В отличие от многих летописей, когда-то обещанных на этом сайте и до сих пор не написанных, летопись александровской поездки была наполовину готова уже давно: поездка была короткой и сравнительно спокойной, а главное культурное событие в ней случилось лишь одно. Оно было связано с живописью, но всем известно, что писать о живописи - все равно что лепить о музыке; промедление с публикацией краткой летописи было вызвано отсутствием иллюстраций. Теперь, с помощью электрического Интернета, они найдены, и мы можем рассказать городу и миру о шедеврах александровского гения.
Женя Фарих. Было здорово, но очень МАЛО! Мелкий дождик ничего не испортил, настроение отличное, я даже выспаться умудрилась! Давайте писать летопись и немедленно делиться фотографиями!
Илья. Как известно, сложнее всего пробудить в людях инициативу; то или иное действие часто оказывается куда более простым, чем моральная подготовка к нему. Предыдущий оратор выступил с очень правильным призывом "писать летопись". Жаль, что ему последовали лишь два человека.
Аня Мазаник. Первое впечатление об Александрове у меня было весьма положительным: я наконец могла дышать относительно свежим воздухом после той прокуренной электрички, в которой мы ехали. В темноте я разглядела только ближайшие лужи и огромную надпись на доме (что-то вроде "Родине слава!"). Гостиница меня поразила своим запахом на лестнице, невероятной влажностью и тем, что там полагалось по одной кровати на двух или даже на "двух с половиной" человек. Всю ночь в комнате летали комары. Удивляет также контраст между тем, как выглядит дом купца Первушина внутри и снаружи. Сама Александровская слобода, по-моему, замечательное место. В музей Цветаевой мы, правда, так и не попали... А впечатления от ночных кошмаров Гитлера словами не выразишь!
Илья. Выезд в Александров был (после прошлогодней Коломны) уже второй - и удачной - попыткой трансформировать выезд на природу, приуроченный ко Дню Гимназиста, в полноценную Поездку хотя бы с одной ночевкой. Было, действительно, здорово, но очень мало: вся поездка заняла чуть больше суток. Поэтому вряд ли имеет смысл подробно рассказывать
- о том, как мы, шестеро догонявших (Маша Фалина, Илья Овчинников, Даша Шипухина, Аня Мазаник, Дима Тихонов, Эндрю), встречались на Ярославском вокзале и {чуть не} разминулись по моей вине, хотя место и время встречи назначал я;
- о том, как незадолго до Сергиева Посада Дима Тихонов неожиданно спросил меня, скоро ли идет следующая электричка, и через несколько минут помахал нам в окно, находясь уже снаружи;
- о том, как во время коллективного пения веселая компания великовозрастных болванов триумфально прошествовала мимо поющих, размахивая недвусмысленно звеневшими мешками;
- о том, как в музее купца Первушина Жене Ф. и Мите А. предложили разыграть сценку из "Ревизора" (причем Женя вошла в роль мгновенно и очень естественно, тогда как Митя не пытался играть вообще);
- о том, как по дороге с прогулки я поразил Женю Ф. и Митю А. широтой своего репертуара, исполнив песню Вилли Токарева про рыбалку;
- о том, как по на обратной дороге по пути к вокзалу мы с Машей Ф. обсуждали феномен большого количества магазинов "Светлана" - и тут же наткнулись на магазин "Мария".
Подробного рассказа, по нашему скромному мнению, заслуживает лишь выставка местного художника-примитивиста А.И.Яхругина (р.1936) под названием "Я новый день люблю"; к сожалению, там не продавалось ни открыток с его картинами, ни, тем паче, каталога. В Интернете на момент поездки не отыскалось следов Яхругина, хотя его имя упоминалось на сайте "Виртуальный музей русского примитива". С тех пор там появился целый раздел о нем, и мы рады украсить нашу летопись красноречивыми иллюстрациями. Итак, экскурсия началась с сообщения о том, что названия картин Яхругина часто занимают несколько предложений или даже абзацев. "Вот ведь заливают, - подумали мы, - как им не стыдно!" Недоверие укрепилось после просмотра портрета некоей печальной старухи, который назывался: "Родилась в царское время": "Ну, длинно, но ведь не несколько абзацев?" Однако вскоре нам пришлось стыдиться за свою недоверчивость: картины Яхругина оказались гениальны именно своими названиями. Вот лишь несколько:
Внезапное нападение советских солдат под дождь, в грозу, под удары грома
Начало периода в последнем десятилетии ХХ века. Жить и выживать
Желаемая фантастическая творческая встреча поэтов XIX, XX и последующих веков
Сломанное дерево, перекрестив дорогу, предвещало Христосу (так! - И.О.) быть казненным на кресте
Голод не тетка, вынуждает стоять на задних лапках
Выбор невесты в Александровской слободе Иваном Грозным
Семейные дела Ивана Грозного - особая глава в творчестве Яхругина. К сожалению, две наиболее примечательные картины из этой серии разыскать не удалось. Зато вот их названия.
С испугом и возгласами очередная жена Ивана Грозного перед утоплением
По приказу царя Ивана Грозного его жена с каретой были потоплены в речке вместе с лошадьми
Золотой гвоздь программы (изображение, увы, также отсутствует). Среди полотен Яхругина была выставлена картина, изображавшая Гитлера в конце войны, а также разные варианты его дальнейшей судьбы, которые Гитлер себе с ужасом пытается представить. Видимо, сочтя нарисованное недостаточно полным выражением своей художественной концепции, Яхругин счел необходимым украсить полотно стихами собственного сочинения. Я переписал их целиком, поскольку они, на мой взгляд, опрокидывают все существовавшие до сих пор представления как минимум о стихотворном размере. Рекомендую читать вслух, с пафосом. Приводится в авторской орфографии и пунктуации.
Гитлер влез в правители, а башкой не сделал вывод,
Что нападая зверем на людей, погибнуть от меча придеться самому.
И вот анализ - в правителях он был, как сумасшедший ирод,
А такие всегда проигрывают войну.Кашмары по ночам весною сорок пятого
За разоренье государств и уничтожения людей
Приговаривали Гитлера, как ирода проклятого,
Фашистских, чтобы в мире не было идей.Немного придя в себя от восторга, мы поняли, что эти стихи могли бы быть идеальным текстом для рэпа в духе тех же "Кирпичей"; вот только первую строфу даже на рэп не положишь. Как выяснилось вскоре после приезда из Александрова, "Кирпичи" пришли нам в голову не зря, потому что если Яхругин опрокинул наши представления о размере, то очередная песня этой группы опрокинула наши представления о рифме. Вот две строки:
Иду по улице, смотрю - деньги валяются.
Ну, думаю, деньги на улице не валяются.(Полный текст)
Понятно, что рифмовать "кеды" с "полукедами", а "цветы" с "цветами" - не ново. Да только здесь-то не придерешься: действительно, вижу, валяются! Но ведь, и вправду, не валяются. Хотя до Яхругина "Кирпичам" все же далеко. Вот еще несколько его картин.
В период улучшения
Пасха
Паломники на пути в Лавру
В бомбоубежище
В разведку
После атаки
Возвращение
Мать Мария и сын Христос на прогулке
Ленин на прогулке в Горках
Поединок
Перевозка умерших Ленинградцев - блокадников
Возвращение с работы
В мае
Зимним вечером
Если вы полюбили картины Яхругина, на прощание дарим вам его автопортрет. Дай Бог автору вдохновения и новых работ!