Словесность
win      koi      mac      dos      translit 



Теория сетературы:
Артем Кушнир

[Написать письмо]


ЧАТ  КАК  ДРАМА



Введение

Как известно, в разных культурных эпохах и формациях получили развитие разные жанры, т.е. "известные литературные формы падают, когда возникают другие"1. В данной работе рассматриваются не совсем привычные пока "литературные формы" - это те формы, которые появились с возникновением интернета.

Интернет, на наш взгляд, привносит в европейскую культурную традицию текстоцентричность. Ведь именно текст является формой жизни в интернете. Человек, представленный в Сети, представлен там прежде всего своими гипертекстовыми дискурсивными практиками2.

Жизнь в интернете - пока что понятие очень ограниченное, но отрицать ее наличие нельзя. Более того, жизнь в интернете (т.е. бесконечные дискурсивные практики около миллиарда его пользователей) строится по утопической модели ( идея равного и беспрепятственного доступа к главной ценности постиндустриального общества - информации)3.

Итак, интернет является попыткой реализации утопии и его роль в мире растет и скорее всего будет расти, если не случится какого-либо сетевого кризиса. Уже сейчас мы имеем в своем распоряжении факты, доказывающие, что интернет может и не стать утопией ХХ1 века. В частности, об этом говорит недавнее заявление правительства США о создании в этой стране отдельной, не соединенной с интернетом сети для правительственных объектов и банков.

Итак, перейдем собственно к новым формам, появившимся благодаря интернету.




Характеристика чата

Chat в переводе с английского "дружеская беседа, болтовня". Чат представляет собой страницу, предназначенную для общения пользователей. "Всяк входящий" в чат имеет надежду хорошо пообщаться, он регистрируется, т.е. вводит свой логин и пароль, данные о себе. В дальнейшем логин и пароль используются им для входа в чат. Все (или почти все) чаты имеют свои отличительные особенности, но в целом это довольно-таки стандартный скрипт (тем более, что целью данного труда является не разбор отдельных узлов, а концепция). Собственно окно чата, в котором и происходит общение, т.е. поступают все сообщения от всех чаттеров. Сообщение выглядит так: время,ник,адресат, фраза. Пример:

16:26 охерелый: вася: Здорово, дружище!

Вверху окна чата обычно также приводятся данные о количестве чаттеров и их перечисление. Внизу расположена панель отправки сообщений, которая состоит из строки адресатов и фразовой строки.

Это наиболее простой вид чата. Многие юзеры, используя свои познания в области UDD-кода и языка HTML, могут менять цвет, шрифт и т.д.

Таким образом, мы получаем общую картину чата. Как уже указывалось, он служит для общения. Общение это виртуальное. Чаттерами создается некая новая виртуальная реальность, в которой доминантой существования оказывается общение. Перефразируя слова Декарта, мы можем сказать: Я общаюсь, следовательно я существую.

При общении по чату контактирующие, как правило, не видят друг друга, мало что знают друг о друге, единственное, что они видят - это ник человека и его тексты, т.е. фразы, которые он выдает в чат.

Отсюда эти два параметра - ник и текст - получают особое значение, т.е. практически это важнейшие элементы чатового общения.

Многие возможности интернета в области литературы сформулированы еще в 1998 году Сергеем Корневым в обстоятельной работе "Сетевая литература и завершение постмодерна"4. В этой статье была затронута и проблема автора в интернете, в частности, выдвигался тезис, что авторство в Сети становится одним из литературных приемов.

Создание ника - это по сути уже создание автора не как человека, а как некоего номена, которому именно принадлежит следующий за ником текст. Вход в чат одного юзера сразу под несколькими никами создает ситуацию дискурсивной игры, в процессе которой выявляется вся иллюзорность интернета. Таким образом, само создание ника - это уже творческий акт, а его появление в чате вызывает определенный горизонт ожидания чаттеров по отношению к нику (у создателя ника в ходе этого творческого акта также создается определенный горизонт ожидания). Если горизонты ожидания создателя ника (nick-maker) и остальных чаттеров совпадают, то nick-maker обычно не вызывает особого интереса у чаттеров (это касается ников типа Миша, Вася). Для nick-makerа важно создать ситуацию неожиданности, резкого несовпадения горизонтов ожидания. Это служит гарантией для мгновенного завязывания разговора, т.е. такого обмена текстами, в ходе которого происходит идентификация нового чаттера по принципу свой/чужой или интересный/неинтересный собеседник. Хотя, в силу большой либеральности интернета столь резкой разграниченности, практически бинарной, не наблюдается. Ведь люди приходят в чат специально для того, чтобы пообщаться, и сажать в лужу собеседника не стоит, а то и сам рискуешь туда попасть.

Итак, мы выяснили, в чем важность ника. Однако сам процесс общения состоит из обмена фразами. Здесь уже, сколько вы ни прячьтесь за самым что ни на есть красивым ником, ваше истинное лицо раскроется в вашем умении строить, создавать тексты. Именно поэтому интернет - вольготнейшая среда для филологов прежде всего.

Ведь филология учит анализу текста, выявлению законов правильного его построения, и поэтому хорошо подготовленный филолог умеет строить текст любого характера, в зависимости от поставленной цели. Эти умения и навыки позволяют филологу вести в чате любую линию, сыграть любую роль, вести дискурсивные игры, общаясь под разными никами на разных дискурсах.

Чат представляет собой уникальный, невоспроизводимый текст, постоянно живущий и развивающийся. Живет этот текст на узком пространстве чатового окна. Живет сутки, иногда кто-нибудь захаживает ночью, утром его жизнь продолжается.

Чат - это текст, который проживается его создателями.

Это сближает чат с мифологической биографией. Чат, действительно, имеет некий налет мифологичности, чат - это миф, который сближает людей.

Появление его к началу ХХ1 века вполне обосновано и предсказуемо. В ХХ веке резко возросло население Земли, и большая его часть переместилась в города. Форсированная урбанизация привела к разрушению традиционных городских и сельских систем существования и привела к образованию мегаполиса - новой формы поселения людей. Появляются многоэтажные дома. Проживание в одном районе или даже доме людей из разных мест, различного материального достатка и социального положения, да и наконец просто интеллектуального уровня - все это привело к нарастанию отчужденности людей в городах.

Вполне естественно, что все это выводит общение на довольно важное место. Просто подойти к человеку на улице и заговорить с ним уже нельзя. Слово сказанное словно бы заново обретает сакральность, мы не растрачиваем слова попусту и неизвестно для кого. Поэтому появление такого вида общения, как чат, вполне предсказуемо.




Чат как драма

После этой краткой характеристики чата перейдем к историко-литературному контексту данной формы. Ближайшая литературная параллель чату - с известной долей условности - это драма. Драма, которая длится долго, и поучаствовать в которой может каждый.

Чисто внешнее сходство драмы и чата бросается в глаза и, на наш взгляд, не требует особых объяснений.

Сходство внутреннее - вот на чем мы должны заострить свое внимание.

Развитие драмы из обрядовых хоровых песен до современного ее состояния, поднятие драмы с XVI века, необычайная ее популярность в начале ХХ века - все это традиционно связывается с развитием личности.

        "В среде, где личность уходила без остатка в безразличие массы, ликование победы выразилось бы народной эпической песней, в которой общее построение, общая оценка пережитого скажется прославлением типического героя; в личности обособившейся яркий исторический момент, сама громоздкость обступивших ее событий вызовет потребность анализа, счетов с собою и с руководящими началами жизни, в виду требования действия, обострит этот внутренний конфликт, который явится и условием и продуктом индивидуализации"5.

Говоря об истории греческого литературного развития, Веселовский выводит такую последовательность - эпос, лирика, драма, роман. (Правда, ниже он отмечает, что греческий роман - это "драма, перенесенная к очагу со сцены").6

Но ведь и чат, по сути, в таком свете представляется новой ступенью в литературном развитии, той самой формой, которая приходит на смену драме.

Как форма, пришедшая на смену драме, чат обладает следующими особенностями:

1.Чат - это невоспроизводимый текст.

2.Степень индивидуализации очень высока. Говоря строго, это уже не "внутренний конфликт личности, не только самоопределившейся, но и разлагающей себя анализом"7, это несколько внутренних конфликтов каждого чаттера, плюс их конфликты друг с другом.

3. "... то, что делается в драме, - это сама совершающаяся в ней история, это действие, готовое стать предметом рассказа, и субъектом драмы является cil cui aveneient aventures (тот, с кем случаются приключения) ... она <драма> хочет быть не продуктом деятельности, но действием."8. Чат - это действительно сама совершающаяся в нем история, он и есть эта история. В свете другого высказывания Р.Барта по поводу того, что трагедия принадлежит только языковой сфере9, чат также обнаруживает явные признаки сходства с драмой.

Таким образом, интернет привносит в нашу литературную жизнь новую форму, такую форму, в которой нет и не может быть автора вообще, поскольку творцом этой формы может выступать каждый.

Каждый может участвовать в чате.

Это поворачивает проблему еще одной, интересной стороной: таким образом чат можно рассматривать и как возвращение к истокам драмы, ведь первоначально в драме участвовали все, она была празднеством.



    Примечания:

    1 Веселовский А.Н. Из введения в историческую поэтику//Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С.50

    2 В данной работе интернет рассматривается с точки зрения пользователя. Языковые системы вроде HTML не рассматриваются. Интересно в этой связи прочесть работу Умберто Эко "Mac vs DOS", в которой он проводит следующую параллель: компьютерную систему Macintosh он сравнивает с католичеством , а DOS с протестантством. У. Эко просек самую суть нынешней ситуации: духовная жизнь развивается в рамках интернета, но ведь в таком случае она существует в рамках HTML и прочих подобных языковых систем. Т.е. язык управляет жизнью, а не наоборот. Ср.: Анисимов А. Компьютерная лингвистика для всех. Мифы. Алгоритмы. Язык.- Киев, 1990.

    3 Ср. также "утопия" в переводе с греческого "место, которого нет". И здесь интернет подходит как нельзя более.

    4 Корнев C. "Сетевая литература и завершение постомодерна"// Сетевая словесность (https://litera.ru/slova/kornev/kornev.htm)

    5 Веселовский А. Н. Указ. соч. с.52

    6 Веселовский А.Н Указ. соч. с 53

    7 Веселовский А. Н. Указ. соч. с. 51

    8 Барт Р. Драма, поэзия, роман. // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986. С.134

    9 Барт Р. Работы о Расине.// Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. М., 1990



© Артем Кушнир, 2001-2003.
© Сетевая Словесность, 2001-2003.

Дискуссия о сетературе






13.10.2003 Сегодня в РЖ Фантаст жесткого действия   Недомагистры и перебакалавры   Живой журнал словами писателей   А не рано ли ставить точку?   В Тулу со своим самоваром, или "Волшебное слово" Виталия Левенталя   Все о поэзии 154   Как Фрейд стал кормилицей   Летящий пульс маэстро   "Вечный плот" в России   Нестрашный суд, или Скандальные ошибки филологов. Точка в дискуссии   Проблема реальности   Шведская лавка 127   Удар русских богов   Пир победителей   Похитители тел   Строгие юноши   20 лет GNU   Устроителям книжной ярмарки во Франкфурте   Вчера открылась Франкфуртская книжная ярмарка   Игра по правилам Турнье  
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы