| | виртуальное киноведение | |




"Бульвар" - социальная мелодрама с элементами фантастики, которые позволяют поместить в одном гостиничном номере три ипостаси одной женщины


"Воскресенье" - первый опыт гиперфильма в жанре классического детектива


"Год 1935" - биографический фильм о матери Сталина


"Допотопная история" - фантастика с реалистическим объяснением времен перестройки


"Когда я стану той звездой…" - еще один детектив с покушением на серийность


"Людмила I" - история современной претендентки на российский престол


"Миллион долларов" - комедия на темы продажности средств массовой информации


"Эдуард и Марианна" - историческая мелодрама о знаменитом кинооператоре Эдуарде Тиссэ


 


 


"БУЛЬВАР"


Студия "Русский ответ", 1997, 120 мин.

Авторы сценария - Аркадий Кузнецов, Роберт Белл

Режиссер - Владимир Савенков

Оператор - Алексей Ульянов

Художник - Владислав Турбин

Композитор - Дмитрий Захаров

Звукооператор - Иван Шин





Пожилая женщина приезжает в город своей юности по приглашению местных властей. Ее помещают в гостинице с единственным номером-люкс. Вскоре, однако, обнаруживается, что в номере она не одна, а еще позднее, что вторая женщина - сама героиня, но двадцатью годами моложе. К ним присоединяется их третья - двадцатилетняя - ипостась. Младшая не знает, что произошло с ней в дальнейшей жизни, старшая уже не помнит деталей прошлого - так что фактически это три разные женщины, у которых не только жизненный опыт, но и мировоззрения различны.


Их инфернальное общение интересно в пределах первого часа, вторая же половина рассчитана на очень терпеливого зрителя. Возможно, недостатки фильма объясняются почти трехлетней историей его съемок: он останавливался из-за отсутствия денег, запускался снова, менялись режиссеры, съемочная группа и даже одна из трех исполнительниц главных ролей.


 


 


"ВОСКРЕСЕНЬЕ"


Компания "30", 1997.

Авторы - Иван Пучков, Александр Крылов, Дмитрий Кустов, Вивьен Хоуард, Джон Бернстен

Режиссер - Иван Роу

Оператор - Николай Мельников

Художник - Иван Морган

Композитор - Алексей Антонов


Перед нами первый в истории гиперфильм.


Он сделан в жанре классического детектива: ограниченное пространство (вилла на острове), минимальное количество персонажей (пять), каждый из которых может быть преступником, жесткое время (несколько часов, которые имеет в своем распоряжении молодой и честолюбивый частный сыщик до приезда оперативной группы). В экспозиции зритель вместе с детективом прибывает на место преступления и узнает первоначальные факты. А дальше нам предлагают на выбор: допросы сыщиком свидетелей, осмотр им дома и острова, характеристики участников дела, конструируемые из показаний и очных ставок, некоторые сведения, которые детектив выясняет с помощью друзей по телефону, и другие материалы. Зритель сам выбирает, в какой последовательности и как подробно знакомиться со всем этим. Он, впрочем, может избрать и самый короткий путь: заглянуть в ответ - заключительную часть, в которой сыщик объясняет, как, кем и когда было совершено преступление.


В предисловии авторы признаются, что хотели создать оригинальную игру, но не смогли преодолеть ее главного недостатка - одноразовости использования - и решили выпустить в свет то, что получилось. Получилось, что день появления этого произведения в Интернете - 10 марта 1997 года (на лазерных дисках оно вышло на следующий день) - можно считать началом истории нового вида искусства, названия которого пока нет.


 


 


"ГОД 1935"



Студия "Сериал", 1997, 93 мин.

Автор сценария - Тимур Малинин.

Режиссер - Яков Мельский

Оператор - Марк Бармин

Художник - Елизавета Маркова

Композитор - Иван Крейг

Звукооператор - Алла Дыховичная


В тбилисский дворец бывших царских наместников Кавказа привозят под охраной старую женщину в монашеских одеждах. Она поселяется в одной из комнаток флигеля, и вскоре проведать ее издалека приезжает сын, которого она давно не видела. Они вместе вспоминают его детство. Она одна вспоминает свою молодость - совсем не так, как об этих годах говорит сын. Вспоминает о неудавшейся семейной жизни, трудных детях, о своих любовных историях - романтичных, горьких, унизительных и прекрасных. Они спорят с сыном и расстаются с обоюдным чувством отчуждения. Больше они не увидятся: через два года Екатерина Георгиевна Джугашвили умрет в этом же флигеле роскошного дворца, и Сталин не приедет на ее похороны - к средине 1937 года он был уже абсолютным диктатором страны и полностью отрешенным от всех родственных и дружеских связей.


В высшей степени политический фильм, не смотря на подчеркнутую аскетичную камерность: здесь столкновение государства и человека персонифицировано и доведено до предельной степени несовместимости.


 


 


"ДОПОТОПНАЯ ИСТОРИЯ"


Студия "Московская", 1997, 91 мин.

Автор сценария - Алла Арденн

Режиссер - Майя Арденн

Оператор - Петр Арденн

Художник - Майя Арденн

Композитор - Майя Арденн

Звукооператор - Надежда Арденн


К герою фильма - рядовому инженеру в провинциальном городе - является представитель внеземной цивилизации и сообщает, что уже много тысячелетий Земля служит полигоном для инопланетян, которые создали здесь по своему образу и подобию человека и отрабатывают варианты развития цивилизации. Время от времени программа меняется, а результаты предыдущего эксперимента уничтожаются мировым катаклизмом, например, потопом. Готовится очередной катаклизм, и, оказывается, герой - избранник, которому предназначено спастись от "потопа" и основать новую цивилизацию. Избранник сначала не верит, потом пугается, затем бросает пить и усиленно тренирует мускулы и память на достижения этой цивилизации, которые можно будет использовать в той. Вскоре он осознает, что должен оповестить человечество о готовящейся катастрофе. Но человечество не слышит его: в родном городе избранника сажают в психушку, а в столице, куда он все же вырывается, его используют политические, религиозные и военные деятели в своих земных целях. Трагедия снимается комически (и сценарно не очень ловко): появляется заваривший сюжет посланник инопланетян и признается, что он - всего лишь сотрудник некоего международного социологического центра, который проводит эксперимент по выяснению поведения среднего человека в экстремальных психологических условиях.


Наибольший интерес представляют эпизоды подготовки героя к своей миссии. Вслед за Мэлом Лиевым Майя Арденн попыталась по-своему и на другом материале подойти к проблеме "внутреннего монолога": в сознании героя теснятся сведения из разных сфер человеческой культуры - от земледелия до архитектуры, от музыки до механики - в самых причудливых изобразительных и звуковых формах.


 


 


"КОГДА Я СТАНУ ТОЙ ЗВЕЗДОЙ…"


Студия "Центральная", 1997, 93 мин.

Автор сценария – Евгений Любимов

Режиссер – Леонид Ларионов

Оператор – Сергей Дарьялов

Художник – Александра Млечина

Композитор – Николай Ульянов
Звукооператор – Ксения Бандеро


Интеллектуальный детектив с хитроумно закрученной интригой в духе Агаты Кристи и со своей мисс Марпл - вышедшей на пенсию кандидатом технических наук (в области электроники) Эльзой Юрьевной Крючковой, открывшей частное детективное агентство. Евгения Ризина в этой роли лепит оригинальный - русский - характер на фоне образов, созданных Анни Жирардо, Симоной Синьоре и Хелен Миррен, так что вполне можно надеяться на продолжение.


Надежда обоснована еще и тем, что этот детектив начисто лишен политики.


 


 


"ЛЮДМИЛА I"


Студия "Добро", 1997, киновариант- 97 мин., видеовариант - 133 мин.

Автор сценария - Егор Петров

Режиссер - Владимир Новиков

Оператор - Геннадий Дейнека
Художник - Феликс Сергеев

Композитор - Степан Антошин
Звукооператор -Тимофей Ларин


Стремительно рвется к трагическому финалу героиня - с того рокового момента, когда осознала свое предназначение: восстановить в России царский трон и взойти на него императрицей Людмилой Первой.


Еще в аспирантуре историко-архивного института она сумела проследить свой род Пашковых в доромановские времена и глубже - к князьям Олегу и Ольге. Однако ей потребовалось несколько лет, чтобы выработать свою концепцию царской власти в России и трансформации ее в новых условиях, собрать группу единомышленников и приняться за осуществление идеи. Она решает принять участие в президентской выборной кампании, не скрывая, однако, своих дальнейших намерений реставрации монархии. Два с лишним года, оставшиеся до выборов, Людмила намерена провести в беспрерывной поездке по России, в которой обеспечить себе поддержку народа.


Героиня не появляется на экране почти треть фильма. Все сведения о Людмиле и ее характеристики (самые безупречные) мы узнаем от соперников, противников и врагов - представителей всевозможных партий и организаций, которые, вне зависимости от идеологии, вынуждены объединяться в различные группировки, чтобы конкурировать с кандидатом номер один. Здесь обильно рождаются и начинают осуществляться планы борьбы - как политические, так и криминальные.


Людмила гибнет в автокатастрофе, и нет никаких явных признаков преднамеренности этой смерти. Впрочем, сама героиня предчувствует трагический конец, переосмыслив свою миссию: ей дано не более, чем заронить в сознание народа идею (или возродить ее), а воплощение еще предстоит.


Авторы фильма, вероятно, осознают свою задачу так же.


Это первое из серьезных и глубоких (не смотря на нескрываемую тенденциозность) произведений, которых следует ожидать в преддверии решающих для судеб страны выборов 2000-го года.


Фильм выпущен в двух вариантах. На экранах кинотеатров пойдет энергичная политическая мелодрама с элементами триллера. На видеокассетах жанр сильно разбавлен монологами и диалогами, в которых излагаются и сталкиваются взгляды на судьбы и перспективы монархии в России. Это прокатное новшество можно расценивать как замечательную находку, если не знать то, что всем нам известно: именно на таком принципе основана новая экранизация эпопеи Льва Николаевича Толстого "Война и мир" , которую уже семь лет героически осуществляет Борис Ростовский.


 


 


"МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ"


Компания "Бременские музыканты", 1997, 95 мин.

Автор сценария - Марк Грецкий

Режиссер - Павел Федоров

Оператор - Олег Деев

Художник - Василий Топалов

Композитор - Александр Олле

Звукооператор - Евгений Назаров


Авантюрная комедия на материале борьбы - финансовой, политической и физической - за телевизионные каналы.


Наряду с вымышленными главными героями здесь появляются в эпизодах под своим именем и со знакомым обликом реальные телевизионные фигуры: Егор Яковлев, Сергей Лисовский, Борис Березовский, Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе и другие, при этом авторы и актеры удержались от пародий (или почти избежали их).


Сюжет повернут так, что у зрителя не остается никаких иллюзий: телевидение не может не продаваться.


 


 


"ЭДУАРД И МАРИАННА"


Студия "Деларк", 1997, 71 мин.

Автор сценария - Лариса Колпакова

Режиссер - Василий Горшков

Оператор - Петр Отт

Художник - Вика Астафьева

Композитор - Яков Отт

Звукооператор - Иван Лещенко


Эта история. хотя и не документирована, имела место в жизни. Незадолго до войны всемирно известный кинооператор, соавтор Сергея Эйзенштейна, Эдуард Казимирович Тиссе влюбился в юную красавицу Марианну Гнуни, супругу высокого государственного чиновника. Когда она хотела уйти из семьи, муж упросил их жить у него, и какое-то время они жили втроем. Но вскоре мужа арестовали. Марианну ожидал лагерь для жен врагов народа. Тиссе пытался ее спасти, но, как оказалось, над ним самим сгущались тучи. Марианна вернулась в Москву после смерти Сталина, они увиделись, но Тиссе был уже женат, роман не возобновился.


В фильме все воспроизведено довольно точно и деликатно. К сожалению, эта история стала не более, чем поводом к мелодраме (вполне качественной), но при отсутствии широкого исторического фона и интереса авторов к победам и поражениям Тиссе-художника его появление на экране под собственным именем вряд ли оправдано. Впрочем, может быть, такой подход продиктован протестом против старого понимания историко-биографического жанра.


 

1998







на первую страницу / наверх