Ne vidno kirillicu?

См. также:

Н.Гумилев
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


Рецензия на поэму `Гондла`



В январе 1917 года в "Русской мысли" Лариса Михайловна Рейснер опубликовала свою рецензию на драматическую поэму в 4-х частях "Гондла" Н. Гумилева.

Новую поэзию до сих пор часто и не без основания упрекали за слишком узкое понимание художественных задач. Казалось странным, что эстетическая школа, объявив войну целому ряду других направлений (символизм, футуризм и т. д.), сама в деле осуществления своих принципов не пошла дальше чисто лирической формы словесного письма.

Насколько нужен был еще один шаг в этом направлении, показывает недавно вышедшая лирическая драма "Гондла". Все в ней радуется своему большому росту, стих распрямляется в монологах и диалогах, играет силой, не стесненной архитектурным героическим замыслом. Даже театральные, бутафорские мелочи - заколдованная лютня, охраняющая певца-лебедя, когти и клыки его преследователей - только усиливают чисто поэтическую ценность поэмы. Ясно, что легенда нужна как роль, как диалектический прием для накопившейся, неудержимо растущей энергии стиха.

В первой же картине определен замысел пьесы, личный и одновременно социальный.

На престол Исландии вступает новый король, горбатый певец Гондла, уроженец мирной христианской Ирландии. Женой его должна стать Лера, царевна суровой языческой Исландии. И брак этот, соединив "лебедей и волков", обещает обоим народам славное будущее.

...Для Гумилева Гондла все же, в конце концов, не только художественный образ, но живой и побежденный христианин, загнанный и затравленный царь. И непременно здесь, на земле, среди этих вот язычников нужна ему окончательная вещественная победа. Для нее и умирает Гондла; и мечом, вынутым из его сердца, лебеди крестят волков.

Так в самом конце почти неожиданно на чашу весов падает тяжелое и общее понятие - христианство:


        Так уйдем мы от смерти, от жизни,
        Брат мой, слышишь ли речи мои.
        К неземной, к лебединой отчизне
        По свободному морю любви.
Источник: Михаил Гольденберг. В глубинах судеб людских. Baltimore, MD: Via Press, 1999.