|
- Виктор Фет
ТЬМА ПЕСКА
* ПОСЛЕ РАСПАДА * РЕКА * СРЕДНЯЯ АЗИЯ
* БАДХЫЗ И РЕПЕТЕК * ХОРЫ ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ
ПОСЛЕ РАСПАДА
Когда отпускают цепь,
Тогда наступает степь.
Времени рвется сеть,
И некуда песню спеть.
Идут, стучат поезда
Из некогда в никогда,
Словно не слышат весть
Радостную. Вольно ж
Миру быть на цепи!
Век бесталанный, спи.
Нечего лезть под нож.
(16 апреля 2002,
Репетек, Туркменистан)
_^_
РЕКА
Увы, возможно человеку
Войти в одну и ту же реку!
Немало на своем веку
Мы шлепали по их песку,
Искали брода, жемчуг, рыбу.
Представьте этот мир, как глыбу
Песчаника. Она пока
Не искрошилась до песка,
Но бьет волна о край утеса.
А мы не чувствуем износа.
(16 апреля 2002,
Репетек, Туркменистан)
_^_
СРЕДНЯЯ АЗИЯ
Мы- старинный корень мысли,
я- старинный корень яви.
Клеопатра ли, Таис ли
нанесли удар державе?
Врать не станет стая вранья,
плети падали на плечи.
Ум - свидетель умиранья
древних рек и прежней речи.
Соль и солнце ослепили
мир эмиров. Гомон птичий.
Тонок слой вечерней пыли.
Зелен чай. Силен обычай.
(3 мая 2002,
Бабатаг, Узбекистан)
_^_
БАДХЫЗ И РЕПЕТЕК
На пороге нового века
Запиши в листки дневника:
От Бадхыза до Репетека -
Море глины и тьма песка.
За закатною тенью длинной
Образ мысли давно знаком:
Что Бадхыз не покроет глиной,
Репетек занесет песком.
Здесь кончается наша виза -
Из-под плотно закрытых век
Все, что вспомнилось для Бадхыза,
Навсегда сотрет Репетек.
(18 апреля 2002,
Репетек, Туркменистан)
Примечание: Бадхыз и Репетек - два заповедника в Туркменистане.
Автор впервые посетил песчаную пустыню Репетека в 1972 г., и бывал там позже в 1980 и 1985 гг.
Автор впервые посетил глинистое плато Бадхыза в 1975 г., и жил там в 1976-78 гг.
Поездка в Бадхыз и Репетек весной 2002 г. совершена на средства Национального Географического Общества (США).
_^_
ХОРЫ ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ
Хор 1. Вечная вода.
Из ниоткуда в никуда
Уносит вечная вода
Пыль дел, обломки дома.
Нам это все знакомо;
Который день, который год
Мы слышим рокот вечных вод.
Несемся мимо берегов,
А вот настанут годы,
Где отразится лик богов,
И пересохнут воды.
Для нас реальность - род плащей,
Накинутых на суть вещей.
Воображением богат,
Представь свой мир, как суррогат,
Где годы с веществами
Не описать словами,
Где время может течь и вспять,
А иногда и вовсе встать.
Оставь заветную страну
С хозяйкой молодою,
Оставь волшебную струну
Под утренней звездою.
Мы скажем правду невзначай,
А ты смотри да примечай.
(5-11 апреля 2002,
Кушка, Туркменистан)
Хор 2. Сад.
Вещей природа не ясна.
Забыты осень и весна.
В игре настойчивой ума
Проходят лето и зима.
Частицы дней и языка
Распылены среди песка.
А кто запишет этот миф,
Свой мир, как хлеб, переломив,
Среди случайности слепой
Пойдет осмысленной тропой,
Но ход задав своих времен,
Он изменить не сможет тон.
Ты не воротишься назад -
Иди ж, спеши в цветущий сад
На неизведанной земле,
Где ждут в беседке на столе
Самоучитель языка
Да шахмат полная доска.
(28 апреля 2002,
Термез, Узбекистан)
Хор 3. Перевод
Хвалить свои успехи
не должно, не дано:
вольем в любые мехи
по выбору вино;
рукою я усталой
держу узду коня -
ты, переводчик шалый,
не торопи меня.
Твоя прозрачна участь
и роль невелика -
смысл передать, измучась,
с любого языка:
и поле после боя,
и нивы под дождем
с любого на любое
всегда переведем.
Теченье перевода -
основа бытия,
тому твоя природа
свидетель и судья;
навроде коромысла
баланс тщедушных плеч,
но равновесье смысла
хранит слепая речь.
Что нам сиянье славы
и звон ее оков,
стремление державы
к смешенью языков -
единою судьбою
мы связаны с тобой -
переведем любое
с любого на любой.
(28-30 апреля 2002,
Термез, Узбекистан)
Хор 4. Огонь созвездий.
В Бадхызе и в Бетесде,
В Кремоне и в Крыму
Горит огонь созвездий -
Вольно ж гореть ему.
Овеяны ветрами,
Освещены луной,
Стоят, как свечи в храме,
Созвездья надо мной.
Уходит в глубь столетий
Забвения тропа.
Созвездий и соцветий
Гармония слепа.
На бархате небесном
Свечение огней
Уводит к новым безднам
Теченье наших дней.
(29-30 апреля 2002,
Термез-Бабатаг, Узбекистан)
Хор 5. История.
Дела царей и королей,
как изолента или клей,
скрепляют годы и места,
без них история пуста.
Что толку в прошлое смотреть?
Его на ужин не согреть,
и крышу им не подпереть,
и пот со лба не утереть.
А вот истории модель:
сошедший с гор весенний сель,
несущий слой земли и глин
питать оазисы долин -
основу будущих руин.
А вот истории мораль:
картинка свернута в спираль,
и поворот ее витка
займет несчетные века.
А что останется в витках -
так моют золото в лотках.
(2 мая 2002,
Бабатаг, Узбекистан)
Хор 6. Новый век.
Начинается новая эра:
Нам, возможно, удастся спасти
Этот мир, где утрачена вера,
Да и разум давно не в чести.
Выйдет боком нам наша беспечность,
Прекратятся шальные века,
И действительность, и бесконечность,
Да и вечность - пойдут с молотка.
Млечный Путь наш не прост и не близок,
Мы в пути продадим за гроши
И материи жалкий огрызок,
И засохший обмылок души.
Мы омоемся в мраморной пене,
Мы изменим законам любым,
И холодных столетий ступени
Уведут к небесам голубым.
(13 мая 2002,
Ташкент)
_^_
© Виктор Фет, 2002-2003.
© Сетевая Словесность, 2002-2003.
08.11.2003 Сегодня в РЖ Желание взлететь Инквизиция добралась до презервативов: методы "нового атеизма" Краткий словарь вредных персонажей сети -2 Поколение 1: статья 1 Pour Sasha "Ленин в Польше" и "Матрица: революция" Корпоративная модернизация Путин плохо разбирается в зарубежном кино Октябрьская революция: событие, эпоха, феномен сознания "Гражданское общество" пока не склеилось Напрасный детектив Опыт реабилитации большевистского переворота с либеральных позиций "За традиционные ценности!" Быков-quickly: взгляд-59 Лево-либеральный пакт Со шкафом на велосипеде мимо бывших елочных игрушек Ложка меда в школьный стандарт по литературе Генпрокуратура? Ликвидировать как класс Правда жизни в городских условиях Открытие России
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы
|
|
|