Словесность
win      koi      mac      dos      translit 



Поэзия:

Юрий Серебряник


        ПОСТРОЕНИЯ
        С  ОДИССЕЕМ



          ТРОЯ

          Сложи треугольник из спичек на чьей-то ладони,
          направь три вершины его на туманы и дали,
          впиши его в круг горизонта, в небес полусферу,
          а в центре всего помести желтый конус песка.
          Итак, все готово и стороны схожи с войсками,
          три Трои - вершины - берущими в вечной атаке,
          и воздух дрожит чуть заметно над этой войною:
          он стал теоремой о стрелах парисовых - трех.
          Внутри всего этого остров давно позабытый,
          где желты пески и прибой превращается в травы,
          в сирен, и еще - в небоскребы двадцатого века
          и - в будущий мир, не знакомый пока никому.
          Идея картины такая: эпохи едины
          и линия времени - профиль жены Менелая.




          КОРАБЛЬ

          Взяв ромб бумажный, присоедини
          его к стеклу окна - к ночи, в которой
          горят чужие желтые огни.
          Там будет - низ; глубины моря. Чтобы
          ромб стал плывущим в дали кораблем,
          вокруг него расположи осколки
          ветров, течений, берегов. Во всем
          пусть будет странность мифологий. Волки
          морские... Лица их соедини
          в разорванную цепь вокруг "картины",
          а после это все - сотри, смахни,
          забудь, уйдя в рассвет - в лучей вершины.
          Запомни только темноту стекла
          И "Одиссею", что в руках жила.




          ОСТРОВ  ПОЛИФЕМА

          Возьми квадрат. В одном его углу
          изобрази овцу, ручей и травы,
          в двух следующих - лес, стволы, смолу,
          и лишь в последнем - бухту и корабль.
          На центр капни чернотой: нора,
          верней - пещера, выбитая рьяно.
          Все в целом - остров; нет - давнишний страх,
          прижатый к шторму - к животу барана.
          Шторм нарисуй - вокруг; впиши в квадрат
          в свой - контуры единственного глаза,
          не видевшего глаз других ни разу,
          живущего под веком скал - громад.
          Циклоп - в итоге? Нет - глядит "во тьму"
          лишь страх остаться в мире одному.




          ОСТРОВ  ЦИРЦЕИ

          Возьми монету. Окружи ее
          сплетеньем трав и контуров звериных.
          В сплетенье это урони свое,
          а, может быть, - любимейшее имя.
          У букв его пусть вырастут рога,
          хвосты и ветви, лапы и соцветья.
          Все исказив, отправь его в бега
          от времени - в древнейшие столетья.
          Все это в остров обведи. Вокруг
          наметь лагуны призрачного моря,
          а в небе "над" - сцепление двух рук -
          рук прошлого и будущего - в споре.
          Идеи - нет. Не стоит заполнять
          излишне мир, ведущий время - вспять.




          ОСТРОВ  СИРЕН

          Расположи вокруг спирали черной
          подобья нот и тени кораблей,
          замшелость скал, края земли - притворной:
          сплетенья рук и щупалец, и змей.
          Спираль не круговая. Это губы
          губящие - с обломками судов
          в углах. Они расслаблены и грубы,
          изрезаны краями древних слов.
          О чем слова? Введи трирему. К мачте
          ее привязан будет человек;
          над ним застынет в небе мысль, что значит
          быть морем - не один бескрайний век,
          но и возможность быть одновременно
          и стаей многих и - одним. Спираль
          владеет этим тоже - неизменно -
          и губ ее витки, возможно, - рай.




          СЦИЛЛА  И  ХАРИБДА

          Возьми шестиугольник и прижми
          к его вершинам головы. Вокруг же
          по морю разбросай года и дни
          набором дат, и скалы - полукружья.
          Шестиугольник в жерло преврати -
          в то, что ведет на дно листа бумаги.
          На этом дне, в конце всего пути,
          наметь холмы и - остров, пристань, флаги.
          Сквозь жерло это стебель проведи
          с цветком, в трирему превращенным, чтобы
          стремиться в путь и видеть впереди,
          а не "сейчас и здесь" судьбы чащобы.
          Все это вместе - мир из снов чужих;
          нет - из теней и искажений их.




          ИТАКА

          Твой собственный остров - изогнутость линии в пене;
          лес, тонкой рекою впадающий в вечные волны.
          Исток его - в городе, бывшем твоей же столицей,
          его берега - это скалы, пески и прибой.
          Чем дальше от города, тем напряженней деревья,
          испуганней тени, загадочней полосы света;
          на дальнем краю в черных скалах находится череп -
          в нем каждый узнает руины своей головы.
          Изгибы у острова смутно напомнили профиль
          похищенной женщины. Как ее звали? Еленой
          похоже... Конечно, - скитанья и Трои осада -
          все вызвано ею, она у начала всего.
          Что - профиль ее? Это линия времени или -
          твой собственный остров, похожий на жизнь человека?




          © Юрий Серебряник, 2002-2003.
          © Сетевая Словесность, 2002-2003.






29.08.2003 Сегодня в РЖ Живой Журнал словами писателей   "Я сделал в советское время редкую карьеру независимого человека"   Все о поэзии 149   Шведская лавка 124   Ядерная угроза: с этим придется жить   О политических последствиях энергетического коллапса   Вариант "П"   Голод 85   Помутневшее зеркало   Обыватель приходит в плавках   Война Посада за родное государство   Пятилетию дефолта посвящается   "Я сторонник глубоководного ныряния в русский язык"   Божественное вмешательство в политику   Почему я против "Тихого Дона" в школе?   Валерий Фокин наконец возглавил Александринку   Нефть как политический индикатор   Старый друг лучше новых двух   Когда олигархи ушли...   Журнальное чтиво. Выпуск 144  
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы