атары пришли к нам не военным отрядом и не поповским посольством, не армией и не колонией. Они пришли к нам ВСЕ! Не вся монгольская нация, конечно, но всё племя Батыя, и все племена его командиров. Они пришли не на время, как большинство варяжских дружинников Рюрика, они пришли сюда навеки поселиться. Поэтому они ничего не оставили "дома", в Поднебесной империи, они всё забрали с собой: и юрты, и кибитки, наполненные имуществом, женами и детьми, и стада овец до последнего ягненка, и всех верблюдов и коней, и хозяйственные мелочи до иголки. А больше у них ничего и не было.
Татары разительно отличались от наших, домашних азиатов - половцев, хазар, "лиц кавказской национальности". Однако Писец почему-то не оставил более или менее подробного их описания. На наши укоризненные расспросы он только мелко вздрагивал, обратив затуманенный взор на детали пола. Видно, жутко и тошно ему тогда приходилось, страшной кровавой пеленой застилало глаза, холодело обнаженное сердце поэта, - убьют-не убьют. А может быть, просто татары съели всех гусей...
Пришлось Историку собирать фрагменты татарского портрета по заграничным архивам и м. Он обнаружил в импортных описаниях татар много хорошего и много плохого.
Итак, татары были удивительной внешности: широко расставленные, маленькие раскосые глаза, приплюснутый нос, малый рост. Почти не заметна была растительность на бороде, отсутствовали и рога на голове, вопреки уверениям многих очевидцев.
Жен татарин имел столько, сколько мог содержать. Невесты покупались у родителей очень за дорого. Женились татары на любых женских существах, кроме матери, дочери и сестры от родной матери. Законными признавались дети от всех жен без разбору. Но наследник назначался один - младший сын самой знатной жены. Тут тебе и улучшение породы и продление рода, - старшие сыновья раньше гибли в боях и походах.
Главное богатство татарина - скот.
Бог татарина един, всесилен и вездесущ. Но ему не молятся и его не славят! Жертвы приносятся его "ангелам" - языческим идолам. Вот вам и монотеизм на службе государства без заимствования чужих богов! Татарин боготворит своих умерших ханов, солнце, луну, воду и землю. Считает грехом дотронуться бичом до стрелы, ножом до огня (понимает, что сталь может отпуститься, потерять закалку), переломить кость костью, пролить питьё на землю. Молнию татарин считает драконом, оплодотворяющим женщин, - чем ещё объяснить татарскую многочисленность в грозовых степях? Вообще, татары правильно понимают санитарные свойства огня, - пленных князей проводят к хану меж двух костров, чтобы отец народов не подхватил иностранную заразу.
Татарин свято чтит своих начальников. Других таких послушных подданных ни у кого не было, нет и уже не будет.
Татарин почти никогда не браниться. Известные нам слова - всего лишь цензурные элементы его речи. Вообще, бранные слова употребляют только татарки, проклиная нелёгкую женскую долю.
Татары не дерутся никогда!
И, - о, ужас! - татары не воруют!!! Не знают замков, не запирают кибиток.
Татары очень общительны между собой, самоотверженно помогают друг другу.
Татары воздержанны: когда не удается поесть, поют и веселятся!
Татарские женщины воистину целомудренны! - божится монах-путешественник Иоанн Плано-Карпини...
- Что вы, сударь, приуныли? - заботливо тронул меня Историк.
- Вспомнил молодость. Всё это я уже читал. В нашей парикмахерской висел плакат с призывом соблюдать все эти татарские добродетели. Он назывался "Моральный кодекс строителя коммунизма" - грустно отшутился я...
Но были у замечательного татарского народа и неприятные для чужих качества и привычки.
Татарин непомерно горд с чужими. Приезжает к хану с докладом великий князь Ярослав, а татары ходят мимо, поплёвывают. Ни тебе в ножки поклониться, ни "чего изволите, государь?", ни ласкового привета великой княгине с пожеланием молнии под подол. Слугами и наблюдателями приставляли к порфироносным ходокам всё какую-то мелочь пузатую.
С чужими татарин из благовоспитанного пуританина превращался в несытую сволочь: легко раздражался, впадал в гнев, становился лжив, коварен, страшно жаден, мелочен, скуп и свиреп. Убить человека ему легко - он всю жизнь овец резал. Так что, чужие были татарами очень недовольны, но помалкивали. Было у татар и еще одно противное свойство, не извиняемое национальной обособленностью. Очень уж они были неопрятны. Вечно татарин болтался по стоянке оплёванный, обделанный какой-то, немытый-нечёсанный, гигиены не понимал, за всякими нуждами далеко от юрты не отлучался.
Закон татарский, написанный Чингисханом, был строг, - высшая мера назначалась за 14 видов гражданских преступлений. Вот самые тяжкие из них:
- Супружеская измена
- Воровство
- Убийство человека
- Убийство животного не по обычаю.
Великий Чингиз оставил и четкий военный кодекс. Татары строго следовали ему, и строительство их Империи шло успешно.
Итак, что же нужно для всемирно-исторической победы? А вот что. Нужно, чтобы войско было организовано строго, по десятичной системе, еще не очень широко применяемой в Европе. Воины объединялись в десятки. Десятки - в сотни. Сотни - в тысячи. Дальше считать было затруднительно, не хватало татарам монастырского образования, и все соединения с десяти тысяч они называли "тьмою" (Помните?: Эх, ма! Была бы денег тьма!..).
Еще нужно было, чтобы каждый воин помнил свой долг, знал свое место, забыл понятие "пощада" и по отношению к врагу и по отношению к себе самому. Воин должен был иметь лук, колчан стрел, штурмовой топор и веревки для перетаскивания техники. Состоятельный воин обязан был за свой счет вооружиться саблей, добыть шлем, броню себе и коню. За неповиновение, трусость, слабость, любое непослушание, оплошность в бою наказание только одно - смерть. Если с поля боя бежало не всё войско, а отдельные воины или десятки - они умерщвлялись. Если один или несколько татар бились храбро, а их десяток прохлаждался, халтурщиков после боя казнили. Если один попадал в плен, а остальные девять его не освобождали, им тоже было не жить.
Стратегия и тактика татар были совершенны. Впереди войска - всегда разведка - "караул" (тоже вот татарское слово). Разведка не опустошает местности, не отягощается трофеями, а только уничтожает живую силу противника. При тяжкой стычке сразу отступает, заманывает неприятеля. Большое войско ведет зачистку территории - уничтожает всё. Вожди не имеют право идти в бой. Они сидят в седле на возвышенности и по-наполеоновски наблюдают битву. Жены и дети - здесь же, чтобы вождю некуда было бежать. Реки татары форсируют на специальных плавсредствах - надувных кожаных мешках. Мешок привязывается к хвосту коня, конь плывет, татарин сидит верхом на мешке. Писец рассказывал, что зрелище татарской переправы лишало православных дара речи. Вперед татары всегда выставляют отряды малоценных покоренных народов, как мы в свое время - половцев или печенегов. При осадах используются самые современные стенобитные машины. Тела убитых врагов быстренько перетапливаются на жир. Этот жир забрасывается на крыши осажденного города, следом летят зажигалки с греческим огнём. Всё горит!
Татары активно использовали и дипломатию, - она резко снижала потери, повышала качество пленных. Так бы все лучшие люди погибли при осаде, а татарам достались только никчемушние князья да бояре. А так, они уговаривали всех сдаваться. Затем сдавшихся выводили в поле, строили, считали, вызывали умельцев, мастеров, художников и ученых. С почестями отводили их в свой лагерь. Затем по надобности разбирали сильных мужиков, женщин и детей. Остальных поголовно уничтожали.
- А как же мы?! - кричали избиваемые князья да бояре.
- А никак, - отвечал татарский начальник. Вас оставлять не велено. Ни в коем случае!
Надо отметить, что все эти действия татары предпринимали не по злобе или жестокости, не из садизма или вселенской ненависти, не по озарению свыше от ангела войны Сульдэ, а по уставу! Всё это было раз и навсегда им предписано Чингисханом.
Но вот стихали бои. Мир заключался только с теми народами, которые полностью, безоговорочно капитулировали. Условия, также завещанные Чингизом, были простыми:
- Перепись населения нового государства, вступающего в союз нерушимый.
-
Каждый десятый молодой человек шёл в рабство и услужение при татарской ставке - для пополнения людских ресурсов. Остальные становились налогоплательщиками и гражданами Империи.
-
Ставка налога - 10% с имущества, прибыли, всякой добычи. Сейчас это у нас называется "подоходный налог", только ставки у нас всё еще хуже татарских. Тут мы с отменой Ига поторопились.
-
Войско субъекта татарской федерации выступает в поход по первому требованию.
-
Руководитель региона по первому вызову летит на ковёр к хану "шизым соколом". Не забывает при этом подарки хану, ханшам, всем номенклатурным работникам ставки.
-
Хан заслушивает доклад руководителя и, если что не так, казнит его без базара.
-
На всякий случай хан держит детей губернатора в своей ставке заложниками и постепенно обучает их правильному государственному руководству.
-
Представители хана, баскаки живут комиссарами в присоединенных странах и помогают князьям княжить.
Закон татарский в своих секретных статьях предписывал на всякий случай уважать все вероисповедания, служителей всех культов, всё относящееся к духовной жизни. Поэтому в семье хана были последователи многих религий. Непослушные чада часто назло папе то совершали обрезание, то капризничали за столом ("свинину я не ем, вина я не пью, а руки я мою..."), то заказывали пленным ювелирам нательные кресты.
Служители культов освобождались от любых налогов!
Вот на такие нечеловеческие условия согласилась пораженная Русь и потащила татарское Иго через два с половиной века.
|