Словесность
win      koi      mac      dos      translit 
     
  



[ Оглавление ]

Поэзия:

Константин Рупасов


        ЛИЧНОЕ  ДЕЛО


        * КОНЕЦ НОЯБРЯ
        * ОКНО В АЗИЮ
        * ПИСЬМА МЕРТВЫХ ПОЭТОВ
         
        * МЕЖДУ ОГНЕМ И ЛЬДОМ
        * Буквы растут в ушах, как в горшках цветочки...
        * Белая комната, дверь балконная...


          КОНЕЦ  НОЯБРЯ

          1

          Бурое брюхо ползет по твоим головам, почти что сдирая скальпы,
          сочится белёсым и серым, роняет капли,
          смотрит недобрым глазом, давит на плечи,
          как только выходишь из дома, одевшись как можно легче.

          В сандалиях на босу ногу, в расстёгнутой телогрейке
          по бесполезным листьям, которые догорели
          еще в октябре, по своим и чужим морщинам,
          по крышам домов, по улицам, по машинам.

          Это твой город в тумане, в тяжелых складках.
          Это твоя свобода серая как подкладка
          генеральской шинели. Это твои печали.
          Это ноябрь тебя на руках качает

          Баюшки-бай, больше незачем плакать.
          Это уже не суд и уже не плаха.
          Это висит над землёй с червоточинами сабвеев
          Мелкая водяная пыль забытья, забвенья.

          2

          Очень тебя прошу, отвернись, не гляди в окошко.
          Вытяни с верхней полки манускрипт о роскошных
          красавицах с томным взором и гибким станом,
          с их поездками осенью в Ниццу, которым станут

          завидовать вчуже не только прямые потомки,
          но и простые смертные, коротающие потёмки
          за столом у окна, торгующего залежалым
          товаром с видом "Бери! Ничего не жалко!"

          Главное ничего не успеть - не то что сказать - подумать
          О том, что будет, если ветра подуют.
          Все догорело. Кончено. Слава Богу.
          Ни наших, ни ваших нет. Только трое с боку.

          Только пустая улица и за окном пустыня.
          Только незваный гость, которого не впустили,
          но он все равно вошёл, задумавшись и озябнув,
          и бродит по дому, не находя хозяев.

          3

          Ни во что невозможно верить в такую погоду.
          Ни в прошедшее время, тем более ни в погоню
          за ним настоящего в упряжке из тройки резвых
          мыслей с целой оравой слов (исключая "трезвость").

          Оставьте меня в покое с вашими голосами,
          С вашими серыми космами, что до земли свисают.
          Лучше смолчать, лучше утратить жало,
          онеметь как рука, которую отлежали.

          Как младенец, заспанный мамкой в избе с угаром,
          лучше быть мёртвым, чем вечно ходить кругами.
          Лучше не видеть пропитанного водою
          неба, накрывшего город своей тяжёлой ладонью.

          Ничего невозможно добавить к тому, что и так понятно.
          Вот и молчи. Набей себе пасть камнями
          и учись тишине, учись ничего не значить.
          Учись молчать про ноябрь. Он первый начал.

          4

          Сыграем с тобой, ноябрь, в игру, зовущуюся молчанкой
          бесцветными днями, бесчисленными ночами.
          Я - на кухне и в комнате, ты - повсюду.
          И чей-то голос за стенкой, поющий о том, как всю-то

          он объехал вселенную в поисках ненаглядной,
          но нашел только грязь и слякоть и цифры с семью нолями.
          И с тех пор никуда не едет и ничего не ищет.
          Лишь над околицей северный ветер свищет.

          Так и мы с тобою все охаем да вздыхаем.
          Ты безмолвствуешь прозой, я же молчу стихами.
          По совести говоря, все это вполне банально,
          потому что твоя се ля ви отпросилась, лежит больная.

          Потому что будет внизу бело, а вверху бездонно,
          потому, что придет зима к расстегнутым и бездомным,
          чтобы шептать признания ледяными устами,
          но тебя не застанет. И меня не застанет.

          _^_




          ОКНО  В  АЗИЮ

          1

          В городах, живущих мечтой о насущном снеге,
          негде спрятаться от дождя, дорогая. Негде
          покрасоваться в немыслимой чернобурке.
          И лихой таксист, поглядев в глаза,
          не ломает драного картуза.
          Дождь идет, как посланный на три буквы.

          Уходит, но возвращается. Да не один - с дружком, -
          с мокрым снегом, идущим на головы тем, кто идет пешком.
          Но проезжая мимо, не следует их жалеть.
          Это спортсмены, скорее всего - моржи.
          У них под усами улыбки, острые как ножи,
          и винный дух изо рта - едва ли от Божоле.

          В ожиданьи зимы столицы становятся эпицентром разрухи.
          Эфир переполнен песнями о разлуке,
          о несчастной любви, о корчах бездомных чувств.
          И так печально смотреть, не правда ли, дорогая,
          как в тумане рекламы над крышами догорают,
          и бронзовый истукан над рекою кричит "Лечу!"

          Разбрызгивая печаль, вспоминая свои Монмартры,
          заехать на почту, лизнуть и наклеить марку
          с никогда невиданной тропическою жар-птицей
          на конверт с молчащим внутри "Прости",
          выйти под дождь и в последний момент спасти
          сердце в груди от желанья навек проститься.

          2

          В этой стране, как известно, ничто не слишком.
          Можно сидеть у окна, предаваясь грустным мыслишкам,
          можно сказать "Хреново", услышавши "Как дела?".
          Здесь не встретишь прохожих, никуда не спешащих,
          здесь или пьешь с утра или весь день ишачишь,
          и ни царевич, ни горбунок не слыхали об удилах.

          Здесь в чести уклончивость или странность.
          Реки текут на полюс, люди впадают в крайность,
          понятие "здравый смысл" отсутствует в языке.
          Из двух зол выбирают оба, вопросы стоят ребром,
          и то и другое норовит обернуться добром.
          Но, обернувшись, рысью скрывается вдалеке.

          На каждом углу пророки, обивающие пороги,
          звезды на башнях, погрязшие в сумерках, как в пороке.
          У всех на уме вино и закусь на три рубля.
          Совсем недавно здесь и того не имелось,
          и до сих пор в голове какая-то онемелость,
          а на языке неопределённый артикль "бля".

          Пьянствуя "а-труа" с бородачами в пустом подъезде,
          не следует вспоминать о рот фронте и о партсъезде,
          и восторженно охать, когда из горла сосут.
          Марсельеза тоже наврядли придется кстати.
          Что же касается возгласов "Ах, оставьте
          меня в покое!" - они никого не спасут.

          3

          Когда же нагрянут обещанные морозы,
          непреклонные как Эйзенштейновские матросы,
          ты выедешь в чисто поле, попирая его колесом,
          и увидишь пустыню, лежащую в изнеможеньи
          и блаженстве, застывшую без движенья
          и без сна с запрокинутым к солнцу белым лицом.

          Нет, не земная твердь, как казалось тебе сначала,
          а водяная гладь пред тобою. Когда с причала
          в Шереметьево-2 ты отчалила утлый челн,
          глядя назад на огни, ты сразу же догадалась,
          что память в этих краях измеряется не годами
          и не страницами, а неизвестно чем.

          Вот почему нельзя ни идти по следу,
          ни оставить его во вторник, надеясь в среду
          его отыскать. Вот почему нельзя
          войти в эту землю дважды. Вот почему, как только
          ее покидаешь - заводишь себе котёнка.
          Вот почему подошвы по ней скользят.

          Послушай - две малые птицы, проданные за ассарий,
          чирикают невесть откуда хриплыми голосами.
          Эта песня печальна, зато коротка.
          А по старой дороге, сливаясь со снежной дымкой,
          отступает войско, разбитое невидимкой.
          И на плечо ложится каменная рука.

          _^_




          ПИСЬМА  МЕРТВЫХ  ПОЭТОВ

                    сестре
          1

          Было бы лучше жить не так, а иначе -
          Меньше смотреть в окно и цедить из чашки,
          больше молчать, больше в итоге значить
          для теней, отпечатавшихся на сетчатке.

          Тем и живут, что моими глазами видят -
          кухонный стол, в окошке - небо с овчинку,
          брошенное в сердцах - все равно ничего не выйдет -
          утро, так и не отданное в починку.

          Вряд ли жильцы. Сны, сторожа, соседи.
          Кто со своим вином, кто с чужим уставом.
          Всяк норовит отметиться, влезть в беседу,
          Выпить на брудершафт, будучи не представлен.

          Странноприимный дом, двор постоялый.
          Хлопают двери, дым коромыслом, стулья
          валятся с ног. Разговоры о расстояньях.
          И не суть - про минуту ли, про версту ли -

          все одно далеко, не у нас, все одно - не ближний
          свет в темноте отыскивает хрусталик,
          не указать дорогу - придать обличье,
          зная наверняка - все равно растает.

          Это еще не тот свет узнаванья,
          Но твое присутствие все яснее.
          То, что стихает, молчит твоими словами.
          Господи, что же будет со мной и с нею?

          2

          Было бы лучше, было бы лучше, было,
          но прошло и сгинуло. Только одно и помню -
          как брала за рукав и повторять любила, -
          каково, представь, в такой темноте слепому?

          Было бы лучше жить, было бы лучше
          перелистнуть страницу, как отворить калитку -
          не уйти навсегда, а стоять и слушать,
          слушать слова, звучащие как молитвы.

          Слушать слова, звучащие, как звучали
          тысячу лет назад птичьи из чащи
          крики, полные удали и печали,
          как ледяной водой чреватые чаши.

          Слушать во тьме шаги над твоей могилой,
          голоса сторожей, ветер в прутьях ограды.
          Так черепаха, сбежавшая от Ахилла,
          продолжает свой путь и не ждет никакой награды.

          3

          Ветер ходит по крыше, гремит железом,
          облака за окном катятся по наклонной
          плоскости, громоздясь вдали бестелесной
          грудой обломков.

          Я - это то, чего нет и не будет.
          Просто буквы, глядящие со страницы,
          просто привычка бить головою в бубен.
          Проще - граница

          на замке, за которой, как сказано, коемуждо -
          по делом. На часах кареглазые не из местных.
          Не потому что строги, а потому что
          по-нашему - ни бельмеса.

          Я - это разница между жизнью и смертью,
          с каждым днем становящаяся все меньше,
          сдача с рубля - пять копеек блестящей медью,
          наинемейший

          из твоих собеседников. Впрочем, если по эту
          сторону, то порадует и мычанье.
          Будешь смеяться, но - как поэт поэту -
          мы измельчали.

          Мы возросли числом и неуменьем
          чувствовать паузу, жить по ее веленью
          в уединении вечного онеменья
          и удивленья.

          4

          Под тобой, как под аркой, проходят мои года,
          под тобой течет слов ледяная вода,
          как под мостом. Под тобою странные рыбы
          плывут, не зная откуда, зная куда -

          против течения. Помня блесну губой,
          зная цену молчанью, считая его судьбой,
          не умея его хранить, проговариваясь, попадаясь.
          Ходим - под Ним, падаем - под тобой.

          5

          Так нищий в метро протягивает пятак.
          Так - вдали от Итаки - воет сирена
          по Одиссею. Так утекает, так
          тикает время.

          И словам, сидящим вокруг моего костра,
          недостаточно знать о разнице между светом
          и темнотой, потому что звезда востра,
          как соринка, попавшая в глаз, потому что следом

          за звездой придут не волхвы и благая весть,
          не осел и мул, не иные люди и звери,
          а такая печаль, которой за мой за весь
          век не измерить.

          Да и сколько его осталось - на раз вдохнуть,
          утвердить многоточие в качестве части речи,
          и, увидев, как ты молча подходишь к окну
          с той стороны, выйти тебе навстречу...

          _^_




          МЕЖДУ  ОГНЕМ  И  ЛЬДОМ

          Но пришла зима и зачем-то переобула
          Всех нас в черное, оставляющее следы.
          А хотелось уйти незаметно, и у бабулек
          возле метро не купив ни курева, ни еды,

          затеряться в толпе, в переулках, в чем-нибудь затеряться.
          В чем-нибудь бесполезном, пляшущем кое-как -
          в полусне, в сомнениях, в поезде на Тирасполь,
          в тесноте цыганского тамбура на матрасах и сундуках.

          В алкогольных напитках, в отчаянных обреченных
          голосах, поющих о том, что кровь горяча,
          о том, как белы сугробы и очи чёрны,
          и о том, каково их видеть в недобрый час.

          Так бы ехать и ехать, и слушать, и петь, не зная
          ни куда и зачем, ни который сегодня день,
          ни откуда такая луна - то ли местная, то ль привозная -
          так блестит в темноте - хоть на лацкан ее надень.

          И проснувшись чуть свет, увидеть стоящего с горном
          вместо зеркала, окаменевшего на часах
          пионера с гипсовым взором, и чад горгоньих,
          разгуливающих под ним, бесстыжие очеса.

          И мгновенно вскочив, желая чаю и булок,
          ничего не сказать, не описать пером
          и опять не купить у тех же самых бабулек,
          потому что вагончик тронулся, остался перрон.

          И через много дней на конечной станции - на коленях -
          добиваться руки незнакомки, услышать "Нет!"
          и прожить с ней долго и счастливо - в разных концах вселенной -
          и умереть, ни разу не вспомнив о ней.

          Ничего не добиться, не написать ни строчки,
          не вырастить сына и не построить дом.
          Ни о чем не жалеть. Умереть и оставить прочерк
          Между датой рожденья и смерти - между огнем и льдом.

          _^_




          * * *

          Буквы растут в ушах, как в горшках цветочки.
          Ночью, реже под утро, дождливым днем
          по дороге домой, лучше под стук колёс.
          Их стебельки, соцветия, завиточки,
          белёсые корешки над влажным глазным дном,
          их стремленье дойти до конца - до точки
          и добыть немного солёной воды - слёз.

          Люди живут в подъездах и поездах. Вечер
          заглядывает им в душу, отыскивая печаль,
          память, сомнение - что-нибудь, окромя
          жалоб на влажность, на то, что огонь не вечен.
          Их зеркала, просящие кирпича,
          их младенцы в колясках, орущие по-человечьи
          и шевелящихся пальцев бледная бахрома.

          Небо смотрит на землю - земля безвидна
          и пуста, как и прежде. Но даже закрыв глаза,
          всякая тварь земная в ее черёд
          смотрит на небо. И ровно до половины
          пройденный путь не даёт повернуть назад,
          невзирая на злые предчувствия, крик совиный
          и над сумрачным лесом тот еще вечерок...

          _^_




          * * *

          Белая комната, дверь балконная,
          тяжкое как базальт,
          незнакомое, заоконное
          солнце гудит в глазах.

          Ни о чем у меня не спрашивай,
          попросту обмозгуй -
          лето каменное и страшное
          катится на Москву.

          Опоздал, голова бедовая,
          прятаться, - удирай!
          Лето катится по Садовому
          выписывать ордера.

          У него рубаха на пуговках
          застёгнута - на беду.
          Всех задумчивых и напуганных
          за овраг отведут.

          Не простят проводам печальные
          новости в пять утра,
          бланки с подписями, печатями,
          телефон, телеграф.

          Не поверят в платочки черные,
          в буковки из газет.
          Из-за речки колеса чертовы
          будут вослед глазеть.

          Запоет переулок трубами,
          медью не по летам.
          Дело дымное, но не трудное -
          над крышами пролетать.

          Над совиными, голубиными -
          голова к голове -
          безымянными, нелюбимыми,
          не глядящими вверх.

          _^_



          © Константин Рупасов, 2002-2006.
          © Сетевая Словесность, 2002-2006.






Неизвестная Россия
 
 
GIF
 
Неизвестная Россия
ЕЖЕ-ПРАВДА // Ежедневная газета
Точка Зрения Игорь Белый: Хо / Сборник "Хо" - необыкновенный калейдоскоп! Вы найдете тут и задорные песенки-шутки, которые с головой выдают в Игоре барда, и потрясающие своей глубиной стихи, такие как "ОКАЗИЯ". Немного хулиганские находки соседствуют здесь с ясными, великолепными образами.

Русский Журнал