Словесность
win      koi      mac      dos      translit 
Танкетки продолжаются!   



Читательский выбор 2001

Поэзия:

Дмитрий Быков


        *


        * ВАРИАЦИИ
        * Смерть не любит смертолюбов...
        * НОВАЯ ГРАФОЛОГИЯ
        * Ведь прощаем мы этот Содом...
        * Во время истребления народа...
         
        * Когда она с другим связалась...
        * Он обязательно придет...
        * ПЕСЕНКА ИНВАЛИДА
        * ПЭОН ЧЕТВЕРТЫЙ


          ВАРИАЦИИ

          1. До

          Ясно помню большой кинозал,
          Где собрали нас, бледных и вялых, -
          О, как часто я после бывал
          По работе в таких кинозалах!
          И ведущий с лицом, как пятно,
          Говорил - как в застойные годы
          Представлял бы в музее кино
          "Амаркорд" или "Призрак свободы".
          Вот, сказал он, смотрите. (В дыму
          Шли солдаты по белому полю,
          После били куранты...) "Кому
          Не понравится - я не неволю".

          Что там было еще? Не совру,
          Не припомню. Какие-то залпы,
          Пары, споры на скудном пиру...
          Я не знаю, что сам показал бы,
          Пробегаясь по нынешним дням
          С чувством нежности и отвращенья,
          Представляя безликим теням
          Предстоящее им воплощенье.

          Что я им показал бы? Бои?
          Толпы беженцев? Толпы повстанцев?
          Или лучшие миги свои -
          Тайных встреч и опять-таки танцев,
          Или нищих в московском метро,
          Иль вояку с куском арматуры,
          Или школьников, пьющих ситро
          Летним вечером в парке культуры?
          Помню смутную душу свою,
          Что, вселяясь в орущего кроху,
          В метерлинковском детском раю
          По себе выбирала эпоху,
          И уверенность в бурной судьбе,
          И еще пятерых или боле,
          Этот век приглядевших себе
          По охоте, что пуще неволи.

          И поэтому, раз уж тогда
          Мы, помявшись, сменили квартиру
          И сказали дрожащее "Да"
          Невозможному этому миру, -
          Я считаю, что надо и впредь,
          Бесполезные слезы размазав,
          Выбирать и упрямо терпеть
          Без побегов, обид и отказов.
          Быть-не быть? Разумеется, быть,
          Проклиная окрестную пустошь.
          Полюбить-отпустить? Полюбить,
          Даже зная, что после отпустишь.
          Покупать-не купить? Покупать,
          Все, что есть, из мошны вытрясая.
          Что нам толку себя упрекать,
          Между "да" или "нет" зависая?

          Потому что мы молвили "да"
          Всем грядущим обидам и ранам,
          Покидая уже навсегда
          Темный зал с мельтешащим экраном,
          Где фигуры без лиц и имен -
          Полутени, получеловеки -
          Ждут каких-нибудь лучших времен
          И, боюсь, не дождутся вовеки.



          2. После

          Так и вижу подобье класса,
          Форму несколько не по мне,
          Холодок рассветного часа,
          Облетающий клен в окне,
          Потому что сентябрь на старте
          (Что поделаешь, я готов).
          Сплошь букеты на каждой парте -
          Где набрали столько цветов?
          Примечаю, справиться силясь
          С тайной ревностью дохляка:
          Изменились, поизносились,
          Хоть и вытянулись слегка.
          Вид примерных сынков и дочек -
          Кто с косичкой, кто на пробор.
          На доске - учительский почерк:
          Сочиненье "Как я провел
          Лето".

          Что мне сказать про лето?
          Оглянусь - и передо мной
          Океан зеленого цвета,
          Хрусткий, лиственный, травяной,
          Дух крапивы, чертополоха,
          Город, душный от тополей...
          Что ж, провел я его неплохо.
          Но они, видать, веселей.
          Вон Петров какой загорелый -
          На Канары летал, пострел.
          Вон Чернов какой обгорелый -
          Не иначе, в танке горел.
          А чего я видал такого
          И о чем теперь расскажу -
          Кроме Крыма, да Чепелева,
          Да соседки по этажу?
          И спросить бы, в порядке бреда,
          Так ли я его проводил,
          Не учителя, так соседа -
          Да сижу, как всегда, один.
          Все, что было, забыл у входа,
          Ничего не припас в горсти...
          Это странное время года
          Трудно правильно провести.

          Впрочем, стану еще жалеть я!
          У меня еще есть слова.
          Были усики и соцветья,
          Корни, стебли, вода, трава,
          Горечь хмеля и медуницы,
          Костяника, лесной орех,
          Свадьбы, похороны, больницы -
          Все как водится, как у всех.
          Дважды спасся от пистолета.
          Занимал чужие дома.
          Значит, все это было лето.
          Даже, значит, когда зима.

          Значит, дальше - сплошная глина,
          Вместо целого - град дробей,
          Безысходная дисциплина -
          Все безличнее, все грубей.
          А заснешь - и тебе приснится,
          Осязаема и близка,
          Менделеевская таблица
          Камня, грунта, воды, песка.

          _^_




          * * *

          Смерть не любит смертолюбов,
          Призывателей конца.
          Любит зодчих, лесорубов,
          Горца, ратника, бойца.

          Глядь, иной из некрофилов,
          С виду сущее гнилье,
          Тянет век мафусаилов -
          Не докличется ее.

          Жизнь не любит жизнелюбов,
          Ей претит умильный вой,
          Пухлость щек и блеск раструбов
          Их команды духовой.

          Несмотря на всю науку,
          Пресмыкаясь на полу,
          Все губами ловят руку,
          Шлейф, каблук, подол, полу.

          Вот и я виюсь во прахе,
          О подачке хлопоча:
          О кивке, ресничном взмахе,
          О платке с ее плеча.

          Дай хоть цветик запоздалый
          Мне по милости своей -
          Не от щедрости, пожалуй,
          От брезгливости скорей.

          Ах, цветочек мой, цветочек!
          Отказаться разве? Но
          В самой длинной из цепочек
          Ты последнее звено.

          Под тобою - только почва,
          Гниль и камень, черный цвет,
          За каким - я знаю точно -
          Ни тепла, ни света нет.

          Ах, цветочек мой прекрасный!
          Чуя смертную межу,
          В день тревожный, день ненастный
          Ты дрожишь - и я дрожу,

          Как наследник нелюбимый
          В неприветливом дому
          У хозяйки нелюдимой,
          Чуждой сердцу моему.

          _^_




          НОВАЯ ГРАФОЛОГИЯ

          Ключом не мысля овладеть,
          Ни сквозь окошко подглядеть,
          Ни зренье робкое продеть
          В глазок замочный, -
          Устав в неведенье страдать,
          Берусь по почерку гадать,
          Хоть это опыт, так сказать,
          Опять заочный.

          О этот почерк! О позер!
          Виньетка, вымарка, узор,
          Мелькают контуры озер,
          Бутонов, почек,
          Рельефы пустошей, столиц,
          Черты сливающихся лиц,
          Мокриц, блудниц, бойниц, больниц...
          Красивый почерк.

          В нем полноправно прижилась
          Колючей проволоки вязь,
          В нем дышит ярость, накалясь
          До перестрелок;
          Из четких "т" торчит топор,
          И "о" нацелились в упор;
          Он неразборчив до сих пор,
          Но он не мелок.

          Любя поврозь талант и вкус,
          Я мало верю в их союз
          (Как верят, может быть, француз
          Иль немец хмурый):
          Ты пишешь левою ногой,
          Пургой, нагайкой, кочергой,
          Ты занимаешься другой
          Литературой.

          Ты ценишь сильные слова
          И с бою взятые права.
          Перед тобою все - трава,
          Что слабосильно.
          К бойцам, страшащимся конца,
          Ты также не склонишь лица.
          Ты мучим званием отца,
          Но любишь сына.

          Во избежание вранья
          Я всех сужу по букве "Я",
          Что смотрит, вызов затая,
          Чуть исподлобья:
          В ней откровенье всех творцов
          И проговорка всех писцов,
          И лишь она, в конце концов,
          Твое подобье.

          Вот ковыляет, чуть жива,
          На тонких ножках голова,
          Хрома на обе и крива,
          Как пес травимый,
          Но что за гордость, Боже мой,
          В ее неловкости самой,
          В ее отдельности прямой,
          Непоправимой!

          По ней-то судя, по кривой,
          Что, как забытый часовой,
          Торчит над топью и травой
          Окрестной речи,
          Мы, если стену пробурить
          И чай покрепче заварить,
          Найдем о чем поговорить
          При личной встрече.

          _^_




          * * *

          Ведь прощаем мы этот Содом
          Словоблудья, раденья, разврата -
          Ибо знаем, какая потом
          На него наступила расплата.

          Им Отчизна без нас воздает.
          Заигравшихся, нам ли карать их -
          Гимназистов, глотающих йод
          И читающих "Пол и характер",

          Гимназисток, курсисток, мегер,
          Фам-фаталь - воплощенье порока,
          Неразборчивый русский модерн
          Пополам с рококо и барокко.

          Ведь прощаем же мы моветон
          В их пророчествах глада и труса, -
          Ибо то, что случилось потом,
          Оказалось за рамками вкуса.

          Ведь прощаем же мы Кузмину
          И его недалекому другу
          Ту невинную, в общем, вину,
          Что сегодня бы стала в заслугу.

          Бурно краток, избыточно щедр,
          Бедный век, ученик чародея
          Вызвал ад из удушливых недр
          И глядит на него, холодея.

          И гляжу неизвестно куда,
          Размышляя в готическом стиле -
          Какова ж это будет беда,
          За которую нас бы простили.

          _^_




          * * *

          Во время истребления народа,
          Которому прощенья не дано,
          Всегда стояла ясная погода -
          По крайней мере, судя по кино.

          Под нищим беглецом-переселенцем
          Горит асфальт, вздувая пузыри.
          Как выговорить "солнечный Освенцим
          И Бухенвальд"? Да так и говори.

          Как много солнца было в сорок третьем!
          На каждый плац смотрело, в каждый ров.
          Затем, чтоб напоследок поглядеть им
          На этот мир, на лучший из миров?

          Или затем, чтоб четче вышел снимок,
          Чтоб силуэт не смазался ничей
          И не осталось тусклых невидимок
          Ни между жертв, ни между палачей?

          Смотри, смотри! Чтоб резче были тени,
          Я ставлю свет железною рукой,
          И грань размыть меж этими и теми
          Не сможет миротворец никакой.

          Или затем, чтоб будущий теолог,
          Берясь за обожженные края
          И встраивая глянцевый осколок
          В единую картину бытия,

          О выборе твердя и о свободе,
          Которой все мы будем спасены, -
          Вперед не смел навязывать природе
          Ни правоты, ни воли, ни вины?

          _^_




          * * *

          Когда она с другим связалась,
          А я отпал как таковой -
          Какой она себе казалась
          Таинственной и роковой!
          Как недвусмысленно кипела
          Зубоскрежещущая страсть
          В том, как она не в такт хрипела
          Про "окончательнее пасть" -
          И в колебании недолгом
          В плену постылого жилья
          Меж чувством, стало быть, и долгом -
          Хоть долг, конечно, был не я.

          Он был - исполнить волю рока:
          Уйти с печалью неземной,
          Чтоб милосердно и жестоко
          Прикончить то, что было мной.
          Насколько ей была по вкусу
          Роль разбивающей сердца
          Гордячки, собственнику-трусу
          Предпочитающей борца!
          Я все бы снес. Но горем сущим
          Мне было главное вранье:
          Каким бесстыдным счастьем сучьим
          Вовсю разило от нее!

          Ей-Богу, зло переносимо,
          Как ураган или прибой,
          Пока не хочет быть красиво -
          Не упивается собой,
          Взирая, как пылает Троя
          Или Отечество; пока
          Палач не зрит в себе героя,
          А честно видит мясника.
          Но пафос, выспренность, невинность,
          Позор декора, срам тирад...
          Любезный друг, я все бы вынес,
          Когда б не этот драмтеатр!

          Увы, перетерпевши корчу,
          Слегка похлопав палачу,
          Я бенефис тебе подпорчу
          И умирать не захочу.
          Ноябрь злодействует, разбойник.
          На крышах блещет перламутр.
          Играет радио. Покойник
          Пихает внутренности внутрь,
          Привычно стонет, слепо шарит
          Рукой, ощупывая грудь,
          Сперва котлет себе пожарит,
          Потом напишет что-нибудь...

          _^_




          * * *

          Он обязательно придет,
          Какой-нибудь другой,
          Самовлюбленный идиот,
          Восторженный изгой,
          Из всех богоугодных дел
          Пригодный лишь к письму, -
          И будет дальше, за предел,
          Тянуть мою тесьму.

          Ему напутствий не даю,
          Беды не отведу -
          С чего б ему торчать в раю,
          Коль я торчал в аду?
          Какой ни дай ему совет
          О смысле бытия -
          Он все равно ответит "нет",
          Но сделает, как я.

          Не может быть, чтоб ремесло
          Осталось без осла,
          Который, всем чертям назло,
          Рожден для ремесла.
          И он придет, и этот крест
          Потащит на спине,
          Пока ему не надоест,
          Как надоело мне.

          _^_




          ПЕСЕНКА ИНВАЛИДА

          Как будто я пришел с войны, но в памяти провал:
          Отчизны верные сыны, а с кем я воевал?
          Или вернее - за кого? В родимой стороне
          Сегодня нет ни одного, кто нравился бы мне.

          А между тем я был на войне! Сестрица, посмотри:
          Ты видишь, что за шинель на мне? Вот то же и внутри:
          На месте печени подпалина, на легком - дыра в пятак...
          Добро бы это еще за Сталина, а то ведь за просто так.

          Сестрица, бля, девица, бля, водицы, бля, налей
          Отставленному рыцарю царицы, бля, полей,
          Который бился браво,
          Но испустил бы дух
          Единственно за право
          Не выбирать из двух.

          _^_




      ПЭОН ЧЕТВЕРТЫЙ

      О Боже мой, какой простор! Лиловый, синий, грозовой, - но чувство странного уюта: все свои. А воздух, воздух ледяной! Я пробиваю головой его разреженные, колкие слои. И - вниз, стремительней лавины, камнепада, высоту теряя, - в степь, в ее пахучую траву! Но, долетев до половины, развернувшись на лету, рванусь в подоблачье и снова поплыву.

      Не может быть: какой простор! Какой-то скифский, а верней - дочеловеческий. Восторженная дрожь: черносеребряная степь и море темное за ней, седыми гребнями мерцающее сплошь. Над ними - тучи, тучи, тучи, с чернотой, с голубизной в разрывах, солнцем обведенные края - и гроздья гроз, и в них - текучий, обтекаемый, сквозной, неузнаваемый, но несомненный я.

      Так вот я, стало быть, какой! Два перепончатых крыла, с отливом бронзовым, - смотри: они мои! Драконий хвост, четыре лапы, гибкость змея, глаз орла, непробиваемая гладкость чешуи! Я здесь один - и так под стать всей этой бурности, всему кипенью воздуха и туч лиловизне, и степи в черном серебре, и пене, высветлившей тьму, и пустоте, где в первый раз не тесно мне.

      Смотри, смотри! Какой зловещий, зыбкий, манкий, серый свет возник над гребнями! Летучая гряда, смотри, разверзлась и раздвинулась. Приказ или привет - еще не ведаю; мне, стало быть, туда. Я так и знал: все только начато. Я чувствовал, что взят не ради отдыха. Ведь нас наперечет. Туда, туда! Клубится тьма, дымится свет, и дивный хлад, кристальный душ по чешуе моей течет.

      Туда, на зов, на дымный луч! Лети, не спрашивай причин, без сожаления о первом из миров, - туда, в пространство зыбких форм, непостижимых величин, чудесных чудищ, грозных игрищ и пиров! Туда, где облачных жаровен тлеют угли, где в чаду сраженья горнего грохочет вечный гром, туда, где в битве, час неровен, я, глядишь, опять паду и вновь очнусь, уже на ярусе втором.

      Лечу, крича: "Я говорил, я говорил, я говорил! Не может быть, чтоб все и впрямь кончалось тут!". Как звать меня? Плезиозавр? Егудиил? Нафанаил? Левиафан? Гиперборей? Каталабют? Где я теперь? Изволь, скажу, таранить облако учась одним движением, как камень из пращи: пэон четвертый, третий ярус, пятый день, десятый час. Вот там ищи меня, но лучше не ищи.


      _^_



      © Дмитрий Быков, 2001-2003.
      © Сетевая Словесность, 2001-2003.






08.08.2003 Сегодня в РЖ Живой Журнал словами писателей   That's All Right, Хоттабыч   Все о поэзии 146   Подпоручик Киже - автор нового стандарта по литературе   Менеджмент и его последствия   Рынок как Провидение   "Биржа террора": pro & contra   Единственная правильная реальность   Риск дегуманизации   Маленькие впечатления от большого юбилея   Корейский полуостров: в ожидании "горячей" осени   Нерушимость английских традиций   Единое поле экспериментов   Толстые журналы к 2003 году   К психологии терроризма   Половинка от энциклопедии   Петля Буша   Роберт Шекли: "Ваши кошмары - это мои мечты"   Конец одной "Правды"   Там, где сердце  
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы