просто вынужден обратиться к этому вопросу, - по долгу совести. Обойти его, замолчать, - это все равно, что увильнуть от описания личной жизни Ивана Грозного и Екатерины Великой. Но Россия - большая, просторная страна, поэтому и Еврейский Вопрос у нас не один. Их у нас сразу три.
1. Первый Еврейский Вопрос уникален. Его нет ни в одной другой стране. Я сомневаюясь даже, что есть он в самом Израиле или на Брайтон-Бич. Вопрос этот многолик. Это не один, а целый легион вопросов. Задают его сами евреи, - исключительно на ароматизированном русском языке. Звучит он, например, так:
- Шо ж вы не бережете ваше сердце для инфаркта? Или:
- Зачем вы так волнуетесь, дама? - это ж МОИ цены!
Оставим это очаровательное поле и пойдем далее.
2. Вторым Еврейским Вопросом озабочены все гуманитарии нашей планеты. Их справедливо волнуют случаи дискриминации граждан древней нации. Формулируется это примерно так:
- А не ущемляются ли в вашей стране права человека по еврейской линии?
Не запрещаете ли вы своим евреям посещать синагогу или ездить куда попало?
Не препятствуете ли вы им занимать академические посты, играть на скрипках и шахматах?
Этот второй вопрос собственно и считается в мире Еврейским Вопросом. Но нам он не интересен из-за его избитости, банальности и - на мой взгляд - утраченной актуальности.
3. Настоящий, Третий Еврейский Вопрос так же, как и Первый, имеется только в России. Задают его в основном "русские" - "русским". Звучит он примерно так:
- Что за дела? - Куда ни плюнь, - везде одни евреи!
Возможны модификации:
- В СССР - 0,68% населения - евреи. Но что-то непропорционально большое количество этих граждан занимает видные посты, особенно в науке и искусстве!..
Все эти страдания и сомнения происходят в основном от Шестого чувства титульной нации (см.главу "Предки наши"), но есть в этом деле и некое рациональное зерно. Давайте его рассмотрим спокойно и без обид. Дело, кажется, вот в чем.
Евреи, гонимые по всему миру в течение тысячелетий, стали очень легки на подъем. Наблюдая разные города и страны, нравы и ухватки, евреи стали очень гибки, инициативны и любознательны. Поэтому, как где чего, так они сразу туда с любопытством и предприимчивостью влазят. Обычно у них на новом поприще проявляются таланты международного уровня. Создается впечатление, что для еврея главное - не задача и результат, а процесс, возможность извлечь максимальный эффект в единицу времени. Вектор этот поворачивается туда, где выше и глубже, а не так, чтобы лучше. И путь по глубинам и высотам вечен, как путь Вечного Жида. Аминь!
Так что, в центре любых перемен и потрясений, сенсаций, открытий, свершений и достижений почти всегда можно найти подходящего еврея. Подходящего, чтобы списать на него неудачу дерзкого предприятия, вину, вообще любую неприятность, отсутствие воды, гемофилию христианских младенцев.
В России с середины 19 века сложилась очень интересная ситуация. Огромный, тысячелетний монстр монархической государственности дал глубокую трещину. Многим показалось, что завалить его можно толчком под глиняные коленки. То-то был бы треск, то-то случился бы эффект в единое мгновение! Смерть, как захотелось поставить эксперимент, сыграть со стоеросовой страной в жучка. Разумеется, среди экспериментаторов сразу были замечены чернявые да кучерявые наши сограждане с некоренным выражением лица.
Поймем это правильно, запомним, не будем впадать в экстаз, побережем наши сердца для инфаркта. Впереди - самые крутые, самые кривые 120 лет нашей Истории.
|