Ne vidno kirillicu?

См. также:

П.Вяземский
Страница автора:
стихи, статьи.



СТИХИЯ:
крупнейший архив
русской поэзии


П.А.Вяземский

Михаил Эпштейн

П.Вяземский - один из создателей, наряду с А.Пушкиным, реалистического пейзажа. Если у Пушкина поворот от романтизма к реализму происходит около 1825 года, то у Вяземского уже в более ранних стихах ("Вечер на Волге", 1816; "Первый снег", 1819) намечается интерес к обыденному, типическому в природе, поэтизация ее непоэтических сторон, включая ухабы, распутицу, грязь, голые ветви деревьев, унылый осенний ветер. Правда, в подходе к этим явлениям поэт часто приближается к пародии, карикатуре, воспринимая "низкую" природу отчасти в смеховом плане, что выдает его близость романтикам, их иронической игре с прозой жизни ("Зимние карикатуры", 1828). Но эта же бедная, однообразная природа раскрывается им в элегически-задушевной тональности, близкой к пушкинской ("Еще тройка", 1835; и др.).

Большинство пейзажных стихов Вяземского не статичны, передают движение лирического субъекта, сам процесс восприятия природы, взаимодействия с ней - и в этом их принципиальная новизна ["Станция (глава из путешествия в стихах; писана 1825 года)"; "Коляска (отрывок из путешествия, в стихах)", 1826; и др.]. "Путешествие" становится у Вяземского главным жанром пейзажной лирики, а "дорога" - ведущим мотивом, обрастающим многими национально характерными мотивными образами (тройка, верстовые столбы, однозвучный колокольчик).

Вяземский впервые сознательно поставил перед своей поэзией задачу быть национальной в выборе тем и мотивов, что выразилось в частности, в резком преобладании зимних пейзажей (по их количеству Вяземский во всей русской поэзии уступает только Пушкину, Фету и Пастернаку). Любое явление природы под пером поэта приобретает четкую национальную окраску. Первым в поэзии он определил круг самобытно-русских ассоциаций, связанных со снегом, санной ездой, с березой и рябиной. Если Батюшков ввел мотив "воспоминание о родине на чужбине", то Вяземский - "встреча с родиной на чужбине" ["Рябина", 1854; "Береза", 1855(?)]. В стихах Вяземского впервые (на основе постепенно сменяющихся дорожных впечатлений) начинают органически сочетаться отечественные и западноевропейские пейзажи.

Источник: "Природа, мир, тайник вселенной...".