Словесность
win      koi      mac      dos      translit 



Елена Литвинова

Книга отзывов. Архив 1



Архивы:  30.11.01 (2)   16.12.00 (1)  



16.12.00 19:35:51 msk
mpt

Анель,

"Антон Палыч Чехов однажды заметил,
что умный любит учиться, а дурак учить" (Б. Окуджава)

- а я замечаю, что учу тут всех, как дурак. И все понимаю, но… мне нравится!

Ожегова я не читала. Я заглянула в него, потому что меня удивило вообще Ваше словоупотребление - и даже стилистика скорее, чем семантика. Мне показалось, Вы выбираете слова по принципу декоративности - ложно понятой причем. Так, одна девушка из Новосибирска, помню, говорила мне: "Мы откроем такой шикарный салон! Представляете, в нем будут красные бархатные портьеры". Я в принципе не против вообще красивостей, но есть современный дизайн, архитектурные направления и проч. - все это относится и к речи. Ваш текст оставляет впечатление, что автор слабо информирован.

Пуанты не вибрируют оттого, что стопы у балерин не дрожат, равно не трясутся и не трепещут. Вообще, я сильно уважаю балет и часто таскаюсь туда по мере сил, так что мне представлять, Андроид, ничего особо не надо. Много я видала разных ног в разных posicion и pas, но вот такого - ни разу. Вы и сами можете попробовать напрячь свою стопу так, чтобы она задрожала крупной (видимой издалека) дрожью. Получится у Вас - расскажите.

Насчет жиголо, Анель, - очевидно, мы ездим с Вами на очень разные курорты, увы. Обидно, но я не помню, чтобы где-нибудь мне или кому-либо из знакомых кто-нибудь предлагал подобные услуги, не считать же немытых туземцев на улицах, хором бубнящих "What is your name? Do you want to be my friend?" - эти явно не тянут на роль партнеров по увеселениям. Что ж… еще не вечер… и возраст, и необходимая состоятельность - все еще впереди. Кстати, не подскажете, где (в каких странах и отелях) их лучше снимать?

Странности в поведении Фарая, действительно, в последнее время стали бросаться в глаза. При том, что Караулова можно назвать чуть ли не лучшим поэтом в сети, Фарай почему-то именно сейчас launched месячник борьбы с ним, в рамках которого аккуратно удобряет разные гостевые короткими и однообразными выкриками: "Плохо!" Это ужасно напоминает мне мою любимую песню, спетую как-то О. Жмотюк, под названием "Мало!". Там речь шла о том, что вот, и лето и прошло, словно и не бывало, на припеке тепло, только, только, только этого мало! И припев. Разумеется, Фарай слишком концептуален, чтобы о нем судить. Он весь - хэппенинг, "просто праздник какой-то" (с - Карабас Барабас). Долгое время я вообще не верила в его существование, пока Лена Шаповалова не подтвердила факт его наличия. Очень приятный, говорит, молодой человек.

Что касается страха смерти, пропагандируемого Дм. Быковым, то есть очень большое количество людей, вот среди христиан, например, которые ее не боятся. Иоанн, скажем, Богослов, со всей откровенностью просто заявил, что ее не будет, после которых слов винить кого-то в отсутствии смертебоязни - как-то уже и неделикатно, на мой взгляд, по отношению к создателю Апокалипсиса, не говоря, конечно, о весьма многочисленных более мелких сошках, согласившихся с ним в этом вопросе. Что интересно, приятности жизни вечной обещаются людям праведным, но написание стихов, сколь бы то ни было замечательных, как я поняла, не входит в число необходимых условий бессмертия. Логично было бы предположить, что человек, так хлопочущий о своем будущем, станет стараться не столько произнести в своей жизни побольше красивых слов, сколько исключить себя из числа "боязливых, неверных, скверных, лжецов" и проч. - то есть тактика Быкова представляется мне довольно нестандартной… главное же - насколько она эффективна? - надеюсь, увидим.


14.12.00 12:10:45 msk
Анель

Уважаемый Дмитрий!

Вы приписываете мне странные вещи.
Что я убеждена в своей непогрешимости.
Напротив, у меня как раз обратное.

Впервые участвуя в подобного
рода дискуссии, я решила, что это такая
игра: если вы нападаете, то мне остается
защищаться. Очевидно, против вас у меня шансов
очень немного. При этом я понимаю, что
вы добрый -- все мы тут добрые,
как же иначе.

Позволю себе заметить, что примерно через год
у меня будет, возможно, не самое лучшее
(Литинститут),
но тоже вполне филологическое образование.
Поэтому могу сказать, что если бы в филологии
не было СОВСЕМ НИЧЕГО фиксированного, ее
бы просто не существовало (впрочем, по большому
счету так оно и есть). Здесь примерно та же ситуация,
что и с теорией относительности:
"Что такое теория относительности?"
"Это когда все относительно."
В том то и дело, что НЕ ВСЕ относительно,
а лишь кое-что. А что именно -- в этом суть.
Короче говоря, термин "игровой" предполагает,
что произведение:

- амбивалентно,
- подчиняется (хотя бы отчасти) принципу
недостоверного повествования,
- обладает свойством интертекстуальности
и текстовым плюрализмом,

разумеется, это не четкое определение,
как это всегда бывает в гуманитарных дисциплинах,
и существует еще ряд второстепенных свойств,
которые можно по разному комбинировать в
зависимости от задачи.
Позвольте заметить (не в первый раз),
что юмористика и
пародийность НЕ ЯВЛЯЮТСЯ обязательными
атрибутами понятия "игровой".

Мне бы не хотелось сейчас в этой связи обсуждать
свое скромное сочинение, поскольку оно уже
вызывает у меня стойкое отвращение, присоединяясь
в этом отношении к предшествующим. Этот момент
(во всяком случае, у меня) всегда достаточно
быстро наступает. Наступил он и на этот раз.

Далее, чтобы расставить точки над i:

Я не совсем понимаю, в чем заключаются
"милые дамские уколы" и для чего была
потревожена моя совесть. Я прочла вашу
автобиографическую справку, где ясно сказано,
что вы специализировались по лит.
критике в университете. По-моему, с моей стороны
не было ни обмана, ни клеветы.

Если я говорю о снобизме -- извините,
но вы это заслужили, лишив творческой
перспективы целый город. Одно дело назвать
бездарным автора (меня), и совершенно
другое -- ни в чем не повинных
150 тыс. человек только за то, что они
имеют счастье жить в 100 км от столицы.
Я понимаю, что это "синдром москвича",
но зачем так увлекаться.

Считать или не считать текст стихами --
ваше святое право и никто у вас его не
оспаривает. Но ваши рассуждения на тему
что останется "в тех или иных списках", а что нет,
лично мне кажутся, мягко говоря, наивными наивными.
Подобные прогнозы столь же достоверны, как
предсказания синоптиков.

Отношение к смерти -- дело достаточно
интимное и, по-существу, у всех одинаковое.
Разумеется, поэт существо особенное во многих
отношениях, но только не в этом.
Я видела множество красивых рассуждений
на тему "Поэт и смерть" и знаю немало
замечательных историй об этом -- везде доминируют
мнимая загадочность и мистификаторство.
Умирают все одинаково -- больно, гадко
и навсегда. Просто поэт не хочет с этим
мириться.

Когда произведение живет дольше автора --
это прекрасно, но к живому автору имеет
уже косвенное отношение. Поэтому мне никогда
не было понятно стремление остаться
в каких-то там списках.

Пока все.
Надеюсь, ваша поездка за границу получилась
приятной. Всего доброго.


14.12.00 09:35:49 msk
Анель

Уважаемая mpt,

1) я в курсе, что такое страз.

2) насчет бастарда -- согласна с вами,
это слово в данном варианте текста
выпадает. Дело в том, что исходно существовала
вступительная часть, где все подробно
объясняется, почему бастард и проч. Эта
часть была отрезана (к счастью, т.к.
вещь и без того всем кажется длинной и
нудной), а бастард в одном месте остался.

2) что касается одалиски -- я понимаю, что
вы читали Ожегова. Однако это слово чаще
всего в русскоязычном обиходе употребляется
для обозначения просто красивой дамы --
возьмите, к примеру, "как одалиска ты прекрасна"
или почитайте Куприна -- это слово как
правило абсолютно лишено гаремного оттенка.

3) Не понимаю, что вы имеете против жиголо.
Они вполне достоверны --
этого добра в курортной зоне немерено, особенно
возле дискотек и ресторанов. Когда
они не работают (чаще всего),
они вполне люди.

4) в случаях с "пригожий" и "пуант" вы, пожалуй,
придираетесь.

Впрочем, если у читателя возникает так
много вопросов и возражений -- пожалуй,
это проблемы автора.

Благодарю за внимание.


10.12.00 11:32:14 msk
Андроид

mpt, никакие аккорды меня не задели. Мне не понравилось и показалось скучным, но это не довод для критики. Так же, как и несовпадение стихов с идеалом поэзии в голове критика. Тем более что поэма технически грамотно написана.

Теперь о Ваших замечаниях. Контрабандист не знает, что в ларце страз. Он думает, что рискует из-за настоящего бриллианта. Как-то это можно привязать к глазу, я полагаю :)

Мышцы от напряжения дрожат. Но и не думая об этом, можно представить себе трепетную ножку балерины. Бастард как смесь пород здесь уместен: почти все русские -- бастарды. :) Жиголо, пожалуй, не очень к месту. Имеются в виду, скорее всего, молодые мужчины, желающие вступить в связь ради какой-то выгоды. Одалиска вообще ни к селу, ни к городу, разве что как потенциальная жертва этих самых жиголо?


10.12.00 07:35:51 msk
mpt

Фарай - если Вы будете читать еще - я прошу прощения за свой тупой юмор. Глупо пошутила под настроение, извините, пожалуйста.

Да, Андроид, разница была бы. Но если поэзия - прежде всего динамика души, развитие мысли и чувства, то ни одного "аккорда", ни одного forte - piano здесь нет.

Может, Вы и знаете и любите какую-нибудь поэзию слов. Мне ничего такого не знакомо, и даже в "дыр, бул, щир -- убещур" слышится

"кон-
чился
ста-
рый век"

А тут - глухой, бессмысленный шум. Бессвязные, неточные описания следуют друг за другом, и мне кажется, автор не понимает не только, зачем он все это говорит, но и - что, собственно.

"глаз, сверкающий, как страз
в панбархатном ларце контрабандиста."

Вы как бы в курсе, что страз - это стекляшка, используемая в бижутерии? То есть дешевая подделка, тайком перевозимая в ларце (!) для драгоценностей - это аккорд? Или бессмысленное треньканье случайных слов? - И есть ли тут хоть какая-то связь с общим повествованием?

"вибрирует, как маленький пуант"

- что же такое - вибрирующий пуант? Балерина на трансформаторе? Слово красиво - то есть на слух автора! - звучит, that's it.

"Мамаше, может быть, и невдомек,
и недосуг угадывать порок
в голубоглазом пасмурном бастарде"

- Бастард = внебрачный, обычно когда речь идет о незаконных сыновьях знатных особ (или еще про гибриды двух пород). - Это был бы очень неожиданный поворот сюжета, ну по-нашему, по-мексикански, то есть, если б было сказано осмысленно.

"как там, внутри, семейства посреди,
живет отроковица, одалиска"

Одалиска = наложница в гареме. Надо ли понимать, что "семейство номер два" - это не девушка плюс папа с мамой, а муж с женами?

"и девочке немного тяжело
сообщество пригожих жиголо"

Пригожий - это такое русское народное слово, из сказок в основном, = "красивый", но с сильной положительной коннотацией "добрый, славный". Либо соединяя слова в стилистический оксюморон, автор имел в виду какую-то выразительную цель: какую же? Либо это просто бессмысленный звук. - "Жиголо" = наемный партнер для танцев, вообще платный компаньон богатой женщины… что ж, неплохая компания для юной наложницы.

То есть мой вывод - что автор очень любит просто употреблять слова, особенно иностранные - бескорыстно вполне, без смысла, без цели. Начиная с Сакраменто в начале - ну какая связь между Питером и адм. центром штата Калифорния? - И мной как читателем? И сюжетом? И зачем вообще так длинно вводится город - в чем и как он участвует?

Но вообще разбирать такой семантико-стилистический морок - задача неблагодарная. Объективного анализа, наверно, вообще не существует, и на всякого маргинала всегда найдется сочувствующий, стопудово. Это, в принципе, даже правильно.

Поэтому, может Вы покажете пример чего-нибудь удачного в этом тексте? Аккорда, отозвавшегося в Вас?


10.12.00 00:15:26 msk
фЕМЪ

И вправду это похоже на пиар. ОЧЕНЬ. Когда одного и того же поэта превозносят и тут же ругают, это говорит о том, что поэт незаурядный.


09.12.00 23:08:01 msk
Караулов

Дорогой Фарай. Я Вас прошу повторить Ваше сообщение, выделив слово ОЧЕНЬ болдом. Спасибо за пиар.


09.12.00 23:04:13 msk
Караулов ([email protected])

Дима, та же история. У меня ведь нет записной книжки. У меня жесткий диск накрылся - и все телефоны вместе с ним. Я вот где: 423-1540. Есть еще одно мыло: [email protected]. Я вообще-то с радостью и всячески. А то надоело со всяким фуфлом водку пить.


09.12.00 22:37:53 msk
Андроид

>Ну куда тут Ходасевичу, для которого стихотворение написать -- уже подвиг, где уж там мирами ворочать...

Куда нам мирами ворочать! Нам бы строчку-другую написать. А мирами пускай ворочают те, кто верят в их существование.

Впрочем, если следовать Вашей классификации, то Ходасевич все-таки ворочал мирами, и еще как. Большинство его стихов начиная с "Тяжелой лиры" вполне вселенского масштаба. Более того, в одной его строфе есть разгадка одного русского романа Набокова.

А прозу Белого, воля Ваша, я читать не могу. Тошно.

>теперь ты научился бессмысленно давить на клавиши, можешь не стесняться, испонить музыку

Научился быстро перебирать клавиши, брать сложные аккорды и вовремя нажимать педаль. Есть разница?


09.12.00 19:47:13 msk
Быков

Женя, а вам обязательны вот такие вот физиологизмы, вроде "мочиться стоя"? Или мы можем все-таки оставаться в рамках литературной полемики?
Иначе мне как-то непонятна ваша стратегия -- или, напротив, слишком понятна...
Увы, я уезжаю на неделю за границу. Через недельку продолжим наши игры.


09.12.00 17:24:41 msk
фЕМЪ

Хотелось бы поглядеть на побледневшего Фарая. Это как в одном стихотворении:
Ей в шашки Карпов поддается,
Милеет с ней маркиз де Сад,
Армстронг белеет, Ллойд смеется,
Едва ее поймает взгляд...

Ну, да. Если Ахмадулина - не поэт, а Караулов - поэт, то вероятно, действительно нужно учиться мочиться стоя. Или, наоборот, пусть все остается, как есть. Это я к тому, что мне лично попсовая популярность дороже всех этих непостигаемых тонкостей.
Может, и поэт... непонятый...вовсе неплохой... кому от этого легче?


09.12.00 16:55:10 msk
Быков

Караулов, куда ты пропал? Я потерял твои телефоны. Мне тебя не хватает. Отзовись, пожалуйста, или дай хоть адрес. Я соскучился.
Твои стихи, последние в особенности, очень хороши. То есть по самому гамбургскому счету. Тот факт, что ты любишь Ходасевича, не препятствует мне относиться к тебе самым нежным образом. Зашел бы, что ли.
Фарай побледнел, поняв, как ему далеко до тебя. Так что не бери в голову.
А вот то, что Фарай со мной согласен, это настораживает. Надо будет пересмотреть мои взгляды...


09.12.00 16:34:48 msk
mpt

Фарай, а Вы побледнели при этом?


09.12.00 16:23:03 msk
Фарай

Дорогой Караулов, я ужаснулся, прочитав Ваши стихи в "Вестибюле" Лимба. Это ОЧЕНЬ плохо.


09.12.00 16:20:14 msk
Фарай

Это главный стимул всякого поэта, и видит Бог -- Брюсов запечатлел...

Наконец-то Быков сказал хоть что-то, с чем можно согласиться.

У Х-ча не более пяти хороших стиховторений. Безусловно, как поэт он ценен, но Брюсов, как первооткрыватель современной поэзии, нам попросту дорог.


09.12.00 15:20:09 msk
Караулов

Дорогой Быков, а мне тоже Ходасевич нравится больше Белого + Брюсова. Грешен.


09.12.00 14:00:24 msk
Быков

Ну, вот mpt и расставил все точки над всеми и. Я пытался сделать то же самое, но от меня всегда требуют доказательств. А что можно доказать автору, уверенному, что именно это и есть поэзия? Правильно кто-то написал в обсуждении "Пожмы воды": физический труд затрачен большой, но затраты физического труда надо оценивать по другому разряду.
Женя, Ахмадулина -- это СОВСЕМ не поэт. У нее были две-три удачные строфы за всю жизнь, были две хороших песни -- одна для фильма "Достояние республики", другую ей подарил Таривердиев для "Иронии судьбы". Это поэзия абсолютно эстрадная, рассчитанная на одномоментное восприятие, страшно многословная, кокетливая, а в последние годы еще и невнятная. У Ахмадулиной именно очень много невнятицы, выдаваемой за высокое косноязычие. Честно говоря, я не думал, что вы, с вашим каким-никаким вкусом (сильно, однако, испорченным всякими влияниями) можете всерьез принимать этого сочинителя. Ахмадулина никогда не была и не будет в числе серьезных поэтов -- это по части дамского рукоделья и примитивного жизнетворчества. И вообще поэту нельзя много пить, и тем более ему вредно много лицемерить, а она только этим и занята.
Андроид, надежда и стремление различаются только для очень пассивного существа. Обычно кто на что надеется, тот к тому и стремится. А насчет проповеди... Знаете, в Сети очень много любителей свободы. Им каждое твордое мнение кажется проповедью. Но без твердых мнений писать невозможно, согласитесь. Иначе откуда взять метафизическое усилие, нужное для сочинительства? От чего отталкиваться?
И то, что вы не любите Белого и любите Ходасевича, -- очень характерно. Ходасевич безупречен -- и мелок, Белый безумен, смешон, заумен -- и все-таки велик. Ходасевич треснул бы, а не написал бы ни такой прозы, ни такой лирики десятых годов, ни такого трехтомника о начале века. Человеческая правота может быть за Ходасевичем, художническая -- за Белым: за самой масштабностью его замаха, за его фантастической планкой, за его амбицией объяснить и объять все. Ну куда тут Ходасевичу, для которого стихотворение написать -- уже подвиг, где уж там мирами ворочать...


09.12.00 10:50:20 msk
mpt

Андроид:
>>Зато теперь Вы, Анель, доказали всем, что можете отлично писать; теперь можно писать как Вам самой нравится.

Удивительное заблуждение! Кому, зачем надо доказывать свои способности произносить слова? - А кроме слов тут ничего нет. Это все равно, что сказать человеку - теперь ты научился бессмысленно давить на клавиши, можешь не стесняться, испонить музыку.

Ни единой мысли, ни чувства! - "отлично" - странный Irrtum, что от этого можно теперь оттолкнуться и куда-то развить. Автору "нравится писать" ровно так, как он сейчас и пишет - i.e. пусто - ведь составить такой длинный текст без авторской воли невозможно.


08.12.00 23:56:39 msk
Андроид

Дмитрий, Вы слишком серьезно восприняли мое весьма поверхностное сравнение. При этом сами схитрили, смешав надежду со стремлением. Есть "лестная надежда", есть уверенность -- "слух обо мне пройдет" или "поставят идол мой двуликий", а есть желание вечной славы -- "люди разных вкусов", "величьем упоен" и "кто превзойдет меня". И почему я не могу доверять Ходасевичу, которого люблю больше Белого и Брюсова, вместе взятых? Посмотрим, кого будут помнить как поэта, а кого -- как открывателя новых форм и законов.

Вы хорошо выразились, согласен с Вами -- "демонстрация возможностей -- ваших и строфы -- в чистом виде", но резко и, главное, похоже на проповедь. Я понимаю, что Вам 33 года и самое время, но выходит как удар по голове.

Отдельные стихи Е.Л., по-моему, намного интереснее. Видимо, рамки поэмного повествования стеснительны. Зато теперь Вы, Анель, доказали всем, что можете отлично писать; теперь можно писать как Вам самой нравится. И чтобы не нависала над Вами тень Великого Рыжего :)


08.12.00 23:37:43 msk
фЕМЪ

Ди, у вас очень яркие стихи и очень злобные поклонники. Кстати, Быков, ррразрывать нужно не Ди, а именно их, негодяев. Мне так всыпали, что до сих пор по ночам заикаюсь. И еще мне с тех пор приличные люди пеняют, мол, зело похабно материлась...

Лена, все-таки у вас хорошая поэма. Вот я только что пришла с вечера Ахмадулиной. Все упреки, обращенные к вам, могут быть с таким же успехом обращены к ней. Хотя у Ахмадуллиной стихи более выпуклые засчет прорисованных сквозных образов и сюжетов. У вас в поэме сквозной образ еле брезжит. У меня тоже есть такая болезнь - думаю, зачем разжевывать, и так понятно. Чужие вещи тоже читаю, легко находя то, что туда вкладывал автор. Но оказывается, что сам процесс публичного жевания мысли и надувания из нее разных пузырей - это проявление поэтической силы. А силу нужно демонстировать, т.е. наоборот, - монстрировать. Как вы думаете, Быков?



08.12.00 16:26:02 msk
Ди ([email protected])

Вот, собственно, и сама подборка (см.ссылку)
Завтра уезжаю в Москву на неделю.
Если будет время-желание как-то пересечься, можно написать на мой юсанетовский ящик.
Надеюсь я смогу периодически в него заглядывать.

Лена!
Простите за офф-топики?
Больше не буду, честное слово :-)


08.12.00 15:37:27 msk
Быков

Ди, дайте ссылочку, и я вас немедленно ррразорву. Где ваши новые вещи?
Андроид, Ходасевич много чего писал. Почитайте лучше самого Брюсова, или самого Горького, или самого Гершензона -- то есть даже тех, о ком он писал вполне доброжелательно. Или Белого, наконец. И вы увидите, как много у него не то чтобы лжи, а полуправды -- типичной зависти мелкого человека с безупречным вкусом к людям с большими дарованиями, большими амбициями и большими ошибками.
Я по-разному отношусь к стихам Ходасевича, есть удачи, есть провалы, как у всех, -- но вот мемуары его плохи именно видимостью объективности. Он ничего не понял в Брюсове. Не понял его прозы, не понял личности. И простите уж -- не понял главного: Брюсов хотел не ОСТАТЬСЯ, а ОСТАВИТЬ, запечатлеть. Это главный стимул всякого поэта, и видит Бог -- Брюсов запечатлел, оставил больше, чем Ходасевич, загубленный желчностью, зажатый каноном.
Но вообще говоря -- страх смерти есть вообще один из важных побудительных мотивов. Поэт должен хотеть остаться -- не ради строчки в словаре, а ради доказательства, что его жизнь была. У архитектора дома, у кинематографиста фильмы, а у нас всего-то и есть что стишки, вещь эфемерная. И если мы не хотим остаться -- зачем мы пишем? Чтобы друг друга похвалить?
И вообще вы хитрый малый: ссылаетесь на Брюсова, персонажа, которого Ходасевич выставил в крайне непривлекательном виде. А Пушкина вы, по чрезмерной образованности, не читали? "Быть может -- лестная надежда -- укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: то-то был поэт!".


08.12.00 13:47:22 msk
Ди - Фемъ

Женя, жюри присудило первое место не мне, а моей конкретной подборке стихов.
А поругать я сейчас прошу совершенно другие стихи 6:-)

И чего это вы не советуете остальным меня ругать?
Я совсем не воинственна...
Меня поругают-поругают, а я пойду, сяду в уголке, тихо поплачу, глядишь, и что-нибудь доброе-разумное-вечное напишу :-)


08.12.00 13:36:20 msk
Зхус

Милый Быков!
Вся Ваша легенда о собственном "профессиональном" подходе и вашем "профессионализме" рассыпалась в прах из-за того, что Вы не проявили должной выдержки и всё-таки показали своё истинное лицо желчного сочинителя сплетен.
У меня с Анелью очень разные творения. Вот от Сорокина я бы послушал хвалебный отзыв. Я просто увидел прелестный текст, от которого я получил необыкновенное наслаждение. Схожее по ощущениям с Гофманом. И с чувством благодарности и восхищения его хвалю. Что тут подозрительного? Поэму воды я не смог прочесть в Тенетах. Не понравилось. И заступаюсь, как и должен был сделать, от необоснованных, по моему мнению, нападок.


08.12.00 13:32:44 msk
фЕМЪ (хитро прищурившись)

Ди, Быков может противоречить кому угодно, но не себе. Профессиональное жюри с Быковым в числе отдало вам первое место. Как же вы хотите, чтобы он вас ругал?
Прочим смертным я вас ругать не советую:)

Быков, в Сети домогательства меня не беспокоят, а в реале...я их сама разорррву:)))


08.12.00 11:38:53 msk
Ди - Быкову

Дима, а мои стихи поругайте?
Ну, или хотя бы почитайте?
У меня творческий "кризис" :-(


08.12.00 11:24:39 msk
Ди - Быкову

Дима, а мои стихи поругайте?
Ну, или хотя бы почитайте?
У меня творческий "кризис" :-(


08.12.00 10:37:39 msk
Андроид

Извините, господа, что вмешиваюсь, но как утерпеть? Ходасевич писал, что Брюсов очень хотел остаться, хоть строчкой, в истории литературы. И вдруг Быков совершенно в том же духе: "остаться -- в том или ином виде, в тех или иных списках".

Впрочем, по существу он, Быков, кое в чем прав.


08.12.00 06:34:28 msk
ЖЖ

>07.12.00 19:07:17 msk
>фЕМЪ
>
>Господа, у меня нет никаких личных
>оснований вступаться за Быкова. Но все
>же, ругать его - это не самое
>достойное дело.

Главное, бесполезное :)


07.12.00 23:48:57 msk
Быков

Милый Зхус, еще бы вы не были согласны с Анелью! Вы похвалите ее, она похвалит вас, и все довольны. Тем более, что найти других апологетов вам обоим будет довольно затруднительно -- а мнения профессионалов для вас не существуют, поскольку объявляются снобизмом.
Недоступный пониманию предмет -- это сильно. Вы уж как-нибудь между собой определитесь, г-да кукушка и петух: или он игровой, или переусложненный и в этом качестве недоступный пониманию... Увы, он слишком доступен. Недоступно моему пониманию другое: при чем тут Гофман? Почему не Лев Толстой, не Музиль, не Кафка? Мало ли есть еще имен, принятых в обществе...
О, как я был бы счастлив, обнаружься тут хоть что-нибудь недоступное пониманию! Увы и ах, друзья мои. И вы, и тексты ваши так понятны, что, право, зевота подступает.
Женя, вот про Офелию я действительно недопонял. Но подумавши, непременно пойму. Не понял я также, кто демонстрирует к вам сексуальный интерес. Дорфман? Тогда не обращайте внимания, это безопасно, как всякая мастурбация. А кто другие? Скажите, и я их ррразорву. Поэта надо судить по его достижениям, а не по ручкам-ножкам, в наличии которых у вас сомневаться невозможно :)))!


07.12.00 19:07:17 msk
фЕМЪ

Господа, у меня нет никаких личных оснований вступаться за Быкова. Но все же, ругать его - это не самое достойное дело. Если бы перед нами был критик, который сам не умеет делать то, что требует от других, тогда можно было бы сказать, что это обыкновенный снобизм. Когда отличный поэт высказывается о поэзии - это вещь не такая уж обыкновенная. Конечно, негативный отзыв всегда вызывает негативные эмоции, но нельзя же просто плыть по их течению. Поэт всегда утрирует, шаржирует и не обязан ничего доказывать. Это не ученый.

Быков, раз уж нельзя проверить, я была бы последней дурой, если бы не позиционировала себя, как хорошенькую (а что во мне такого нехорошенького? Руки-ноги есть, волосы растут, уши не торчат). Вообще, каждый позиционирует себя сам. Мне проще принять некую легко отождествляемую роль и подрывать ее изнутри, чем тратить свои внутренние силы на то, чтобы добиться всеобщего понимания. Против кобелиных эмоций я вовсе не возражаю. Эмоции я вызывать люблю, это нормально, как сама природа. Раз уж случается, что иногда люди демонстрируют сексуальный интерес ко мне, чтобы сбить с меня спесь как с литератора, я уж лучше пойду навстречу и доведу это дело до абсурда.
Неудивительно, что вы не любите маргиналов - вы человек абсолютно отважный и достаточно крепкий. Можете броситься в толпу и всех раскидать.
Но ведь наступит время, когда вы состаритесь, энергия из вас переть перестанет, вам начнет наступать на пятки зубастая молодежь. Вы замкнетесь. Для большинства из нас это время уже наступило. Не хочется участвовать в раздаче слонов ( но приходится из страха смерти). Но завоевывать весь мир нам не надо - только свой маленький участочек, эдакий зальчик человек на 500. Не всем играть Гамлетов - кто-то согласен на "кушать подано".

Наверное: вас раздражает дамская стратегия - прийти в театр ради "кушать подано", а остаться играть Офелию. Думаете, именно такова тайная мысль юного женоподобного дарования... дык... правильно думаете:). Как же без Офелии?


07.12.00 17:10:43 msk
Зхус

Всё опять по новой. Натягивание собственных узких понятий на недоступный собственному пониманию предмет...
Дорогой Дмитрий, Вы являете прискорбный случай, когда образование как раз встаёт на пути восприятия...
Согласен с Анелью. Полный снобизм.


07.12.00 14:13:23 msk
Быков

в виду = ввиду, пардон


07.12.00 14:12:11 msk
Быков

Автор, начинающий упрекать критика в примитивном снобизме, блестяще подтверждает его правоту. Увы, ругать -- вообще дело неблагодарное. Как правило, я прибегаю к этому только в тех случаях, когда автор совершенно свято убежден в своей непогрешимости.
Анель, это именно ваш случай. Вы полагаете, что лучше меня знаете "фиксированное значение" понятия "игровой текст". Простите, но у меня, в отличие от вас, высшее филологическое образование. И что такое игровой текст, я знаю очень хорошо -- ей-Богу, ваши попытки объяснить мне это выглядят довольно забавно. Впрочем, вы ничего не объясняете, и это очень в вашем духе. Вы лишь утверждаете, что понятие это -- фиксированное.
Анель, друг мой! Вам, при вашем физическом образовании, это может быть внове, -- но в литературоведении нет ничего фиксированного. Есть несколько определений и понятий игрового текста. Какими оперируете вы? Пожалуйста, со ссылкой на источник.
Но оставим эти игрушки, как сказали бы герои столь любимого Зхусом Гофмана. Он его так любит, что уже пятый раз упоминает. Зхус, мы поняли, что вы его читали, дальше можно по-человечески. Тем более, что текст Литвиновой никаким Гофманом не пахнет -- найдите хоть одно сходство, тогда поговорим.
Ваш текст, Анель, игровым не является ни по каким критериям -- хотя бы в виду своей стопроцентной и классической серьезности. Разумею прежде всего серьезность автора и в отношении к собственному тексту, и в отношении к его критическому разбору. Если же вы пытаетесь доказать, что ваш текст -- пародия, то, во-первых, пародию весьма условно можно причислить к игровым функциям литературы. У нее, как вы помните, две функции -- собственно пародическая и критическая. Если вы кого-то пересмеиваете (допустим, Бродского, из живых -- Амелина, Зельченко или кого-нибудь из суемудрых молодых)-- почему так длинно? Пародия без адресата -- это по определению провал... Если же под словом "игровой текст" вы понимаете люьой текст, написанный без претензий на глубину, обобщение, типизацию и пр., то есть исключительно ради удовлетворения авторского словописательного зуда, -- это к игровой литературе не имеет никакого отношения. Это графомания в чистом виде.
Ну, а милые дамские уколы насчет основной профессии я оставляю на вашей совести. Вам отлично известно, что по основной профессии я журналист, и написание разгромных отзывов не является для меня ни профессией, ни хобби. Еще я литературный критик -- правда, не особенно плодовитый и чрезвычайно добрый. Число моих хвалебных отзывов всегда превалировало над числом ругательных. Наконец, есть у меня и еще одна профессия -- но называть себя поэтом вообще не очень скромно. Подозреваю, однако, что именно эта последняя профессия дает мне право с придыханием произносить слово "поэзия" и не считать стихами ни ваши тексты, ни тексты Зхуса, с которыми я любопытства ради ознакомился. Лучше бы я не делал этого: всякое разочарование болезненно.
Женя, пару слов в ваш огород: позиционируя себя как "хорошенькую барышню" (тем более, что верифицировать это в сети очень трудно), вы первая разжигаете кобелиные амбиции, о чем я уже писал. И позвольте вам заметить, что по маргинальным тропам вы отнюдь не ходите. Ваши стихи -- вот вам еще в коллекцию -- классический мейнстрим, за редчайшими исключениями. Ничего против этого не имею и вообще не жалую маргиналов, особенно сознательных.
Анель, а "Поэма воды" -- это тоже, надо полагать, игровой текст? Я это потому предполагаю, что он еще нуднее. Отличный ход -- без иронии, -- все свои неудачи объявлять игровыми текстами. Вопрос о критериях, целях и авторских истинных возможностях отпадает сам собой.


06.12.00 19:09:27 msk
Анель -- Быкову

Дмитрий, я понимаю, что писать подобные отзывы -- ваша профессия, однако боюсь, вы слегка переоцениваете себя в этом качестве: как относительно разрушительных способностей вашей критики ("разгромный отзыв" (!!)), так и по поводу ее значимости ("рискуем сделать автору славу", мама дорогая!)

Далее, если вам еще интересно (ах, вам неинтересно, какое горе) сочетание "игровой текст" имеет в литературоведении вполне фиксированный смысл. Вы поняли его по-своему, и это многое объясняет. Все же замечу, что термин "игровой" не предполагает, во-первых, какой-то сугубой юмористики, и уж тем более (во-вторых) не означает, что текст пишется играючи. "Игровой" не означает "игривый", а характеризует отношения автора и читателя.

Не знаю, на счет чего отнести ваши грандиозные обобщения (прежде всего о городе Обнинске, которому вы совершенно отказали в какой бы то ни было благодати -- он, впрочем, не особенно пострадал), но это, право, не аргументация, а примитивный снобизм, который, как я понимаю, -- основное ваше орудие.

Да, я пытаюсь сохранить "хорошую мину", хотя, уверяю вас, она абсолютно не испортилась.


06.12.00 11:05:33 msk
Зхус - Анели

Когда вижу в сети что-нибудь красивое, я не сдерживаю своё желание похвалить. Просто это случается очень очень редко, по-этому иногда может быть перебарщиваю. Но здесь действительно классная вещь. Я от себя не ожидал, что так легко и с наслаждением прочту до конца такой объёмный для меня текст. Как в детстве спускаешься с длинной ледяной горки. Я любитель коротких форм в поэзии. А тут каждая фраза вызывала наслаждение. Ещё мне Гофман Эрнст Теодор наш Амадэюшка очень мне нравится именно теми тонкостями, которые присутствуют в Вашем творении.


05.12.00 21:50:33 msk
фЕМЪ-Анель

Да, я сознательно драматизирую. Ведь Быков же! Праздник! Шоу!


05.12.00 21:47:25 msk
фЕМЪ

Дмитрий, насчет маньеризма вы совершенно правы, я не знаю, что это такое, но жутко заинтригована. Право же, хотелось бы узнать побольше.
Насчет кобелиных амбиций - дело не в этом. У меня самой куча кобелиных амбиций, куда больше, чем дамских. Бабой быть противно, до рвоты. Но все же свой пол уважаю, как разновидность маргинальности. В наше время (новое Средневековье) хорошенькая барышня маргинальна вдвойне. Только что в печку не сажают.
Это даже покруче, чем быть негром. Моя жизнь в Киеве - это второй повод отмежеваться от магистральной линии. В поэзии я люблю проселочные дороги и уважаю тех, кто по ним ходит. Возвращайтесь и вы туда. Там бессмертие. Хотя бы данное в коротком ощущении.

Ваши высказывания о моих стихах для меня тем интереснее, что они никогда не повторяются:) Похоже на Оракул. В совокупности они соответвуют истине, но совокупность еще не накопилась:)
И вообще без вас очень скучно.

Может быть, исчезну, подожду, пока обо мне здесь забудут и вернусь под мужским ником. Надо было сразу так сделать.


05.12.00 21:41:20 msk
Анель -- фЕМЪ

Женя, про кобелиные амбиции --
как это верно.

Впрочем, "постоянный страх" -- это вы, пожалуй, драматизируете,
а адекватную настороженность -- да, разделяю.


05.12.00 21:30:50 msk
Анель

Ди, спасибо, что откликнулись.
Мне нравятся ваши стихи.


05.12.00 21:27:43 msk
Анель -- Зхусу

Сергей, спасибо за отзывы.

Боюсь, вы меня перехваливаете.
Впрочем, лаской человека трудно
испортить.


04.12.00 10:40:11 msk
Зхус

А я не устал. Прочёл до конца. Что делаю в сети очень нечасто. Даже почти никогда. Единственно, что читаю в сети до конца - Асиновского, Фарая, Гильфанова. Вот меня и удивило то, что я прочёл до конца. Поэму воды не осилил. Но вот эту вещь прочёл и получил несравнимое наслаждение. Да. Кроме всего прочего красивая игра словами с очаровательным техно-биологическим оттенком как у Гофмана. Я не устал. Если Быков устал, то пусть отдохнёт.


03.12.00 17:37:15 msk
Быков

Нет,Женя, не знаете. Я уже убедился, что о куртуазном маньеризме у вас представления самые отдаленные и неполные, что при вашей киевской жизни вполне понятно.Это,собственно, представления о представлениях.
В конце концов, не в кремовых розочках дело. В стихах, если они пишутся как игровые,должен быть юмор. Если же в них нет ничего,кроме жонглирования словами,-- от такого жонглирования устаешь на третьей строке.
И потом, вас что-то уж очень заботят кобелиные амбиции. Поэт -- существо бесполое. В литературе не работают всякого рода оправдания по принципу "Не виноватая я", тут нет скидок на пол, возраст и пр. Бесполость, о которой я говорю, распространяется не на лирику (тут как раз возможны и желательны любые страсти), а именно на критерии. Мне надоело, что вы все время подчеркиваете свой пол и связанные с этим проблемы. Если вы поэт, скидок не будет, а если поэтесса -- ваше рукоделье находится вне сферы литературы. Говорю не лично о вас (хотя и вам меньше всего удаются кокэтливые дамские стишки), но о литературе вообще.
А те, кто слишком часто ссылается на кобелиные амбиции, боюсь, просто пытаются их таким образом разжечь.Дудки, это не в нашем вкусе.


02.12.00 14:44:55 msk
фЕМЪ

Быков, спасибо за рекламу. С удовольствием прочла поэму. Если вы не знаете, что чувствует хорошенькая барышня, живя в агрессивном мире кобелиных амбиций, почему бы вам не взять женский ник и не испытать на своей шкуре? Это не кокетство, это постоянный страх и вполне адекватная ситуации настороженность.

Если вы объелись (я даже знаю, где именно) кремовых розочек, это не значит, что торты следует изъять из продажи. Или что они объективно хуже колбасы. Вряд ли.


01.12.00 23:46:15 msk
Быков

Кем надо быть, чтобы в этих тяжеловесных ямбах увидеть легкую, воздушную конструкцию! Здесь все невыносимо натужно: легкость -- это прежде всего легкость дыхания, естественность интонации, синтаксиса, деталей! Здесь же -- сплошная вымученность. Но боюсь, что эту тяжеловесную потугу на поэму обсуждать хватит. Мы рискуем сделать автору славу. По-моему, в Обнинске уже есть один большой поэт (тоже, кстати, словесный эквилибрист, но это не главное его достоинство). Щербаков словно вобрал всю благодать, отпущенную этому городу, -- прочим остается более или менее успешно повторять его.


01.12.00 17:46:23 msk
Зхус

Быков
Я в смысле того, что подходить к лёгкой конструкции с бурильным анрегатом не надо. Никакой нефти не надыбаешь.


01.12.00 17:30:20 msk
Зхус

Что ж Вы ЖЖ меня прям выдали. Ну да ладно.
Быкову
Я ето, чтобы колбаски копчёной поесть, я того, Сорокина читаю. Мандельштама читаю. Хармса читаю. Берроуза. А, чтобы воздушного безе попробовать, Гофмана читаю, Пушкина. (хотя и у того и у другого есть и тяжёлые, сурьёзные произведения) Вот теперь Елену прочёл, и почувствовал ни с чем не сравнимый вкус! Свежо, виртуозно, остроумно! Вы вспомните, что Пушкин писал о своей поэзии.


01.12.00 16:31:02 msk
ЖЖ

Дима обходит "Словесность" дозором :)
Чего это Зхус безвестен, вот он: https://litera.ru/slova/zkhus/


01.12.00 15:58:21 msk
Быков

Да, и еще пара слов безвестному Зхусу. О "доброте души" применительно к поэзии говорено много, оспаривать это скучно, оставляю вам доброту, если она вам действительно так нужна, -- но, боюсь, что нужна она в быту, а в литературе это дело третье.
И главное -- для вас, возможно, виртуозность еще что-то значит. Но для человека, давно пишущего стихи и знающего, как это, в сущности, несложно, -- блюсти форму, -- виртуозность сама по себе не представляет ни ценности, ни интереса. Эта планка тоже стоит достаточно высоко, эквилибристов довольно, и искать в поэзии виртуозности -- то же самое, что питаться одними кремовыми розочками. С непривычки мило, но потом хочется, знаете ли, копченой колбасы...


01.12.00 15:54:30 msk
Быков

Если автор (которому уже не двадцать лет) пишет поэму в тысячу строк ради игры -- мне жаль этого автора. Потому что поэзия для него, к сожалению, никогда не станет делом, заслуживающим серьезного отношения, - а без этого он обречен на игру в бирюльки.
Или, вернее, я завидую такому автору, потому что он совершенно не боится смерти. И ему плевать, что после него останется. Из того, что пока представлено в "Словесности", не останется скорее всего ничего. Хотя я и не беру на себя смелость судить sub specie aeternatis, но прикидывать на себя эту точку зрения мне никто не запретит.
Анель, вы разложили по полочкам не меня, а себя. Вы не относитесь к этой вещи, как к игре, -- слишком для этого она скучна, слишком монотонна, слишком напыщенна. Таких игр не бывает. Вы написали серьезную вещь, получили разгромный отзыв и, чтобы сделать хорошую мину, говорите: да это я так, это я играючи... Ничего подобного. Вы это настолько всерьез, что говорить о придыхании впору не мне, а вам. Потому что только девушка, произносящая слово "поэзия" с придыханием, способна на такие многословные и пышные экзерсисы.
И именно ваша реакция -- залог того, что никаких интенций в смысле роста и совершенствования у вас покуда нет. Наслаждаться поэзией как игрой можно и должно -- но при условии, что эта игра не вторична, не многословна, на занудна и остроумна. С остроумием, сказать правду, у вас большие напряги.
Если вы не хотите устанавливать планку, достаточно высокую, чтобы остаться -- в том или ином виде, в тех или иных списках, -- это ваше дело. Но тогда все, что вы напишете, навсегда останется фактом вашей биографии.


01.12.00 15:30:31 msk
Зхус

Правильно, Анель. Я читал отзывы снизу-вверх, и, набираясь справедливым гневом, хотел уже разложить Быкова по полочкам, а вижу - Вы его разложили, и гораздо изящнее, чем я собирался. Стихи надо читать ища наслаждения и с доброй душой. Только тогда "пустота" будет лёгкостью, а "самолюбование и кокетство" - изяществом форм и виртуозностью языка.
Этим самым я и наслаждался, пока читал на одном дыхании Ваше творение. И получил великолепное удовлетворение.


01.12.00 11:56:09 msk
Анель (автор) -- Быкову ([email protected])

Здравствуйте, Дмитрий!

Мне жаль, что вы так расстроились.
Впору мне извиняться, а не вам.

Не уверена, что вы не из тех, кто
произносит слово "поэзия" с придыханием --
лично для меня странно, что невинный
ИГРОВОЙ ТЕКСТ без претензий на
"неслыханную глубину" (хотя и не совершенно
бессмысленный, как мне кажется)
вызывает такую реакцию.

Эти стишки ориентированы всего лишь на
внимательное и заинтересованное прочтение.

Что касается кокетства и самоупоения, по
существу вы правы. Без этих составляющих
никаких стихов вообще не бывает.

Анель.


01.12.00 11:13:42 msk
Ди

>>но тема настолько не соответствует лексике и форме...

Прочитала.
Мне показалось, что Литвинова как раз таки и попыталась соединить классическую форму с современной лексикой.
Интересно это или нет, судить не берусь. Честно говоря, я к середине поэмы заскучала...
Мне больше нравится "минимализм" с его экспрессией и динамикой.
Поэтому умолкаю:-)



01.12.00 10:58:47 msk
Ди - Быкову

>>Ди, куда вы смотрели?!

Ну-у-у...
Я вчера успела прочитать только первую часть.
Как вступление - мне понравилось.
Но если вы, Дима, так ругаетесь...
Пойду, дочитаю от и до.

Но все равно, остаюсь при своем мнении, что словом Лена хорошо владеет.:-)


01.12.00 00:36:18 msk
Дмитрий Быков

По-моему, это плохо. Простите, Лена. Вы талантливый человек, но это совсем не стихи.
То есть это красиво, чрезвычайно чисто сделано, временами точно, -- но тема настолько не соответствует лексике и форме, настолько нет ни слова в простоте, столько самоупоенности, столько кокетства владением формой (хотя мы-то с вами понимаем, что владеть особенно нечем...). Нет ни одной строчки, которая ужалила бы внезапной точностью. Словоговорение без предела и смысла, стихи без новизны, при хороших рифмах и отлично выдержанной строфе (что, впрочем, кончается уже во второй главе). Неясно, ни какой внутренней необходимостью это продиктовано, ни какой высокой целью вы руководствовались. Демонстрация возможностей -- ваших и строфы -- в чистом виде.
В общем, очень удручающее впечатление. Более же всего удручающее тем, что человек явно одарен чувством формы -- и ничем больше. Немотивированная сложность и избыточность средств при полной внутренней пустоте и фантастической банальности. Ди, куда вы смотрели?!
В общем, повторю за Блоком -- страшно и грустно, что есть такие гладкие, замкнутые и пустые стихи... Ощущение вязкости и скуки, увы, доминирует надо всем. И написано это могло быть в любое время, в любом городе России, автором любого возраста (я решил, что лет восемнадцать)... Нельзя же настолько не отражаться в своих текстах!
Еще раз простите, Лена. Но, по-моему, в сравнении с прежними публикациями это даже шаг назад. Не бойтесь себя, если я вообщде вправе давать советы.


30.11.00 15:51:48 msk
эфенДИева

Мне тоже понравилось.:-)
Слова и рифмы - действительно свежие, незаезженные.
Странно, что так мало отзывов.


30.11.00 14:58:15 msk
Зхус ([email protected])

Прелестно и восхитительно. Давно не употреблявшиеся слова, которые пришли мне в голову. Прочёл на одном дыхании. Как Онегина. Хотя я очень ленивый чтец, и к не своим стихам отношусь очень подозрительно. Умопомрачительный гениальный сплав Пушкина и Гофмана на фоне собственной индивидуальности. Классический стиль. Очень круто. Спасибо.









23.10.2003 Сегодня в РЖ Разная музыка. Концерты 26 октября - 2 ноября   Печатная демократия по-корейски   Парящий интеллигент и рефлектирующий гражданин   Аналитика переходного периода   "Коротко, красиво и отлично смотрится..."   За учителя и без учителя   Будет чисто и светло   Что обещает "второй раунд" приватизации   Лабиринты Минотавра   Постиндустриальный передел России   Аналитическая журналистика в России: взгляд изнутри   О брачных играх гиппопотамов и не только   Лечебные грязи   "Украинский Путин": новогодний подарок "старшего брата"   Все о поэзии 155   Журнальное чтиво. Выпуск 149   Российское телевидение как лекарство от ностальгии   Одна фотография-2   Призывание Кармапы   Корпоративная модернизация  
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы

Найди на Бегуне:
Книги, музыка и видео Книги, музыка и видео
Образование и карьера Образование и карьера
Досуг и отдых Досуг и отдых
Продаем целевых
посетителей!