Ne vidno kirillicu?

См. также:

А.Белый
Страница автора:
стихи, статьи.


Н.Гумилев
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Николай Гумилев: Рецензия на сборник `Урна` А. Белого

Михаил Гольденберг

В 1909 году в Москве, в издательстве "Гриф" вышел сборник стихов Андрея Белого "Урна".

Гумилев написал рецензию на этот сборник, которая, на мой взгляд, представляет большой интерес, ибо в определенной мере раскрывает художественный вкус и поэтические пристрастия самобытного поэта:

"Из всего поколения старших символистов Андрей Белый наименее культурен - не книжной культурой ученых, чем-то вроде сиамского ордена, который ценится только за то, что его трудно получить, и он мало у кого есть, в этой культуре он силен,- а истинной культурой человека, которая учит уважению и самокритике, входит в плоть и кровь и кладет отпечаток на каждую мысль, каждое движение человека.

...И я скажу не по "Пеплу" и по "Кубку мятежей", им судья Бог, а по всей творческой деятельности Андрея Белого, за которой я слежу давно и с интересом.

Почему с интересом, будет видно из дальнейшего.

Поэт Белый быстро усвоил все тонкости современной стихотворной техники. Так, варвар сразу принимает, что не надо есть рыбу ножом, носить зимой цветных воротников и писать сонетов в двенадцать строк (как это недавно сделал один небезызвестный поэт). Он пользуется и свободным стихом, и аллитерациями, и внутренними рифмами. Но написать правильное стихотворение с четкими и выпуклыми образами и без шумихи слов он не может. В этом он уступает даже третьестепенным поэтам прошлого, вроде Бенедиктова, Мея или К. Павловой. И сильно можно поспорить против его понимания четырехстопного ямба, размера, которым написана почти вся "Урна".

Следя за развитием ямба у Пушкина, мы видим, что великий мэтр все больше и больше склоняется в сторону применения наибольшей звучности стиху. Непонятно, почему Андрей Белый отказывается от такого важного средства придать жизнь своим часто деревянным стихам.

Но в чем же чара Андрея Белого, почему о нем хочется думать и говорить? Потому что у его творчества есть мотивы и эти мотивы воистину глубоки и необычны.

У него есть враги - время и пространство, есть друзья - вечность, конечная цель. Он конкретизирует эти отвлеченные понятия, противопоставляет им свое личное "я", они для него реальные существа его мира. Соединяя слишком воздушные краски старых поэтов со слишком тяжелыми и резкими современных, он достигает удивительных эффектов, доказывающих, что мир его мечты действительно великолепен.


        Атласные, красные розы,
        Печальный хрустальный фонтан.
Читатель останется недоволен моей рецензией. Ему непременно захочется узнать, хвалю я или браню Андрея Белого. На этот вопрос я не отвечу. Еще не наступил час итогов".

Источник: Михаил Гольденберг. В глубинах судеб людских. Baltimore, MD: Via Press, 1999.