Пожилая женщина приезжает в город своей юности по приглашению местных властей. Ее помещают в гостинице с единственным номером-люкс. Вскоре, однако, обнаруживается, что в номере она не одна, а еще позднее, что вторая женщина - сама героиня, но двадцатью годами моложе. К ним присоединяется их третья - двадцатилетняя - ипостась. Младшая не знает, что произошло с ней в дальнейшей жизни, старшая уже не помнит деталей прошлого - так что фактически это три разные женщины, у которых не только жизненный опыт, но и мировоззрения различны.
Их инфернальное общение интересно в пределах первого часа, вторая же половина рассчитана на очень терпеливого зрителя. Возможно, недостатки фильма объясняются почти трехлетней историей его съемок: он останавливался из-за отсутствия денег, запускался снова, менялись режиссеры, съемочная группа и даже одна из трех исполнительниц главных ролей.
Он сделан в жанре классического детектива: ограниченное пространство (вилла на острове), минимальное количество персонажей (пять), каждый из которых может быть преступником, жесткое время (несколько часов, которые имеет в своем распоряжении молодой и честолюбивый частный сыщик до приезда оперативной группы). В экспозиции зритель вместе с детективом прибывает на место преступления и узнает первоначальные факты. А дальше нам предлагают на выбор: допросы сыщиком свидетелей, осмотр им дома и острова, характеристики участников дела, конструируемые из показаний и очных ставок, некоторые сведения, которые детектив выясняет с помощью друзей по телефону, и другие материалы. Зритель сам выбирает, в какой последовательности и как подробно знакомиться со всем этим. Он, впрочем, может избрать и самый короткий путь: заглянуть в ответ - заключительную часть, в которой сыщик объясняет, как, кем и когда было совершено преступление.
В предисловии авторы признаются, что хотели создать оригинальную игру, но не смогли преодолеть ее главного недостатка - одноразовости использования - и решили выпустить в свет то, что получилось. Получилось, что день появления этого произведения в Интернете - 10 марта 1997 года (на лазерных дисках оно вышло на следующий день) - можно считать началом истории нового вида искусства, названия которого пока нет.
В тбилисский дворец бывших царских наместников Кавказа привозят под охраной старую женщину в монашеских одеждах. Она поселяется в одной из комнаток флигеля, и вскоре проведать ее издалека приезжает сын, которого она давно не видела. Они вместе вспоминают его детство. Она одна вспоминает свою молодость - совсем не так, как об этих годах говорит сын. Вспоминает о неудавшейся семейной жизни, трудных детях, о своих любовных историях - романтичных, горьких, унизительных и прекрасных. Они спорят с сыном и расстаются с обоюдным чувством отчуждения. Больше они не увидятся: через два года Екатерина Георгиевна Джугашвили умрет в этом же флигеле роскошного дворца, и Сталин не приедет на ее похороны - к средине 1937 года он был уже абсолютным диктатором страны и полностью отрешенным от всех родственных и дружеских связей.
В высшей степени политический фильм, не смотря на подчеркнутую аскетичную камерность: здесь столкновение государства и человека персонифицировано и доведено до предельной степени несовместимости.
К герою фильма - рядовому инженеру в провинциальном городе - является представитель внеземной цивилизации и сообщает, что уже много тысячелетий Земля служит полигоном для инопланетян, которые создали здесь по своему образу и подобию человека и отрабатывают варианты развития цивилизации. Время от времени программа меняется, а результаты предыдущего эксперимента уничтожаются мировым катаклизмом, например, потопом. Готовится очередной катаклизм, и, оказывается, герой - избранник, которому предназначено спастись от "потопа" и основать новую цивилизацию. Избранник сначала не верит, потом пугается, затем бросает пить и усиленно тренирует мускулы и память на достижения этой цивилизации, которые можно будет использовать в той. Вскоре он осознает, что должен оповестить человечество о готовящейся катастрофе. Но человечество не слышит его: в родном городе избранника сажают в психушку, а в столице, куда он все же вырывается, его используют политические, религиозные и военные деятели в своих земных целях. Трагедия снимается комически (и сценарно не очень ловко): появляется заваривший сюжет посланник инопланетян и признается, что он - всего лишь сотрудник некоего международного социологического центра, который проводит эксперимент по выяснению поведения среднего человека в экстремальных психологических условиях.
Наибольший интерес представляют эпизоды подготовки героя к своей миссии. Вслед за Мэлом Лиевым Майя Арденн попыталась по-своему и на другом материале подойти к проблеме "внутреннего монолога": в сознании героя теснятся сведения из разных сфер человеческой культуры - от земледелия до архитектуры, от музыки до механики - в самых причудливых изобразительных и звуковых формах.
Композитор – Николай Ульянов
Звукооператор – Ксения Бандеро
Интеллектуальный детектив с хитроумно закрученной интригой в духе Агаты Кристи и со своей мисс Марпл - вышедшей на пенсию кандидатом технических наук (в области электроники) Эльзой Юрьевной Крючковой, открывшей частное детективное агентство. Евгения Ризина в этой роли лепит оригинальный - русский - характер на фоне образов, созданных Анни Жирардо, Симоной Синьоре и Хелен Миррен, так что вполне можно надеяться на продолжение.
Надежда обоснована еще и тем, что этот детектив начисто лишен политики.
Композитор - Степан Антошин
Звукооператор -Тимофей Ларин
Стремительно рвется к трагическому финалу героиня - с того рокового момента, когда осознала свое предназначение: восстановить в России царский трон и взойти на него императрицей Людмилой Первой.
Еще в аспирантуре историко-архивного института она сумела проследить свой род Пашковых в доромановские времена и глубже - к князьям Олегу и Ольге. Однако ей потребовалось несколько лет, чтобы выработать свою концепцию царской власти в России и трансформации ее в новых условиях, собрать группу единомышленников и приняться за осуществление идеи. Она решает принять участие в президентской выборной кампании, не скрывая, однако, своих дальнейших намерений реставрации монархии. Два с лишним года, оставшиеся до выборов, Людмила намерена провести в беспрерывной поездке по России, в которой обеспечить себе поддержку народа.
Героиня не появляется на экране почти треть фильма. Все сведения о Людмиле и ее характеристики (самые безупречные) мы узнаем от соперников, противников и врагов - представителей всевозможных партий и организаций, которые, вне зависимости от идеологии, вынуждены объединяться в различные группировки, чтобы конкурировать с кандидатом номер один. Здесь обильно рождаются и начинают осуществляться планы борьбы - как политические, так и криминальные.
Людмила гибнет в автокатастрофе, и нет никаких явных признаков преднамеренности этой смерти. Впрочем, сама героиня предчувствует трагический конец, переосмыслив свою миссию: ей дано не более, чем заронить в сознание народа идею (или возродить ее), а воплощение еще предстоит.
Авторы фильма, вероятно, осознают свою задачу так же.
Это первое из серьезных и глубоких (не смотря на нескрываемую тенденциозность) произведений, которых следует ожидать в преддверии решающих для судеб страны выборов 2000-го года.
Фильм выпущен в двух вариантах. На экранах кинотеатров пойдет энергичная политическая мелодрама с элементами триллера. На видеокассетах жанр сильно разбавлен монологами и диалогами, в которых излагаются и сталкиваются взгляды на судьбы и перспективы монархии в России. Это прокатное новшество можно расценивать как замечательную находку, если не знать то, что всем нам известно: именно на таком принципе основана новая экранизация эпопеи Льва Николаевича Толстого"Война и мир" , которую уже семь лет героически осуществляет Борис Ростовский.
Авантюрная комедия на материале борьбы - финансовой, политической и физической - за телевизионные каналы.
Наряду с вымышленными главными героями здесь появляются в эпизодах под своим именем и со знакомым обликом реальные телевизионные фигуры: Егор Яковлев, Сергей Лисовский, Борис Березовский, Эдуард Сагалаев, Николай Сванидзе и другие, при этом авторы и актеры удержались от пародий (или почти избежали их).
Сюжет повернут так, что у зрителя не остается никаких иллюзий: телевидение не может не продаваться.
"ЭДУАРД И МАРИАННА"
Студия "Деларк", 1997, 71 мин.
Автор сценария - Лариса Колпакова
Режиссер - Василий Горшков
Оператор - Петр Отт
Художник - Вика Астафьева
Композитор - Яков Отт
Звукооператор - Иван Лещенко
Эта история. хотя и не документирована, имела место в жизни. Незадолго до войны всемирно известный кинооператор, соавтор Сергея Эйзенштейна, Эдуард Казимирович Тиссе влюбился в юную красавицу Марианну Гнуни, супругу высокого государственного чиновника. Когда она хотела уйти из семьи, муж упросил их жить у него, и какое-то время они жили втроем. Но вскоре мужа арестовали. Марианну ожидал лагерь для жен врагов народа. Тиссе пытался ее спасти, но, как оказалось, над ним самим сгущались тучи. Марианна вернулась в Москву после смерти Сталина, они увиделись, но Тиссе был уже женат, роман не возобновился.
В фильме все воспроизведено довольно точно и деликатно. К сожалению, эта история стала не более, чем поводом к мелодраме (вполне качественной), но при отсутствии широкого исторического фона и интереса авторов к победам и поражениям Тиссе-художника его появление на экране под собственным именем вряд ли оправдано. Впрочем, может быть, такой подход продиктован протестом против старого понимания историко-биографического жанра.