Отрывок из статьи «Сегодняшний день советской поэзии»
Н. Асеев
...Что же остается сказать о более слабых и неискушенных его (В. Саянова1 — Ж. М., В. Э.) единомышленниках? Диапазон их реставраторских тенденций колеблется от усидчивого [...] Марка Тарловского2 [...] до полнейшей творческой прострации таких вовсе не бездарных молодых поэтов, какими являются Заболоцкий, Хармс, Введенский, пытавшихся обосновать свой творческий метод на пародированной восстановленности архаических компонентов стиха. Делали они это искренне и горячо, тем более обжигаясь, чем больше было молодой горячности в их опытах. Они не замечали, что все их усилия, все их попытки обречены на бесплодие именно потому, что пародированность, которая искренне принималась ими за новаторство, могла лишь сосуществовать архаическим элементам стиха. Они не учли, что издевка и перекривление традиций возможны лишь в том случае, когда эта традиция сильна. Их формальная оппозиция традиционному трафарету, попытка провести ее через разлом формы привели их к обессмысливанию содержания. Таким именно образом у Заболоцкого, например, издевательство над этой традицией обернулось в издевательство над действительностью; идиотизм синтаксического штампа превратился в идиотизм содержания. Они не заметили и не учли, что в своих попытках обернуться в пределах творческого метода так быстро, чтобы увидеть собственную спину, спину своей поэтической родословной, они утончились до того, что из поэтов современников своей эпохи растянулись в тени, передразнивающие какие-то чужие очертания. Эти поэты-тени, поэты-сомнамбулы, поэты-хлысты, в словесных радениях ожидавшие откровения поэтического новаторства, принимавшие за это откровение завертевшийся вокруг в головокружении мир, также принадлежат к указанной нами группе, как уже сказано — чересполосно объединяющей всех, принявших неправильную установку на архаику, на реставраторство.При этом необходимо указать, что за малыми исключениями почти все подходящие под этот раздел поэты достигли довольно высокого уровня владения стихом, все они, даже принимая во внимание разнообразие их культуры, достаточно осведомлены в вопросах поэзии, понимая под этой осведомленностью знакомство с классиками, повышенный интерес к их методам, начитанность, достаточную обоснованность этой своей установки.
[...] И если В. Саянов сохранил еще остатки первобытной стыдливости, если «стояние у ограды старинного склепа» поэзии вызывает у него сомнение в нелепости этой позы для пролетарского поэта, то у поэтов типа Заболоцкого, Хармса эта сомнамбулическая зачарованность стариной уже лишена каких бы то ни было признаков сомнений и сожалений. Они просто пишут стихи вроде следующих:
«Маленькая рыбка, Золотой карась, Где твоя улыбка, Что была вчерась?»3И пишут их не в шутку, не из баловства, которое легче всего предположить за этими строчками, а всерьез полагая, что ими достигнута предельная простота и ясность неопушкинианцев, та легкость и непритязательность, которая вскользь отмечена Пушкиным как глуповатость поэзии.Мы видим, следовательно, что такого рода попытки восстановить нормальные эстетические каноны Пушкинской школы не только не приближают поэтическую практику этой группы к проблемам соцстроительства, а, наоборот, вне зависимости от идеологической установки, уводят их через словарь, ритм, синтаксис, фонику, рифму далеко назад, к тем временам, когда эти поэтические средства творчества были активны и действенны, или же обрекают их на бесплодие, на длительный творческий паралич.
Источник: Александр Введенский. Полное собрание произведений в 2-х т. Москва: Гилея, 1993.
Примечания
Н. Н. Асеев (1889-1967) - поэт и критик; в молодости входил в ориентированные на футуризм группы «Центрифуга» и «Творчество». См. раздел Асеева на этом сайте. Статья впервые опубликована в журнале «Красная новь», 1932, Кн. 2, стр. 163-164. К заглавию статьи в журнале сноска: «Речь на поэтической дискуссии ВССП 16 декабря 1931 г.».
1. В. М. Саянов (1903-1956) - поэт и прозаик, автор многих книг; был ответственным редактором журнала «Звезда» (до августа 1946 г.). Обратно
2. М. А. Тарловский (1902—1952) — поэт, автор трех книг стихотворений; с 1935 г. выступал в печати только как переводчик. Обратно
3. Маленькая рыбка... — начало стихотворения Н. Олейникова «Карась». Обратно