Важное дополнение к тексту

Волшебный автобус

В кабине нет шофера, но троллейбус идет.
И мотор заржавел, но мы едем вперед.
Типа, группа "КИНО"

Эдуард Львович Безносов не брил бороду с 1989 года; еще он главный специалист по БродскомуТамара Натановна Эйдельман сейчас носит не очки, а линзы; между прочим, она гениальный учительПривет! Спешу рассказать о традиционной поездке в северный город Кириллов, куда мы с Антоном ездили на ноябрьские праздники-99 в компании Эдуарда Львовича и Тамары Натановны, а также четырех десятков школьников и школьниц, выпускников и выпускниц. Поездка у меня оставила впечатление абсолютно феерическое, и по прошествии некоторого времени с момента возвращения я все еще нахожусь под большим впечатлением и продолжаю смаковать отдельные ее моменты (особенно один из них).

Итак, 5 ноября на поезде "Москва-Котлас" мы прибыли в Вологду, где сели на автобус. Мы и в прошлые поездки попадали из Вологды в Кириллов именно таким способом, но в данном случае автобусу предстояло еще и везти нас в Москву (вечером 7 ноября, как узнала Тамара Натановна, поездов из Вологды не было), соответственно важность роли автобуса возрастала. Проехав минут сорок, автобус остановился и стоял полчаса или час, но в тот момент никто еще не счел это сигналом тревоги, тем более что после ночи в поезде многие спали, а остальные радовались жизни.

Наконец автобус завелся, мы поехали, водитель включил микрофон и поведал нам немало интересных вещей: зовут его Игорь; родился он в Череповце, а немалую часть жизни прожил в Баку; в Баку же он окончил консерваторию имени Муслима Магомаева (подробнее Эту стрелочку я взял с сайта СПС); уехав из Баку в годы перестройки, он переселился в Вологду, где и купил для прокорма семьи данный туравтобус; а заглох автобус потому, что накануне Игорю на заправке вместо бензина залили воду. Последнее обстоятельство (наряду с сомнениями насчет консерватории) вызвало наибольшие споры, потому что все заправки в Вологодской области принадлежат "Лукойлу".

Закончив информационное сообщение и пообещав автобус назавтра починить, водитель стал заводить легкую музыку, где чередовались певец Никита, музыка из фильмов Тарантино и восточные песни а-ля "Хава нагила". Иногда звуковой фон оживлялся за счет песен группы "Кирпичи", которые декламировал бандитский сын Тамары Натановны Митя Алешковский. С Никитой у них неплохо получалось. Дискурс же группы "Кирпичи" столь глубоко меня перепахал (подробнее Эту стрелочку я взял с сайта СПС), что 11 ноября, прослушав оперу "Нос" и покинув камерный театр Покровского, я тут же приобрел альбом "Смерть на рейве". Дам тому в табло, кто скажет, что я не рокер!

Это - озеро Сиверское подо льдом и снегом

По дороге в Кириллов мы останавливались как минимум еще один раз, так что вместо трех часов дорога заняла почти пять. Это, впрочем, никого не смутило, т.к. нас ждали великие дела, морозный воздух - бодрил, а турбаза "Сиверская", озеро Сиверское и Кирилло-Белозерский монастырь радовали глаз до невозможности (особенно наш с Антоном глаз, т.к. он был там уже в третий раз, а я и вообще в пятый).

Это - тоже озеро Сиверское, но безо льда; я даже в нем купался

Прогулка внутри и снаружи собственно монастыря продолжалась до без четверти шесть, после чего желающие вернулись на турбазу, а прочих отпустили погулять по городу. "Только учтите, - сказала Тамара Натановна, - что здесь каждый первый - сидел, каждый второй - пьян, так что будьте осторожны". Мы с Антоном Это и есть культовый памятник вождю, а за углом - рюмочная также пошли в город, дабы посетить культовый памятник вождю; в колонне детей мы шли замыкающими, и вскоре с веселым удивлением поняли, что дети направляются к двери с надписью "Рюмочная". "Опрометчиво же их одних отпустили гулять", - подумали мы. Дойдя до вожделенной двери, однако, дети не оправдали наших ожиданий и все до единого зашли в соседнюю дверь, с надписью "Хлеб". Соответственно, в рюмочную из всей компании попали только мы с Антоном; правда, чуть позже дети все-таки заглянули и туда, но наши гостеприимные жесты проигнорировали и поспешно ретировались. А наливки местного производства были вполне хорошие; местами они напоминали второй курс и вино "Поляна".

Вот так Ферапонтово выглядит летом6 ноября с утра планировалась поездка в Ферапонтово (от Кириллова километров 17, на автобусе совсем быстро). Однако по дороге автобус опять заглох, поэтому последние километры пришлось проделывать пешком (соответственно, заранее заказанная экскурсия пропала). Пеший поход сопровождался дискуссией о Чеченской войне: с одной стороны в ней участвовал Антон, с другой - Эдуард Львович и Евгений Натаров. "Все чеченцы, - утверждал заведующий спецпроектами сайта Полит.Ру, - бандюги. По рожам видно - бан-дю-чьё!"

Необходимо заметить, что пешком пошли не все: инициативная группа умудрилась остановить грузовик. О том, чем это кончилось, читайте в рассказе Лизы Никоновой и Мити Алешковского!

Экскурсия в Ферапонтово принесла одно из сильнейших впечатлений этой поездки, Мужика выкидывают из-за стола за то, что он не стремится к совершенству - нас впервые за все приезды пустили в Храм Рождества Богородицы с фресками Дионисия, нарисованными им за одно лето 1502 года (их реставрировали 16 лет). Это было тем примечательнее, что мы уже в который раз слушали рассказ о Дионисии и о том, как он делал из камней краски и расписывал храм, и собирались в который раз удовольствоваться созерцанием одного лишь входного портала. Как вдруг на вопрос Тамары Натановны "Внутрь вы нас, конечно, не пустите?" женщина, проводившая экскурсию, очень радушно ответила, что можно, отчего ж нет, группами по четыре человека. Мы с Антоном сходили даже дважды, более всего нас впечатлили три волхва на конях, а также сюжет о брачном пире, где некоего мужика выкидывают из-за стола.

Тем временем наш автобус доехал до Ферапонтова, но заглох обратно, поэтому мы произвели стихийный набег на местный продмаг, который подмели практически подчистую. Поскольку в это время мы должны были уже обедать, а обеда не предвиделось, то в ход пошло все - лимонад, пряники, черный хлеб, а особенно копченая рыба. Интересно было бы взглянуть со стороны на то, как сорок человек стоят внутри провинциального продмага и едят рыбу, справляясь с нею исключительно руками. Кто не хотел рыбы, качался на качелях.

Кроме нас, на гору никто не поднялся. Дураки.Наконец автобус завелся, и мы не поехали на турбазу обедать, как первоначально предполагало начальство, а сразу поехали на гору Мауру и в женский монастырь Горицы. До горы Мауры было дойти необходимо, поскольку оттуда Преподобный Кирилл в 1427 году вознесся на небо, и там даже сохранился его след; если в этот след наступить босой ногою, то можно загадывать желание, и оно должно исполниться. Однако приближались сумерки, и мы рисковали попасть в Горицы уже при полной темноте. Поэтому до горы мы не дошли, а желающие (мы с Антоном) решили, что гора находится именно там, где мы повернули назад. И мы даже закатали штанины и наступили куда нужно полубосой ногой.

Антон и Ася в таинственном домеВ Горицах нас посетило еще одно сильное впечатление. Горицы - это, кажется, совсем заброшенный монастырь, в основном там имеются развалины, производящие вкупе с черными куполами таинственное и довольно-таки жуткое впечатление. Тем более в сумерках. И вот все пошли вперед, а мы с Антоном задержались у скособоченного деревянного дома, в котором должны были жить привидения. По скрипящему, проваливающемуся крыльцу мы вошли внутрь и прошли по всему первому этажу, где не увидели ничего, кроме темноты и велосипеда за одной из незапертых дверей. Дом был явно необитаем, и мы собирались уже уходить, как вдруг увидели антошину сестру Асю и позвали ее к нам. Асино присутствие нас подзадорило, и мы решили подняться на второй этаж. Там было пострашнее и потемнее, и когда мы собрались спускаться, я решил Антона с Асей сфотографировать - но тут ["раздалась музыка, и"] отворилась дверь. Было бы неудивительно, если бы оттуда вылез пьяный бомж в лохмотьях, но дверь открыла вполне опрятная женщина, за спиной у который была... полноценная двухкомнатная квартира! Занавесочки, телевизор, плакаты с группой "На-на" по стенам, сковородка с едой на плите, а главное - яркий свет, от которого ни единого луча не было видно по нашу сторону двери (а тем более снаружи). Хозяйка звала нас зайти, но нам было неудобно за наше вторжение, и мы отказались. Она рассказала, что на первом этаже живет еще пара семей.

7 ноября планировалось как можно раньше уехать из Кириллова в Вологду, там погулять и поехать в Москву (попасть туда предполагалось не очень поздним вечером). Однако с раннего утра наш друг Игорь куда-то укатил на волшебном автобусе, и после завтрака начались разброд и шатания. Когда они сделались невыносимы, а Игорь все не появлялся, мы с Антоном предложили Тамаре Натановне, не мудрствуя лукаво, брать детей и идти гулять в монастырь. Она согласилась почти без колебаний, и мы пошли опять осматривать любимый Кирилло-Белозерский, на этот раз не в сумерках, а при ярком солнце и чистом небе. Этот поход также принес две больших радости: оказалась незаперта одна из дверей, через которые можно выйти из монастыря к озеру не обходя весь монастырь, а главное - был открыт вход на крепостные стены (в холодный сезон там всегда закрыто, а летом открыто лишь в определенные часы, и - за деньги!), по которым нам также никогда ранее не удавалось походить в ноябрьские приезды.

Но к нашему возвращению автобуса все еще не было, и было решено пообедать. Поскольку обед был незапланированный, его готовка (на 47 что ли человек) потребовала часа, так что мы с Антоном поднялись в свой номер и стали допивать водку. Оценив всю прелесть своего положения (хорошо прогулялся, выпил, на работу завтра не идти, ближайшее будущее неопределенно, можно расслабиться), я взял гитару и стал петь блатные песни Высоцкого. Ася Долина, присутствовавшая там же, временами удивлялась до крайности, поскольку раньше не слышала таких опусов, как "Я был слесарь шестого разряда". На звуки гитары пришло человек пять детей, мы немного попели, и наконец приехал автобус. Из Кириллова мы выехали без четверти пять, и минут через двадцать остановились (в первый раз).

А дальше в течение нескольких часов происходил самый запоминающийся эпизод этой поездки. Было понятно, что в пути Слева направо - Финик, Петя Мансилья-Круз, Аня Алешковская и Лиза Безносова мы проведем непредсказуемое время, так что требовался некий культурный досуг. Вокруг нас с Антоном сгруппировалось некоторое количество детей (Ася с Ксюшей Арбузовой, Маша Фалина, Аня Алешковская с другом Петей, Оля Ившина по прозвищу Финик, Аня Шур по прозвищу Нюх, Лиза Безносова, а позже и многие другие); сначала мы играли в "контакт" (загаданное мною слово "мелиорация" было отгадано довольно быстро), потом - в "ассоциации" (в том их варианте, когда надо отгадывать людей): Митю Алешковского я отгадал сразу же, а вот певца Никиту Аня Алешковская отгадывала довольно долго. Но ассоциации всем наскучили довольно быстро, так что мне пришлось все-таки взять гитару, которую я не покладал в течение часов пяти, наверное.

Песенный марафон происходил в условиях более чем экстремальных: автобус больше времени стоял, чем ехал, когда же он начинал ехать, то салон тут же окутывало облако бензина. Вскоре людей начинало мутить, и сводный хор кричал: "Откройте дверь!" Не сбавляя скорости, водитель открывал дверь, автобус проветривался и абсолютно выстужался, за чем следовал вопль "Закройте дверь!", и население опять начинало дышать бензином. А потом автобус вновь останавливался в чистом поле, и Игорь с ассистентом принимались копаться в моторе, по поводу чего у нас родилось две версии: 1. Игорь решил совместить приятное с полезным, и одновременно с обслуживанием столичных туристов дает своему ассистенту уроки вождения и устройства автобуса. 2. Игорь - маньяк в области починки автобуса: как только он порулит минут двадцать, у них с автобусом начинается ломка, и Игорь должен не менее получаса его чинить.

Все это лишь подстегивало нас, Примерно полпути я провел без куртки и ботинок, но потом перестал выпендриваться и оделся поскольку безобразию надо было как-то противостоять, а главное - было необходимо поддержать моральный дух детей, которым было холодно и боязно. Соответственно, хор у нас получался очень стройный и громкий, по крайней мере мотор мы заглушали вполне успешно. Казалось, что дети были готовы подпевать нам с Антоном в каких угодно песнях (а абсолютным хитом поездки стала песня "Тебе не нужен я"). Исполнялись песни, которые мы с Антоном не пели уже лет девять, например, разная дребедень типа "Анархии" и "Прохожего". Примечательно, что в данных условиях все песни до единой обретали новый смысл. На фоне того, что автобус стоял, а два наших друга копались в моторе, очень уместно звучало аквариумное:

Этот поезд в огне,
И нам не на что больше жать.

Песня "Дорога" группы "Любэ" оказалась вдруг полна горькой иронии:

Дорога, дорога, осталось немного,
Мы скоро приедем домой.

Очень кстати пришлись песни о погоде:

Эта картинка взята с сайта http://www.vologda.ru/~avo/Rus/KirilTurM.html Эта картинка тоже взята с сайта http://www.vologda.ru/~avo/Rus/KirilTurM.html
Я раздавлен зимой,
Я болею и сплю,
И порой я уверен, что зима - навсегда
...
Ни ангины, ни простуды - посерьезнее беда:
Полгода - плохая погода,
Полгода - совсем никуда
.

Ну а строка

Yesterday // All my troubles seemed so far away

была пропета с таким искренним надрывом, который не снился никакому Маккартни. Не говоря уже о любой строчке из песни "Постой, паровоз". Тем более, что паровоз действительно стоял. Из необходимых по тематике песен не спели только "Троллейбус" ("В кабине нет шофера, но троллейбус идет // И мотор заржавел, но мы едем вперед") и "Железнодорожника":

А поезд на небо уходит все дальше,
По лунной дорожке уносится в ночь,
А поезд на небо увозит отсюда
Всех тех, кому можно хоть как-то помочь.

В целом ощущение было такое, что время остановилось абсолютно; сюрпризы, однако, продолжались. Когда я спел половину от песни "Не сыпь мне соль на рану", водитель неожиданно включил радио, громко звучавшее прямо над нашими головами. Мы заорали "Выключите радио!", поскольку нам было слабо перекричать еще и музыку, но водитель популярно нам объяснил, что он тоже человек и что ему тоже надо отдохнуть.

В Вологде мы оказались в начале двенадцатого с намерением немедленно зафрахтовать другой автобус. Учителя пошли выяснять обстановку, Бивис и Батхед в Вологде дети пошли греться на вокзал, а мы с Антоном пошли искать, где продается водка, поскольку зуб на зуб не попадал в буквальном смысле. Когда мы с Антоном почти бежали бегом по холодной ночной Вологде, обмениваясь разными междометиями, Антон предложил снять мультфильм "Бивис и Батхед в Вологде". Также он сообщил, что не возражал бы, если бы водка была горячей. Водку, однако, нам продавать не хотели (типа, нет у них лицензии на ночную торговлю), но тут меня посетило не свойственное мне красноречие: "Вы знаете, - произнес я с надрывом, - у нас произошло несчастье, наш автобус сломался, мы ехали из Кириллова шесть часов, там на вокзале пятьдесят замерзших детей, московские школьники, ну в смысле старшеклассники, им надо согреться чисто по глотку спасибо вы нам жизнь спасли!"

Вернувшись на вокзал, мы узнали, что едем в Москву архангельским поездом (непонятно, почему мы с самого начала не Дрожащие туристы отогреваются на вокзале решили ехать на нем). До него оставался еще час, и мы предложили Тамаре Натановне повести детей осмотреть Вологодский Кремль. Энтузиазма наше предложение почему-то не вызвало. Тем временем я действительно предложил ряду выпускников и учеников по глотку водки: раньше мне это и в голову не пришло бы - к дисциплине в поездках мы обычно относились серьезно, особенно став выпускниками, а потом учителями, - но сейчас сомнений не возникло, так как некоторые туристы действительно дрожали и стучали зубами.

В начале второго мы без приключений сели в поезд и поехали. В поезде состоялся педсовет с подведением итогов и последующим банкетом. Решение повторить было принято единогласно. 8 ноября в 9-55 мы прибыли в Москву. Так и закончился этот поход.

10-11 ноября 1999 г.

© 1999-2001 Илья Овчинников

К заголовкам новостей

Rambler's Top100

Последнее обновление - 4 апреля 2002 г.

Питер-1990 Италия-1991 Киев-1991 Франция-1991 Ферапонтово-1997 Волхов-1999 Кириллов-1999 Ярославль-2000 Плес-2000 Волга-2000
Новгород-2000 Венгрия-2001 Таруса-2001 Клязьма-2001 Угра-2001 Ладога-2001 Коломна-2001 Муром-2001 Жиздра-2002 Ладога-2002
Главная страница Гостевая книга КЛЯВА 01-09-01 Выпускной-2003 Последний звонок Нам - 50! Шоупанорама Русский Журнал Александров-2002