Словесность
win      koi      mac      dos      translit 


Книги в Интернете
 

Читательский выбор 2000

Поэзия:

Дмитрий Быков


          ХАБАНЕРА


          На зимней Кубе сумерки быстры.
          Еще горят закатные костры
          На западе, над баркой рыболова, -
          А на Востоке все уже лилово.
          В короткий этот сумеречный час
          Мир наводняют пары красных глаз -
          Несутся допотопные модели
          (Своих не выпускают при Фиделе).
          Тут ветра беззаконного порыв,
          Взметя листву и свалку перерыв,
          Гоня в пыли окурков караваны,
          Проносится по улицам Гаваны,
          Чтобы затихнуть где-то в Санта-Фе.
          В такое время лучше быть в кафе,
          Где, воздавая честь "Гавана-клабу",
          Туристы совмещают ром и бабу.

          В таком кафе, набравшийся за двух,
          Торчал у стойки некий пленный дух.
          Он вынул деньги, чтобы расплатиться,
          И размышлял, в кого бы воплотиться.
          За окнами спешил чужой народ,
          В остатках рома оплавлялся лед,
          В душе героя было как-то мглисто.
          Пред ним лежала пачка "Монте-Кристо".

          Он не курил кубинских сигарет
          С полузабытых отроческих лет,
          Когда покрылись щеки первым пухом,
          Когда еще он не был пленным духом.
          Двугривенный за пачку - вся цена.
          Острила ведьма юная одна,
          В общаге обжимаясь с ним за шкафом:
          "За двадцать коп себе казаться графом!".
          Зажженный упоительной игрой,
          Наш несколько смутившийся герой
          Ей отвечал, прикинувшись повесой:
          "Все лучше, чем за сорок - стюардессой!".

          Из детской той игры возникла связь,
          Что и за десять лет не прервалась.
          В снегах Москвы, под пальмами ли Юга
          Они исправно мучали друг друга,
          Смущая наши скудные края
          Такою полнотою бытия,
          Что отравляли этим сладким ядом
          Чужую жизнь, случившуюся рядом.
          Любой, кто вовлекался в их игру,
          Проваливался в черную дыру:
          Так кот, увидев, как играют тигры,
          Не станет вновь играть в кошачьи игры.
          Кому красотка путь ни перешла б -
          Тотчас переходил в иной масштаб,
          И так же обходился с миром демон,
          Кого бы, пролетая, ни задел он.
          Измучив душ невинных без числа,
          Судьба ее в Канаду занесла
          (Он видел в том печальную отраду,
          Что прилетел сюда через Канаду).

          Тогда-то он и начал понимать
          Свое предназначение - ломать,
          Доламывать, дотаптывать до праха
          Все, что еще висит на грани краха;
          Заставив прыгнуть выше головы
          (Подчас с исходом гибельным, увы) -
          Изобличать начертанные враки,
          Раскалывать исчерпанные браки...
          Беда была лишь в том, что для игры
          Нужны не только горние миры,
          Не только ослепительные бездны:
          Они для одиночек бесполезны.
          Чтоб вновь на мирозданье посягнуть,
          Он должен был найти кого-нибудь,
          Поднять до пика, довести до края,
          Ломая чью-то жизнь и претворяя.

          Воззрев на посетителей шинка,
          Он обнаружил пегого щенка,
          Смотревшего просительно и кротко,
          Как нищая кубинская красотка;
          Привычно проницая первый слой,
          Наш дух смекнул, что пес довольно злой:
          Тому, кто не бросает мяса на пол,
          Он запросто бы что-нибудь оттяпал.
          Седой мулат, опять же пьяный в дым,
          О чем-то спорил с менее седым;
          Развинченный подросток в желтой майке
          Травил дружку двусмысленные байки.
          Да девочка за угловым столом
          Холодной колой разбавляла ром,
          И дух, в извечной жажде воплощенья,
          Припомнил все приемы обольщенья.

          Тьма за окном была уже густа.
          Красавица являла те места,
          Которые при близком рассмотренье
          Внушали мысль об интенсивном тренье
          Общеизвестных трущихся частей;
          Она, как завсегдатай на гостей,
          Взирала на пьянеющих и пьяных,
          Рассевшихся на стульях и диванах,
          Как бы держа в ладони весь шинок,
          Чуть разведя колени голых ног,
          Сведя при этом острые лопатки...
          И пленный дух заговорил к мулатке.

          Он начал так: "Прелестное дитя!
          Я вправе так назвать тебя, хотя
          В любовной битве, сладостной и тяжкой,
          Себя я ощутил бы первоклашкой.
          Сегодня, если вместе выйдем в ночь,
          Мы ход вещей сумеем превозмочь,
          Извлечь тебя из схемы, как из рамы,
          И мелодраму дотянуть до драмы.
          Когда б ты знала русские слова,
          Я мог бы процитировать сперва
          Историю про темные кошмары
          Подоблачной красавицы Тамары.
          И впрямь - каков бы стал ее удел,
          Когда бы демон мимо поглядел?
          Ответь и ты - не торопи ответ лишь:
          Что будет, если ты меня отвергнешь?
          Ты молода - и будешь молода
          Еще лет пять иль шесть, но никогда
          Ты не узнаешь жара и озноба
          Такого, как теперь, когда мы оба
          Сошлись в ночи, пространство победив.
          Нас ждет любовь, отчаянье, разрыв,
          Звонки ночами, письма издалече,
          Две-три еще мучительные встречи
          Да твой ребенок с именем моим,
          Что будет той же горечью томим
          И мне, сгорая жаждой воплощенья,
          Не даст ни примиренья, ни прощенья.

          Сам по себе я пустота, зеро,
          Но мой удел - раскалывать ядро,
          Чтоб на свободу выплеснулась сила,
          Без коей это все бы так и гнило.
          Свидетель Бог, почел бы я за честь
          Оставить в этом мире все, как есть, -
          Но сохнет ключ, к которому бросаюсь,
          И вянет плод, которого касаюсь,
          И тает лед, на коем я стою.
          Так послан я разрушить жизнь твою,
          Поскольку ты имеешь все задатки
          Не вырасти такой, как все мулатки.

          По правилам играет всякий смерд
          (Внушив себе, что благ и милосерд),
          Но я настолько явно не отсюда,
          Что довожу и смерда до абсурда.
          Что прочным до меня казалось вам,
          Со мною расползается по швам,
          Поскольку я вношу с собой критерий,
          Губительный для рвущихся материй.
          Простой тупица, нравственный устой,
          Бессовестный убийца, Лев Толстой -
          Любой предмет законченный и цельный
          Не дрогнет пред стрелой моей прицельной.
          Но видимость, натяжка, шаткий мост,
          На честном слове зиждущийся рост
          Останкинских и вавилонских башен -
          Для этого я в самом деле страшен.
          Где фальши тень, мошенника улов,
          Где область умолчаний, полуслов,
          Условностей, игры с полутонами -
          Я грозен, как Печорин для Тамани.
          Родился я - и Родины колосс
          Загнил, как гриб, который перерос,
          И оседал, поскрипывая ржаво;
          Я возмужал - и рухнула держава!
          Век расшатался, и страшней всего,
          Что я рожден дошатывать его,
          Взрывать любую хрупкую структуру
          И делать из нее литературу.

          Теперь я научился с этим жить.
          Я выучился мало дорожить
          Теплом, уютом, кровом - всем, что живо.
          Теперь мне сладок только миг разрыва.
          Лишь он один, случаясь наяву,
          Мне чувствовать дает, что я живу,
          Мое зиянье наполняя силой
          И мукою, почти невыносимой.

          Твой мир - на грани. Всяк рекламный щит -
          И тот, гляди, ржавеет и трещит.
          Картонная империя в упадке,
          Тут не спасут и новые порядки.
          Меж тем на вид она еще крепка -
          Дадим же ей последнего шлепка,
          Чтоб в урагане нашего романа
          Легла в руинах старая Гавана!
          Неси же нас, полунощный Борей -
          Горячий ветер джунглей и морей!
          Созвездия! Тропические раз вы,
          Пылайте, как трофические язвы!"

          Так говорил к мулатке пленный дух.
          Он говорил, естественно, не вслух,
          Но видя, как она головку клонит,
          Он мог не сомневаться в том, что понят.
          Есть признаки - им имя легион -
          Наметившейся близости; и он
          Во гневе грянул кулаком о стену,
          Когда она в ответ сказала цену.

          Он знал наречье этих поблядух.
          Он явственно услышал: "Пленный дух!
          Ты посягнул на общую живучесть,
          Но рушишь только собственную участь.
          Как ты мою ни вывихни судьбу,
          Я выгребу - и снова подгребу
          К пологому спасительному брегу,
          Который мне сулит покой и негу.
          Я - женщина, подстилка, лгунья, мать:
          Ломай побег, но воду - как сломать?
          Низринувшись в любую бездну в мире,
          Я снова приземлюсь на все четыре.
          Тебе нужнее этот балаган:
          Собрав себя по клочьям, по слогам,
          Познав паденья краткое паренье,
          Ты побежишь лепить стихотворенье.
          Дай денег мне. За небольшую мзду
          (Читатель ждет уж рифмы, но узду
          Накинет пусть на тяготенье к сраму)
          С тобою я сыграю эту драму ".

          - Будь проклята! - воскликнул пленный дух.
          - Нетленный образ лучше тленных двух! -
          И, разметавши стулья и диваны,
          Ввинтился в небо черное Гаваны.
          Как адский змей среди пернатых гнезд,
          Он бил хвостом среди мохнатых звезд
          И каялся, что свой запас несметный
          Раскинул вновь перед простою смертной.
          Здесь,только здесь, в холодных небесах,
          На чистых и свободных полюсах,
          Он обретал - к несчастью, не впервые, -
          Все то, чего не могут дать живые.
          Герой летел над пляжем, аки АН.
          Внизу переливался океан,
          Гремел музон, и уроженки Кубы
          Парням попроще подставляли губы
          И прочее. Усталый Агасфер
          Из безупречных, но холодных сфер
          Низринулся, на темный берег целя,
          И приземлился около отеля.

          Учтивый, хоть и поднятый в ночи,
          Мулат-портье вручил ему ключи
          И улыбнулся духу, как родному,
          Догадливо сочувствуя облому.
          В зеркальном лифте наш герой взалкал
          Закрыться в помещенье без зеркал:
          Привычный вид, в который он оделся,
          Насмешкою над замыслом гляделся.
          Он угадал в бренчании ключей
          Глухую скуку - скуку всех ночей,
          Несущую, как лакомый гостинец,
          Унылый запах - запах всех гостиниц.

          А в номере пустынном ночевать
          Мешала многоспальная кровать,
          Поскольку всем бельем напоминала,
          Что одного на эту площадь мало;
          За окнами слоился плотный мрак,
          Где он резвился только что, дурак, -
          Теперь же мрак страшил его до тика,
          Поскольку хмель выветривался тихо;
          Под лампою белел бумажный лист.
          Осталось пять последних Монте-Крист .
          Герой уселся в кресло, вынул ручку
          И начертил кружок и закорючку.

          В который раз перетерпев облом,
          Он снова очутился за столом,
          К которому упорно возвращался,
          С какою бы надеждой ни прощался.
          От всякого полезного труда
          Всевышний возвращал его сюда -
          Как если б только это псевдодело
          К добру вело и тайный смысл имело.
          Невидимая длань его вела
          К проверенному месту у стола,
          Который был ему защитой чести,
          Или орудьем мести, или вместе.

          И постепенно - как плетется сеть -
          Он начал вновь от этого косеть.
          Пошла плясать гостиничная келья, -
          Но это было пьянство без похмелья.
          Герой сидел с яснеющим лицом.
          Словцо уже низалось за словцом,
          И демон упивался, как Гораций,
          Сладчайшей из возможных компенсаций.
          По опустевшей улице внизу
          Пронесся ветер, посулив грозу,
          И пленный дух насторожился, слыша,
          Как где-то далеко слетела крыша.

          По мере нарастания страстей
          В четвертой из задуманных частей
          Сдвигалось все (герой впадал в нирвану),
          И скоро ливень рухнул на Гавану.
          Вода неслась по ржавым желобам,
          Не внемля раздраженным жалобам.
          На улицах, которые отвыкли
          От новизны, закручивались вихри.
          Шаталось все. Трещал любой зажим.
          Заколебался кастровский режим,
          И там, где бились молнии огнисты,
          Мелькнула тень диктатора Батисты.
          Циклон, клубясь и воя, был влеком
          С окраины на самый Маликон -
          Ошую бар снесло, а одесную
          Расплющило палатку овощную.
          Мулатке предназначенный мулат
          Проснулся от прохлады, влез в халат,
          Увидел гибель овощной палатки -
          И клятву дал не подходить к мулатке.

          Мир распадался. Пишущий герой
          В окно украдкой взглядывал порой:
          Все погрязало в хаосе, в развале.
          Он делал то, зачем его призвали.
          Пусть не любовь, пускай свободный стих
          Взрывала глушь окраин городских:
          Один, без алкоголя и нимфеток,
          Он миссию вершил - не так, так этак.
          Он мог писать, а мог в кафе пастись -
          Но не умел от миссии спастись:
          В который раз Господь его посредством
          Разделывался с пагубным наследством!

          В каморке ветер стены сотрясал.
          Проснулась та, о коей он писал.
          Восторгом перед бешенством стихии
          Наполнились глаза ее сухие.
          Хотелось петь, безумствовать, блудить.
          Герой в ней умудрился разбудить
          Ту часть души, любовников усладу,
          Что в женских душах тяготеет к аду.
          Она впивала сладкую тоску,
          Ладонь прижавши к левому соску,
          Покусывая правый кулачонок
          (Извечный жест испуганных девчонок).

          Тогда герой услышал сквозь прибой:
          Ты победил. Я более с тобой,
          Чем можно быть в объятье самом тесном:
          Мы связаны союзом самым честным.
          Не в сальной койке, в облаке стыда, -
          С тобою мы сливаемся тогда,
          Когда, томимый творческой тоскою,
          Ты рушишь мир, а я привычно строю,
          И этот путь пройдем мы сотни раз.
          Иного нет сближения для нас,
          Но в молниях, порывах и извивах
          Мы ближе всех любовников счастливых".

          Прибоем бил и пальмами качал
          Союз извечно родственных начал.
          Разгул стихий дошел до апогея,
          Сливались хлябь и твердь, Уран и Гея.
          Та цепь огней, что городом была,
          Мигнула, раскаляясь добела,
          И всю ее смела и поглотила
          Любовь, что движет солнце и светила.

          12-17.12. 2000,
          Гавана.



          © Дмитрий Быков, 2000-2004.
          © Сетевая Словесность, 2000-2004.






07.01.2004 Сегодня в РЖ Невод и т.д. Выпуск 165   Вулканический Интернет   Отказаться от религии энвайронментализма   Все о поэзии 165   Между двойкой и тройкой   Время честной политики   Путин и пустота   "С Новым Гадом, мамочка!"   Космополит супротив инородца   Сто тысяч "почему?"   Репрезентативная демократия   Социальная революция сильных: год 2004   Как меня отблагодарили   Журнальное чтиво. Выпуск 159   Аполлон нетто   Разная музыка. Новогодний анонс   Путинская слобода   От Думы к Собору   Невод и т.д. Выпуск 164   Экономическое чудо года  
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы