устая болтовня дворни о футболе, мутантах, колдовстве, - это неприятно, но не смертельно. Хуже, когда языки ваших малых начинают молоть хозяйское зерно, перетирать и перемывать ваш обиход, дела, факты.
Принимаешь человека на службу, - внуши ему главные правила безопасности. Пусть эти правила повседневно вдалбливает людям начальник охраны, главный особист. Пусть он собирает народ по подразделениям и страшным шепотом рассказывает, какие нарушения уже совершены, какие - пресечены, какие - вероятны. Каждую лекцию нужно заканчивать двумя историями из соседской жизни или опыта боевой юности рассказчика. Одна история - о том, к чему приводит болтовня, какие страшные разрушения производит пустяковая фраза. Другая - о предотвращенной беде, когда бдительный рядовой вовремя заметил и пресек нарушение. И какую скорострельную опасность отвел от начальника. Какую медаль получил.
Вот инструкция по безопасности для заучивания наизусть:
- недопустимы разговоры на людях; даже в безобидной беседе можно нечаянно выболтать служебную тайну;
- вредны рассказы в своем дворе о делах соседей или дальних людей, к которым тебя посылали; нечего перебирать чужие кости; эта информация может пройти по кругу и как-то зацепить твоего хозяина;
- строго запрещается болтать за забором о делах хозяйского дома, каковы бы они ни были; даже порода и время выгула хозяйской собачки могут быть использованы для организации покушения; на все расспросы посторонних, где хозяин, слуга должен отвечать мычанием;
- не разрешайте тугодумным посыльным делать записи для памяти; пусть зубрят задание ночами, - даже в ущерб молитве!
- по исполнению задания слуга должен рысью бежать к господину, по дороге ни с кем не говорить, докладывать подробно, не пропуская мелочей; на выходе - забыть обо всем навсегда;
- умный слуга должен понимать политический момент, удерживаться от провокаций во вражеском лагере, если будет послан с предложением мира или ультиматумом;
- даже анекдоты, всякие смешные, дурные обстоятельства чужой жизни не должны повторяться и разглашаться в рабочей среде;
- также некорректно расспрашивать чужих посыльных о делах их хозяев; об этом узнают, будут смотреть на вас косо;
- даже если чужой слуга начнет доносить вам с добродушной улыбкой, что его хозяйка загуляла с тем-то и так-то, то его не слушать, гнать прочь, нахмурив брови; он может быть провокатором;
- посыльного после инструктажа нужно заставить повторить задание; отпускать на дело только при точном понимании его смысла;
- особую бдительность нужно проявлять при пересылке материальных ценностей; такого посыльного возвращают с порога и переспрашивают: "Так куда ты идешь? Что несешь? Кому?", и т.п.;
- все посланные ценности должны быть в неиспорченной упаковке, с сопроводительным письмом, чтобы у скорохода не возникло искушения отъесть бараний бок или отпить вершок из бутылки;
- посыльный должен иметь инструкцию о порядке передачи: кому и что отдать лично, что - через посредников, что - под расписку, что - просто так; что - принести обратно до выяснения;
- если хозяева сами утратили бдительность, то опытный слуга должен им напомнить о миссии, вежливо ломая шапку и кланяясь в пояс; чтобы хозяева не обиделись на подозрения в маразме, слуга должен переспросить детали задания, как бы из рвения;
- учите посыльных не ломиться в чужие ворота, не звонить сумасшедшей трелью; по чужому двору идти, не размахивая руками; ему не стоит пугать собак и охрану; глазеть по сторонам, отвечать на расспросы тамошних бездельников; если остановят крепко, отвечать к кому идешь - пусть о тебе сообщат;
- у чужих сеней или избы, у монастырской кельи и офиса посыльный должен вытереть грязные ноги, высморкать нос, прокашляться, проплеваться, коротко помолиться; если тамошние привратники "аминя не отдадут" - вдруг они мусульмане или иудеи - то дальше помалкивать; если с виду православные - повторить присказку еще пару раз, и тихонько постучать, позвонить или скорчить добрую рожу в домофон;
- войдя, посыльный кланяется местным святыням, иконам, портретам и проч., сразу здоровается и рапортует о послании; при этом "не ковыряет в носу, не кашляет, не сморкается, не харкает, не плюет; а если очень приспичило, отходит в сторонку" и - в идеале - пользуется носовым платком;
- посторонних разговоров в чужом доме наш человек не разговаривает, на распросы сказывается незнайкой, быстро отправляется восвояси с докладом об исполнении;
- строго запрещается: оставшись без присмотра в чужих прихожих и гостиных смотреть по сторонам, трогать безделушки, класть в карман забавные мелочи, вообще шевелиться - везде могут стоять камеры наблюдения!;
- запрещается просить что-либо у чужих людей, есть и пить на задании - это страшный грех и святотатство, - мало ли, какая у них еда?!; Евангелие рекомендует больше ничего не поручать таким посыльным, а исправных поощрять: "В малом верен - над многим поставлен будешь!";
- запрещается разворачивать посылку, обнюхивать, прощупывать, откусывать и отпивать - вдруг рванет?!, вдруг отравишься?!; если передачка помята при выдаче, обрати внимание хозяина, чтоб на тебя потом не наклепали;
- слуги высшей квалификации могут смягчать в разговорах атмосферу хозяйского дома: "У нас все хорошо. Амбары полны. Хозяин трезв. Хозяйка ему верна. Доходы больше расходов" и т.п.; "таких умных слуг берегут и жалуют, как детей своих, даже советуются с ними о делах".
В подкрепление последнего пункта Учитель приводит короткую притчу.
Сказ о юноше и двух старцах
Один монастырский старец пустил в свой огород отшельника. Отшельник вырыл в земле сырую пещерку и стал получать благодать прямо с неба. Нашего старца заело. Он имел пацана на побегушках, и послал его выкурить бомжа с территории.
Посыльный, видя, что отшельник в натуре потребляет радикулитную благодать, стал смягчать ситуацию. Бегая туда-сюда, он переворачивал взаимную брань и оскорбления старых дураков в наилучшие пожелания.
Но старец не унимался. Он плотно сидел на приколе у Беса, и однажды отправился лично мочить бомжа. Пацан забежал вперед, стал с ласковой улыбочкой уговаривать отшельника на дружескую встречу.
Тут подваливает яростный старец. Видит отшельника кланяющимся в землю. О радикулите не знает. В нем просыпается милосердие, стыд, гуманитарные терзания. Старики сливаются в примирении и прославлении малолетнего миротворца. Аминь!
Теперь переходим к неприятностям.
"Бывают среди слуг такие дебилы, что куда их не пошли, они готовы за пустяковую выпивку и угощение растрепать все хозяйские секреты. Тамошние лукавые обыватели еще специально подпаивают дурака, выпытывают хозяйский интим, и придурок все им вываливает. Еще и приврет для красоты, добавит метафор и гипербол. А стоит нечаянно обидеть урода, так он начинает нарочно пороть чушь в базарных очередях. От таких клоунов как раз и случаются распри, вражда, срам и укоризна. Поэтому рассудительные хозяева должны много времени и сил отдавать наставлению слуг на путь истинный".
Болтливого слугу вычислить легко. Прийдя с улицы, он начинает взахлеб расписывать чужие повадки, требует от слушателей внимания, следит за эффектностью рассказа.
Значит, он и про вас рассказывает зевакам такие же басни. Хозяева, поощряющие болтунов и анекдотчиков - сами себе враги. Как правило, они погибают со временем "от скудости ума".
Все, сказанное о слугах, подходит и к самим хозяевам. Им тоже нужно скромнее быть. Нечего распускать эмоции! Один знакомый бандит, выйдя в депутаты, стал думать, что неуязвим. Повадился качать права, наливаться кровью, орать на сильных мира сего. Однажды он подумал, что его кандидатура самая стопудовая на предстоящих общинных выборах. В предвкушении лидерства стал пугать областных начальников кузькиной матерью. И пока он там распинался, маленький черный человечек уже сидел на крыше его дома со снайперской флейтой. Реквием грянул в два часа ночи. Соседи попадали с кроватей.
Таким зарвавшимся гражданам был назначен помогать апостол Павел: "Если твой недруг алчет твоей должности - "ухлеби" его (это не мат, это переводится как "накорми хлебом"), если жаждет - налей ему, не поддавайся злу, всегда побеждай добром; делая так, ты не слабость проявляешь, а огненные угли собираешь на вражью голову!".
Увы, не все читают классику. Не все читающие понимают ее современный смысл!
Концовочка тут у нас играется в стиле ретро. При всей молчаливости и аскетизме слуги не должны забывать о своей главной обязанности - вовремя доносить хозяину, что, где и когда.
"Если заметил чье-то прегрешение, но не известил о нем, не обличил преступника, - будешь признан язычником, предателем родины, мытарем!". Пойдешь по статье за соучастие. Допустима одна попытка перевоспитания втайне. Поговори с негодяем тет-а-тет, призови к порядку. Если он тебя послушает, если не закричит: что ж ты, падла ментовская, заложить меня хочешь?! - если сразу не вставит тебе пику в бок, а наоборот, завяжет окончательно, - получишь мзду от Бога, благодарность от хозяина, снисхождение от суда. Понятно, что о нераскаявшемся преступнике нужно немедленно доносить куда следует.
Вообще-то, в наше время эксперименты с перевоспитанием не рекомендуются. Пусть уж соответствующие органы разгребают свой мусор. Еще один совет: будете стучать, требуйте защиты вашего свидетельства. А впрочем, братва все равно вас найдет. Думайте сами, решайте сами, стучать или промолчать.
Конечно, подготовленный, бдительный слуга будет казаться окружающим угрюмым идиотом, но что тут поделаешь? Ему за это деньги платят.
Не поддавайтесь на холопскую самодеятельность. Иногда заигравшийся "в шпионы" дворник сочиняет для мнимых лазутчиков "дезы". Его артистические способности сомнительны, построения и фантазии неадекватны. Вы можете оказаться в дурацком положении перед партнерами. Спросят вас на коктейле: "Ну, как там, Петрович, твой подкоп под синагогу?". Что ответите почтенной банковской публике?
|