СИЛЫ ПРИТЯЖЕНИЯ
ДА КТО ТАМ, НАВЕРХУ,
ЧИТАЕТ НАШИ ЗНАКИ!
(о стихах Ирины Аргутиной)
Рассказывать о поэзии Ирины Аргутиной - необычайно сложная задача. Как разложить на темы и мотивы эту глубокую лирику? Ее стихи нужно читать не торопясь, размышляя вместе с поэтом, - о чем? Все о том же - "о жизни, смерти, и о любви"... Есть, правда, еще одна тема, неразрывно связанная с тремя названными, - тема бесконечной уральской зимы: "по полгода лежат снега с золой пополам..."; "фонарь, дымящий в воздухе морозном..."; "пророческий рассказ вещуньи во дворе /о том, что в холода / и мерзнут, и черствеют / и люди, и еда..."
Это черно-белая зима, состоящая из тьмы и снега, как среда обитания одинокой души поэта.
Это наша непонятная родина, которую любим - за что?
Так вот она!
Безбожная, хмельная,
под черным платом прячет седину.
Я так давно ее не понимаю,
что без нее и дня не протяну.
|
Это диалог "голоса" и "голоска":
Неясный день.
Невольный конвоир
чужих минут -
и только взглядом цепок.
Все сметные сокровища твои,
бесценные,
уходят за бесценок,
и остается ветер да песок...
|
И остается внутренняя жизнь души, вечная пьеса, которую героиня Ирины Аргутиной играет так "...чтоб до слез. Не от жалости, нет. От восторга".
Мария Огаркова
|
СИЛЫ ПРИТЯЖЕНИЯ
1. Старый двор
Полосатые простыни,
с каждым годом все меньше похожи на паруса
во дворе, где я родилась,
где меня скорее забудут, чем воскресят,
где все меньше слов удается сорвать с ветвей
этих кленов,
один из которых садили мы
с дедом Шурой
(теперь зимою от них светлей,
потому что ветви снегом убелены).
Меньше слов - и неба.
что все ближе дом напротив -
и все туже, туже старых домов хомут,
и все вместе называется - западня.
В этом месте,
где шаг неверен, а голос груб,
по полгода лежат снега с золой пополам,
и все те же бьются простыни на ветру,
но в бесстыдных дырах ветхий мадаполам.
Старый двор,
где сороки вертикально стартуют вверх,
о родной хомут,
кандалы мои на весь сокращенный век!
Волочить вас ежедневно - тяжелый труд:
не беги, не отрывайся, не воспари,
только рвись,
как эти простыни на ветру
да слова
о жизни, смерти и о любви...
2. Парк имени Терешковой
Там, где танк несокрушимый
у ворот французской школы,
Дремлет парк, носящий имя
(первой дамы-космонавта)
сорок лет по принужденью.
А меня любил взаправду.
Он раскидывал аллеи
в дар сандаликам стучащим,
пару гипсовых оленей
ворожил на карусели,
так любил, что в день весенний
А потом, немного позже,
Я теперь в него не вхожа.
Не о нем шептала богу,
о другом судьбу просила...
А живу через дорогу.
3. Берег
В каких степях, лесах,
каких морей
невинно улыбается,
гоняя свой оранжевый клубок
по синеве моих воспоминаний,
безоблачных, безбедных, неземных?
Я так давно его не понимаю,
что он спокоен,
забыв с тех пор,
возвел беду и страхи за родных.
Все побережья, все леса и степи
меня забыли: я не верю в них.
В ночном окне,
в зрачковых сферах спит моя земля:
забытый дом, рожденный в тридцать третьем,
и двор, где умирают тополя.
Так вот она!
под черным платом прячет седину.
Я так давно ее не понимаю,
что без нее и дня не протяну.
От этих мест мой бог бежал как мальчик -
да что ему!
Но здесь вчера гоняли рыжий мячик
два пацана по стоптанной траве
под синевой моих воспоминаний,
в моих лесах, степях,
такой любви,
к чему,
2005
_^_
* * *
Все нагрубающие почки,
все отсыревшие стволы
глотают жадно соки почвы
в предвосхищении листвы.
Еще кричат: "Не провороньте!" -
вороньи стаи по утрам,
но Брестский мир на личном фронте
уже милее пышных драм,
и стало ясно, как неточно
"любовь" рифмуется с "любой"...
А каблучок дорогу точит
округлой дыркой пулевой,
и многоточие апреля
на почву влажную падет,
и ночью старая аллея
шифон зеленый обретет.
Вот так - порывисто, порочно,
и не скрывая торжества,
с себя срывает оболочки
предвосхищенная листва.
апрель 2005
_^_
* * *
Готовимся к зиме
...Ворона во дворе
но тоже утеплить пытается гнездо.
Вороне что-то Бог
послал. Но мир жесток
и жребий выпал (за сомнительным крестом
оконных рам).
ворона-старожил, стареющая птица.
Нам с ней который год готовиться к зиме,
бояться холодов,
и стайками следов
слагать - и, наконец, составить резюме
для тех, кто наверху,
и сыплет первый снег
на палую листву - пока не надоест.
Да кто там, наверху, читает наши знаки!
И кляксами ползет
изменчивый октябрь.
несут в печальный путь
И вот уже готов
к зиме наш дом картонный.
В преддверье холодов
пророческий рассказ вещуньи во дворе
о том, что в холода
и люди, и еда -
объятия снегов, желанных в ноябре.
Рассказ ее суров,
В гнезде меж двух стволов
и видит все как есть,
И птица - не орел, и дерево - не древо,
и я уже давным-давно не королева -
но ферзь.
октябрь 2004
_^_
МАЛЕНЬКАЯ СЮИТА
ДЛЯ ГОЛОСА И ГОЛОСКА
Голос: |
- Что можешь ты,
и что ты раньше мог,
когда дождем рассыпался внезапно,
когда,
как ошарашенный щенок,
кленовой гривой встряхивал с азартом,
бежал по крышам как по мостовым,
пугал не громом,
так огнем небесным?
Теперь оцепенением своим
пугаешь,
как решеньем неизвестным.
Неясный день.
Невольный конвоир
чужих минут -
и только взглядом цепок.
Все сметные сокровища твои,
бесценные,
уходят за бесценок,
и остается ветер да песок...
и ангельский, должно быть, голосок?..
|
Голосок: |
- Ветер, ветер, ты могуч.
Пушкин, Пушкин, ты везуч -
не узнал, не дожил,
рано голову сложил.
|
Голос: |
- Один не уходил, другой вернулся
и в первом так себя и не признал.
Живут на свете два веселых гуся,
которым уготована резня.
Что можешь ты, создатель мелодрамы, -
вернуть своих валетов козырных
на десять лет,
на десять килограммов,
на десять тысяч радостей земных?
Все то, что ты умеешь, но не вправе, -
за то, что, неумению назло,
получится...
Шуршат песок и гравий,
идут часы и кормит ремесло.
Что можешь ты, когда - на волосок,
когда слабеет даже голосок?
|
Голосок: |
Сядешь тихо в уголок -
погляди на потолок,
голубой-голубой,
с облаками над тобой...
|
июнь 2005
_^_
* * *
Фонарь, дымящий в воздухе морозном.
Дорожный скрип толченого стекла.
Обернута бумагой папиросной
ночная мгла.
из вечных зимних сумерек.
у фонаря - их лучше обойти.
Год кончился внезапно, как терпенье,
но с худшим результатом.
отнимешь пять, и, нечто получая
от бублика - ни спицы, ни оси -
катись домой, прими покрепче чая
и в первый раз о помощи проси...
_^_
* * *
О бряцающий браслет,
о законы Хаммурапи,
о замшелый Старый Свет
в неизменном черном драпе!
"Мы в дугу тебя согнем,
мы уму тебя научим!"
О божественным огнем
полыхающие тучи!
О стихающий тайфун,
бури, канувшие в Лету!
О закрытые в шкафу
позабытые скелеты,
о добытое трудом!
О незнание бомонда!
Ванна в кухне, дряхлый дом
без попытки капремонта!
О немодных старых бус
трехрублевые рубины,
о детали (это плюс)
на безрыбье (это минус)!
О постыдный скрип костей,
о бесплодная усталость,
о болезни всех мастей,
о пугающая старость!
О догнавший в росте сын,
беспредельно ясноглазый,
о сияние росы,
о небесные алмазы!
Живы будем - не моргнем!
О лото! Счастливый случай!
О божественным огнем
полыхающие тучи!
О стихающий тайфун,
бури, канувшие в Лету!
О-о-о-о...
июнь 2004
_^_
БИОГРАФИЯ
По рукотворному Стиксу с другими Орфеями
плавал, по просьбе Харона горланя "Катюшу".
Маялся. Вылез из кожи. Вернулся с трофеями.
В рамках эксперимента заглядывал в души
ближних и дальних.
В одной, с невротическим спазмом,
чуть задержался, поскольку описывал клинику.
Вышли стихи. Кто читал - говорили: "Прекрасно!"
Стало опасно. Уже потянуло на линию
смены событий и дат, где вчера и сегодня
переливаются в гребне волны пограничной.
Так захотелось нырнуть! Молодым и свободным
выйти из смены времен - и похвастать добычей!
...Там, где на карте не значились скалы и рифы -
встали суровой грядой настоящего времени.
Бейся о них, сумасшедший, Великий и Тихий,
в пене бросайся и падай на них,
Камень. Вода. Вытри слезы, смягчи свое сердце -
и ничего не останется - камня, воды ли.
Стикс протекает не здесь. И, возможно, не в Греции.
Нужно идти и идти - а не хочется. Или...?
январь 2002
_^_
ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ
Кипятком янтарным согреешься - будешь сыт.
Электрический свет разобьется на сотни букв.
Зазвенит камертоном душевная буква "пси",
со снегов потолка сорвется в капéльный стук,
потечет, в тепле превращаясь в родное "спи",
и растает, ничуть не заботясь, каков ответ.
Разбегутся тени толпой незнакомых спин -
не ищи среди них ту, которой меж ними нет.
В янтаре чаинки плавают, не спеша,
воплощением достоверности - как без них?
Как без двух достоверных качеств карандаша:
им легко писать, но ломается, черт возьми!
Не возьмет и черт - и взял бы, да не отдашь
старый тополь в окне, чернеющий буквой "пси",
и янтарный чай, и сломанный карандаш,
и все тени, тени - Боже тебя спаси!
октябрь 2001
_^_
ДЕТСКИЕ ИГРЫ
- Детка, а где твоя кукла другая,
- Мамочка, я пока поиграю
...Тише, бедняжка, так не годится
Завтра ты выйдешь замуж за принца -
он тебе, правда, нравится?
Много детишек будет, наверное,
Будет он сильный, будет военный,
будет с врагом сражаться.
Ранят его, но совсем немного,
раз - и вылечим раночку...
- Детка, во что ты играешь?
декабрь 2001
_^_
АМПЛУА ТРАГЕДИЙНОЙ АКТРИСЫ
От высоких трагедий,
собирают любовь и коварство попарно,
где погибнет герой, безупречный и скорбный,
даже щей не хлебавший, а горя - подавно,
от житейских трагедий,
смертоносны болезни,
а веревка, топор да некрепкий рассудок
режиссеры, -
отсюда не поступью: шагом,
по своей, настоящей,
небогатому по разветвленьям сюжету,
да к последнему факту (пока что не факту,
но бесспорному, даже когда рикошетом),
я всего лишь иду.
напряженье шагов и трагедии запах,
и какие-то люди глядят с интересом -
доберусь ли, и скоро ли можно заплакать.
И когда я внезапно дойду до финала,
потому что внезапно - не слишком жестоко,
все сойдется. Ведь я ее так отыграла,
чтоб до слез. Не от жалости, нет. От восторга.
октябрь 2003
_^_
|