посеял мир?" ("Карадаг"). Солнце, луна, звезды - все это превращается в поэзию, заливая ее зыбкими огнями, мерцающими космическими светами ("Там - воздух, солнце, звезды и луна..."). При этом жизнь звезд обладает своей знаковой системой, числовой гармонией, но явлена она может быть не рассудку, а лишь непосредственному созерцанию: "...Истина сказана в звездном мерцанье, // Книгу небес мы читаем сквозь воздух, // Это - нечтенье, а созерцанье!" ("Звездная азбука"). "Тайнопись - почерк всего мирозданья" - такова суть лирической поэзии Мориц,позволяющая ей усомниться в исчерпывающей верности научного подхода к природе: есть такая пора "серебренья" - серебренья луны и сирени, горла и зренья - что становится "мощною трухою // Научная картина мира" ("Пущино на Оке").

Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".