Словесность
win      koi      mac      dos      translit 



Елена Литвинова

Книга отзывов. Архив 2



Архивы:  30.11.01 (2)   16.12.00 (1)  



30.11.01 07:13:20 msk
Рома

По наводке Зхуса пришел.

Стихи нравятся и не нравятся одновременно. Сначала нравятся, а потом нет. Лучше когда - наоборот.
И вообще литаратурный институт наверно плохо для поэта. Там его могут научить как писать как надо или даже как все или как всем надо или как надо так чтобы не было плохо и т.д.

Т.е. Вы пару лет "посочинительствовали" и написали "Поэму воды" и пошли в литинститут? Интересно, а как-это так прорвало?

Вот интересно взять стихотворение отдельное, например "О Любви".
Это хорошо, что оно такое "от ума", впрочем как и всё, что тут представлено.
Но размер и мучительность, обьем ментального труда на него потраченного ужасает и вызывает сопереживание к автору. Вообще же мне это напоминает тренажерный зал. Елена, Вы настоящая культуристка в поэзии! Вы заткнете многих терпеливых сочинителей-мужчин по мускульным своиствам стихов. Вот интересно, что это за феномен? Что означает такая качка мускулатуры? Вы не хотите снисхождения метров в поэзии? Точнее говоря Вы желали бы добиться равноправия при вхождении в определенные круги литараторов? Наверно это очень важно, бесспорно. Да Вы стали литературно трудится, Вы наверно очень честная, требовательная к себе, халявы вам не надо. Конечно позиция заслуживает безусловного уважения.
Но есть ли у вас неправильные, слабые стихи? Очень хотелось бы увидеть вас не в спортивном трико, а робкую в легком платьице... Возможно ли это?
;)


27.07.01 13:57:34 msk
Анель

ЗЫ: привет Артуру


27.07.01 13:55:31 msk
Анель

Леша, уверяю тебя, ты не хуже


30.06.01 02:52:50 msk
александр мельник ([email protected])

лена,ты - супер.


26.02.01 23:03:54 msk
лабас, посматривая на календометр

Анель, ну уже вот как бы не то что бы прямо сейчас но в принципе если что то оно как-то было бы ко времени. :)


05.02.01 02:14:05 msk
Наталья Ойсгельт.

Нам форма стиха надоела, и мы не шутя
Трясём эту форму, как грушу - лишь сыпется мелочь
И сор. Ну совсем, как восторженный неуч,
На музыку классику класть и, глупея, по-дедовски слушать
И млеть, улыбаться, сопя от восторга. О, нет уж!

Мы поиск объявим. И сами вперёд в мирозданье
Взлетим, от энергии лишней распухнув,
Взлетим, не чихнув и не кашлянув, даже не пукнув,
Пускай же слагают легенды о нас и преданья
С оттенком трагизма такие далёкие внуки.


29.12.00 14:45:32 msk
лабас

ага, только на [email protected]


29.12.00 14:16:04 msk
Анель

Лабас, благодарю за разъяснения,
значит, шлю сборник вам на мыло
[email protected] (или куда?)
где-то в середине февраля.


Исчезаю приблизительно до 3-го января,
еще раз с наступающими праздниками!



28.12.00 14:28:01 msk
лабас

Анель, я тут читаю положение, вроде выходит так

1. "на момент номинации книга или ее части не должны быть опубликованы на бумаге (в журнале, книге)"

прочее не возбраняется

2. "Срок представления работ - до 28 февраля 2001 г."

Значит, да, можно

3. "присланная книга верстается для бумажного издания, изображение ее обложки в серийном конкурсном оформлении помещается на странице этой книги и далее эту книгу можно зaкaзать любому желающему. Она будет отпечатана издательством по методу POD в любом количестве экземпляров,начиная от 1, по зaкaзу и выслана почтой зaкaзчику. "
" Автор получает бесплатно 1 экземпляр сверстанной книги и далее по мере ее реализации будет получать в качестве гонорара 1 экз. за каждые 12 экземпляров проданной книги"

То есть расходы возникают, только если вы захотите напечатать некоторое кол-во тиража за свой счет для друзей, знакомых и просто хороших людей.


28.12.00 13:56:43 msk
Анель

Лабас, вообще-то я до сих пор думала,
что пока не готова к книжке.

Но если вы предлагаете, то, пожалуй,
займусь этим. Тогда у меня два вопроса:

1) разрешается ли включать в сборник то, что
уже опубликовано в сети и участвовало в
конкурсах;

2) можно ли потянуть время где-то до
20-х чисел февраля, т.е. представить
книжку ближе к
сроку окончания номинации, т.к. хотелось
бы доработать некоторые новые стишки?

3) подразумевает ли участие в конкурсе
какие-то существенные расходы?

С наилучшими пожеланиями.


27.12.00 22:47:16 msk
лабас

вместо "поздравления" лучше читать "пожелания"...
зарапортовалси... :)


27.12.00 19:08:40 msk
лабас

Анель, я вовсе не пугаюсь :)
Наоборот, чертовски приятно и спасибо за поздравления.

Кстати, Вы не хотите ли собрать книжку для конкурса Арт-Лито (если Жора еще не делал Вам сие пристойное предложение). Я бы номинировал с удовольствием.


27.12.00 10:02:14 msk
Анель

Лабас, что ж вы так пугаетесь.
Подразумевалось, что мне нравятся
ваши стихи.

Приятных праздников и каникул!


26.12.00 13:23:06 msk
Анель

Да! Всем спасиба сердешная
и чудесных праздников!


26.12.00 00:43:32 msk
смущенный лабас

>Знаете, ведь именно вы моя давняя и
тайная страсть.

/зарделся, потерял дар речи/

>Кроме того, здесь подразумевалась толика
автопародии, что, судя по отзывам, как-то
не прозвучало.

/кивает, соглашается/

>поэтому его выдирать негуманно.

/мотает головой, не соглашается/

>Была даже мысль переделать финал.

/разводит руками - хозяйка-барыня/

/прощается, желает счастливого Нового Года/
:)


25.12.00 10:35:12 msk
Анель

О, Лабас, мне так вас не хватало!
Знаете, ведь именно вы моя давняя и
тайная страсть.

Про "трущобы меблированного лимба" --
все верно. Что интересно, почти все в
этом месте чертыхаются. Я не то, чтобы
очень дорожу этой строфой, но она важна
именно вот этим доведением до абсурда.
Потому что когда девице снится, что она
бабочка, которой снится, что она девица,
и т.д., вполне уместно озвучить эту
абсурдность, если она, героиня, хочет
дальше как-то жить и двигаться.

Кроме того, здесь подразумевалась толика
автопародии, что, судя по отзывам, как-то
не прозвучало.

Наконец, это просто небольшой речевой
фокус (-покус, полюс), который "выпрыгнул"
почти без моего участия, поэтому его
выдирать негуманно.

Видела ваш отзыв на "Поэму воды", спасибо.
Была даже мысль переделать финал.
Простите, что не ответила -- почти не
бывала в сети.

Успехов!


23.12.00 09:30:43 msk
О.Жмотюк

Во-во. Быков просек идею: сто пятьдесят четыре названия - и ключик будет наш.


23.12.00 00:38:51 msk
Быков

Лучше "Советы Шекспира". Или Шекспиру.
Варианты: страна сонетов, сонет да любовь, полезные сонеты.


22.12.00 16:41:51 msk
лабас

О, Анель, я еще с "Поэмы воды" хотел Вам в чем-то признаться. Ну теперь когда выяснилось про теоретическую физику и литературный институт, в чем-то другом кроме любви признаваться как-то глупо, но сию плодородную ниву уже совершенно бессовестно захватил флиртующий направо и налево Быков.
Быкова, кстати, не слушайте, точнее слушайте, но без фанатизма. Он айназайтс, слишком максималистус, что, простительно, но приводит к тому, что и маленький гвоздик и здоровый костыль забивает одной и той же кувалдой, но андеразайтс он всегда искренен, пылок и прям, так что не любить его невозможно.
О Вашей новой поэме.
Если позволите, поругаюсь. Да, немного затянуто. Есть просто физическое ощущение ненужности некоторых строф. Для того, чтобы захотеть с Вами "сыграть", читатель, на мой вкус, должен все-таки слишком напрягаться, синтаксис порой слишком наворочен.
И главное - текст не совсем однороден.
Начальные строфы каждой части (странный эффект) значительно проще даются, чем последующие (то есть такое ощущение, что Вы постепенно понемножку заигрываетесь и начинаете играть сами с собой, а не с читателем.
Наиболее разителен контраст в 3 части, где прекрасные пять первых строф сменяются все более и более туманным наговором, переходя в полный абсурд к строкам вроде

в игриво филигранном дефиле
оставить лимерик факсимиле
в трущобах меблированного лимба.

Это вот вы как бы тремя картами вместо 21, очков 50 набрали, хотя казалось бы, больше 33 не бывает...

"Поэма воды" мне понравилась больше, хотя, к примеру, размер и строй "О любви" гораздо ближе.

Такое вот впечатление. Творческих и всяческих успехов.


22.12.00 15:40:08 msk
О.Жмотюк

Прочла стихи ваши, мпт; мне очень понравилось название одного стихотворения - Road Doze. На самом деле, названия могут быть такими же хорошо или плохо сочиненными, как сами стихи. Иногда хочется придумать две дюжины замечательных названий и выставить их заместо стихов. Я уж придумала одно, только все гложет мысль, что у кого-то это уже есть.
Название такое: Сонеты Шекспиру.


22.12.00 10:28:23 msk
Анель

Да, перспектива умереть молодыми нас
с вами уже не должна волновать.
У меня у самой тридцатник маячит в
грядущем году. Какие могут быть утешения.
Хотя мой муж так вкрадчиво умеет сказать:
тебе 18, -- и я сразу выздоравливаю.

Поздравляю с книжкой.
Книжка будет весьма кстати,
а трогательными картинками тем более:
у меня аккурат дитё подрастает, будет
читать и трогать.

Ну, и я тоже. Может, Юльке еще
дам. Потрогать.


22.12.00 10:24:33 msk
mpt

Анель -

http://www.novoch.ru/alman/alm10/mpt.html
http://www.pereplet.ru/text/mpt2.html
https://litera.ru/slova/mpt/stihi.html


21.12.00 17:14:52 msk
Быков

И Житинский с Горчевым так трогательно ищдали ее, с такими картинками! Положительно, ничего лучшего еще не выходило ни из-под нашего с Иркой пера, ни из-под "Геликоновского" пресса.
Всех обнимаю и иду пить за это чудо.


21.12.00 17:13:59 msk
Быков

И Житинский с Горчевым так трогательно ищдали ее, с такими картинками! Положительно, ничего лучшего еще не выходило ни из-под нашего с Ирко


21.12.00 17:12:43 msk
Быков

Продолжение. И Житински


21.12.00 17:12:18 msk
Быков

Да, Анель. день рождения, и я отмечаю его у Житинского (ака МАССА) в "Геликоне". Там у нас с женой вышла большая детская книжка, и мы это дело опиваем. 33 года, мама дорогая. Утешьте меня.
А книжка вышла гениальная, лучша наша книжка. Я вам как-нибудь подарю. И Житински


21.12.00 17:12:18 msk
Быков

Да, Анель. день рождения, и я отмечаю его у Житинского (ака МАССА) в "Геликоне". Там у нас с женой вышла большая детская книжка, и мы это дело опиваем. 33 года, мама дорогая. Утешьте меня.
А книжка вышла гениальная, лучша наша книжка. Я вам как-нибудь подарю. И Житински


21.12.00 10:28:02 msk
Анель

Дмитрий, да вы прямо всеведающее око!
Я только подумала -- а вы уже знаете.
Разумеется, я помню Машу, она и в самом деле
славная. Правда, когда мы общались (очень
недолго, т.к. она, родив дочку, оставила
учебу еще на 1-м курсе), она
меня очень сильно подавляла и все сверкала
своими чудными киевскими глазами. Представляю, что
она вам показала -- это были мои первые
опусы.

Юля Щербакова -- чудное существо. Она
невероятно хорошенькая, очень одинокая
и страшно нуждается
в любви. Настолько, что время от времени
это становится вопросом жизни и смерти.
Она тоже очень честная и, в то же время,
скрытная. Надо сказать, что, кроме всего
прочего, я испытываю к ней особенную
благодарность. Она показала мне,
что существует литература, и где
она находится.

Я так понимаю, Дмитрий, у вас
день рождения? Мои поздравления.

mpt, пожалуйста, где ваши стихи?


21.12.00 05:43:33 msk
О.Жмотюк

Оксана... я давно хотела сказать, что я Вас страшно обожаю - но боялась
--------

Правильно боялись. Я может тоже пылаю к вам неподдельными чувствами - даже унций на десять похудела, но давайте же не будем опошлять наше чувство обоюдовозникшего теплого локтя эфемерными признаниями. Как же, на самом деле, сложнее, непроще удержаться от признания; сказать "я тебя люблю" доводится всякому, но только воистину влюбленному под силу это прожить, не сказав ничего.
----
С вакханками Быков перегнул несколько.
Я простая, серьезная крупная женщина без претензий на экзуберантность младости. Челюсть кому-нибудь сломать могу, это да.


21.12.00 00:28:54 msk
Быков

Знаете, Анель, я даже знаю, что вы дружны с его сестрой. Мне ваши стихи когда-то показала еще Машка Храпачева, если помните такую, -- очень славная киевлянка со страшными претензиями и амбициями, и я тогда запомнил, что вот, есть девушка в Литинституте, которая дружит с сестрой Щ.
А я дружу с самим Щ., давней и странной дружбой -- видимся редко, но ощущение связи присутствует. Я довольно много писал о нем. Он очень хороший человек, до странности хороший -- абсолютно честный, как вот был Блок, и готовый ко всякой помощи. В любви он действительно нуждается. Правда, про него один мой приятель хорошо сказал: что бы ты ни сказал Щербакову, всегда кажется, что говоришь глупость. Но можно и глупости говорить, все равно есть счастье общения с чрезвычайно чистым веществом искусства, которое он персонифицирует. Расскажите про его сестру. Она хорошенькая?
А на себя вы напраслину возводите. Вы хорошенькая, я видел фото. Не будет сестра Щербакова дружить с нехорошенькой. Все, что окружает Щербакова, хотя бы и посредством сестры, должно быть хорошеньким.
mpt, я вас все больше.


20.12.00 18:01:53 msk
mpt

Оксана... я давно хотела сказать, что я Вас страшно обожаю - но боялась, что Вы фыркнете на меня или цыкнете, скажете, мол, что за Stilbruch. Вы такая строгая. А я Вам даже стихи писала - и все стирала.

Быков назвал тут Вас вакханкой (имея в виду, наверно, что он не дорожит "мятежным наслажденьем, восторгом чувственным, безумством, исступленьем, стенаньем, криками вакханки молодой"). Я, ясное дело, не верю ни одному его слову, но конкретно этому - хочется, чтобы попроситься тоже к Вам: мысль носиться босиком по окрестным холмам с криками Эвое! волнует меня невероятно.

Быков -

"О, как милее ты, смиренница моя!" -

:)))))))))))))))))))))))))))))

Андроид - там не было подтекста, просто девушка романтическая очень, но вообще шуточки Вудхауза нет смысла пересказывать, читать надо. Это чума чисто!


20.12.00 11:45:59 msk
Анель

Дорогой Андроид!

Последую вашему совету.
Хотя критиковать
у меня неважно получается. Видели бы вы,
что пишут мои друзья по семинару в
Литинституте -- и то я с ними
чрезвычайно нежно обращаюсь. Зато я хорошо
делаю разбор текста. При условии, что
текст хороший. Может, в ближайшее время
предложу что-нибудь такое.

А может, и не в ближайшее. Тут по мне так
потоптались, кто знает, когда еще я смогу
поднять свою умненькую и страшненькую
головку.



20.12.00 11:37:48 msk
Анель

С ума сойти! Все такие хорошенькие,
просто глаза высыпаются.

Боюсь, одна я тут недосягаемо страшненькая.
Так что, бесценный Дмитрий, у вас, в
сущности, не так много вариантов.

Прочла вашу поэму.
Хорошая поэма, к чему лукавить.
Чудесно написано. Местами гениально.
Замечательная поэма. Пожалуй, не хуже
моей.

Покатит, с маленькой натяжкой.
Ощутимый контраст между вялостью общего
сюжета и локальной энергичностью. Ощущение
броуновского движения, которое никак
не удается сделать управляемым.
Словом, несколько хаотично.
Впрочем, это скорее особенность, чем
недостаток.

Кроме того, стилизаций и пародий на классиков
существует столько, что ваша поэма напоминает
стилизацию под стилизацию.

И, наверное, 5-стопный ямб пора изъять из
употребления. Конечно, он очень удобный,
у меня с ним тоже много связано, но,
особенно после "Хабанеры", его уже не
хочется.

Давайте, давайте любить Щербакова.
Он так в этом нуждается, тем более, что
гений. Можно и транзитивно, только
тогда в обратную сторону. Потому что
любить меня он не согласится. Это драма
моей жизни. Дело в том, что моя школьная
и теперешняя подруга доводится, по странной
случайности, ему сестрицей. Прихожу я к
ней в гости, а дома брат. Но этот брат
всегда отводит взгляд и куда-то убегает.
Попробуйте вы, может он вас полюбит.

С надеждой, Анель.



20.12.00 02:40:48 msk
О.Жмотюк

Я - да, хорошенькая, но хоть убей не пойму, на что Вы рассчитываете? Я не живу виртуальной жизнью, фиг надо.
------

Что значит "фиг надо"? Что за упаднические, прошу прощения за дерзость, настроения? Что за глубокий нигилизм (здесь восклицательный знак)?
С красивенькой внешностью - как не жить, да хоть трижды перевиртухальной, жизнью!

Как сказал замечательный поэт (причем сказал совсем недавно), етися и ты!
Естественно, не прошу понять предложение мое как зазывание к вульгарным бытовым фрикциям - нет, нет!
Но душа должна работать, и отвечать "фиг надо" - поступок недостойный хорошенькой женщины.


19.12.00 22:01:52 msk
Андроид

Ринальдинами, пардон.


19.12.00 22:00:29 msk
Андроид

mpt> а что за фрукт был этот Россетти, можно не объяснять

Известно какой: невесту в ванне утопил практически. Жаль, я того романа Вудхауза не читал, отчего юмор от меня несколько ускользает. Может было, он в том, что Дамозель -- это как бы не имя собственное?

Анель, я не придираюсь к ударениям и вообще уже имею репутацию непротивленца. Но пригожие жиголО вызывают у меня отнюдь не симпатию, а страх скрежетаньем своих ж и г и выползающими голыми жиганами, которые что-то жгут и пляшут жигу. Почему бы не попробовать дактилическую рифму, изобразив тех молодых людей благородными Ринальдо-Ридальдинами? Скажем,

Ножами узкими ночами вжикало
Сообщество пригожих жиголо.

В будущем же не забывайте, прежде чем публиковать свою поэму, поругать чью-нибудь еще.


19.12.00 17:59:21 msk
Быков

mpt, теперь мне наконец ясна моя миссия. Я послан, чтобы заинтересовать вас литературой. Возможно, если вы ею заинтересуетесь, у вас будет получаться не только каждое второе, но и каждое первое стихотворение.
Насчет нахрапистости -- это вы себе немного льстите, это вы не видели меня нахрапистым. Но вообще, конечно, вы меня возбуждаете именно на манер Гончаровой -- своей прохладностью: "О как милее ты, смиренница моя"...
Хотя вакханка Жмотюк мне тоже начинает нравиться. Просто глаза разбегаются!
В общем, рано или поздно, думаю, мы сойдемся. "И делишь наконец мой пламень поневоле"...


19.12.00 16:15:55 msk
mpt

Быков, чего Вы так сватаетесь-то ко мне нахраписто, как солдат к кухарке в фильме "Ленин в Октябре"? Первый парень на деревне прям, дайте руки мне гармонь... и кудрями эдак тряхнуть. Б-р-р.


Я - да, хорошенькая, но хоть убей не пойму, на что Вы рассчитываете? Я не живу виртуальной жизнью, фиг надо. Максимум, что Вы сможете от меня добиться - это чтобы я сидела где-нибудь в гостевой с шитьем в руках и рассеянно роняла бы Вам время от времени, считая стежки: "Читай-читай, я не слушаю", на манер Гончаровой...

Мне не интересна лит-ра.


19.12.00 15:50:27 msk
Быков

О. Жмотюк, и вы втайне моя! Вот счастье, эк вас набежало-то...
Но я все-таки склоняюсь к Анели. У нас слишком много общих симпатий.


19.12.00 14:35:09 msk
О.Жмотюк

Должен огорчить О. Жмотюк. Впрочем, ей я вряд ли понравлюсь
------

Если мне кто и нравится, это не значит, что я стану оповещать целый свет. У дамы должна быть собственная гордость.
Это только мужчины женихаются открыто, и некоторые неопытные девушки покупаются на резвость и напор. Но нам опыта не занимать, да!


19.12.00 14:10:23 msk
Быков

Анель, я еще не готов на вас жениться. Я еще не дорос. Но я дорасту, обязательно. Что касается меня, то я хорошенький. Должен огорчить О. Жмотюк. Впрочем, ей я вряд ли понравлюсь, и боюсь, что у нас это как-то взаимно. Мои симпатии и антипатии вообще взаимны, как правило, -- что и заставляет меня верить в mpt, в ее ответную страсть. Погодим, не все сразу.
Друзья-физики -- вовсе не плод фантазии. У меня почти нет друзей-гуманитариев. Вы же знаете, Анель, как они амбициозны и как нестроги их определения. Гуманитарии редко дружат. Физики и программисты всегда были и моей любимой аудиторией, и моим ближайшим кругом. А литературную среду мне вполне заменяет виртуальное ЛИТО им. Стерна, где вы и можете найти поэму по адресу www.lito.spb.ru, в поэтической обсуждалке. Там и еще много всего, в библиотеке ЛИТО. Боюсь, что поэма вам совершенно не покатит -- это вещь легкая, одни хохмы. По ней трудно представить, какой я на самом деле хорошенький.
Но вообще мы с вами будем даже лучшей парой, чем с mpt или Жмотюк: у нас есть общая любовь -- Щербаков. Мы будем говорить о нем часами. Кстати, мне кажется, что прием, которым он достигает исповедальности, довольно прост: идет напыщенный, многословный, высокий текст -- и вдруг перебивается жаргонизмом или бытовизмом, сразу обнаруживающим, до какой степени автору остофигело и это словоговорение, и его жизнь, и он сам. Он на этом приеме (который проводит тоньше, чем многие его ровесники и предшественники)выезжает практически всегда. Хотя в последнее время появились вещи и совсем другого плана -- "Лунная соната", в частности, или столь мною любимая "Слеза золотая" ("Con amore"). Правда же, он гений?
Когда двое любят одного, они по определению любят друг друга. Как говорят мои друзья-математики, это свойство рефлексивности. Или транзитивности? Нет, транзитивности -- это если бы я любил Щербакова, а он -- вас, и поэтому вы -- меня...
С нежностью!


19.12.00 10:56:53 msk
Анель

"Хватают, пристают..."
Скажите, а вы хорошенький?

Дмитрий, ваши друзья физики (которые, я
полагаю, скорее всего плод вашей
щедрой фантазии)
абсолютно правы. Но, согласитесь,
непротиворечивость гипотезы не дает
гарантий. Я, например, думаю, что душа
смертна, более того, внезапно смертна:
если дело обстоит именно так, я утешусь
своей правотой, а если наоборот -- утешусь
вдвойне своим внезапным бессмертием.

Вы первый обнаружили, что Щ.
"застегнутый". Не знаю, вполне ли
подходит это слово. Я бы никогда его таким
не назвала, несмотря на всю его формальную
строгость. Для меня он всегда был открытым
и исповедальным, начиная с первого альбома.
Но в отзывах, которые
я видела, всегда почему-то говорилось о
камерности, сдержанности и проч., вот и
вы туда же. Точность, культура слова,
интеллигентность, фантазия,
изобретательность (не только в ритме и
строфике) и еще много всего милого и
дорогого.
У меня такое ощущение, что эффект
исповедальности достигается у
него несколько иными средствами, чем
это обычно принято, что делает его еще
исповедальнее.

Вашу поэму уже читают? А где она?

Любите меня, а жениться собираетесь на
mpt? Это так по-мужски элегантно.
Впрочем, одобряю ваш выбор, мне тоже
нравится, как она критикует (несмотря на
всю мою кротость). Только имя у нее
такое странное.

С умилением, Анель


18.12.00 22:34:54 msk
О.Жмотюк

Причем, глубокое большинство гордых обладателей мужских половых признаков достойно подобной трепки хоть раз в жизни - дабы мысли суетные прекратили насиловать известное серое вещество, освобождая оное для дум высоких - о поэзии, судьбе, и отечестве.


18.12.00 22:29:27 msk
О.Жмотюк

Скажите, а вы хорошенькая?
------

На такие вопросы следует отвечать так: вынимать узкую дамскую руку из лайковой перчатки и врезать в лобешник, желательно без замаха. Опешившего интересующегося, возлежащего в следующий момент на асфальте, педантично ударять изящными каблуками карденов в паховую область, шепча с придыханием: хорошенькая, очень хорошенькая.


18.12.00 22:22:45 msk
Быков

Да, совсем забыл. Одно меня только в вас смущает: вам, чтобы видеть драму, обязательно надо, чтобы она была дрррамой, с тррреском, без болтовни и милой суеты, зато с краткими и сильными формулами. Поймите вы, что это моветон невыносимый, действительно коровьевщина. Воланды изъясняются буднично.
Обещаю вам никогда не говорить о любви, всегда только о литературе. Скажите, а вы хорошенькая?


18.12.00 22:19:49 msk
Быков

mpt, я не отстану. Сводить вас с ума совершенно не обязательно -- я вообще не верю в браки, в которых кто-то сходит с ума. Мы с вами люди зрелые, взрослые (мне даже кажется иногда, что пожилые) -- нам надо не с ума сходить, а здраво и трезво оценивать друг друга. По всему судя, мы будем друг друга любить не как поэты, а как критики. Это еще плодотворнее.
Я не буду оправдываться насчет поэмы, поскольку для меня в ней важно все то, что вам мешает. Когда герой описывает пейзаж или перечисляет посетителей кафе, это не жадность художника, это жанр такой. Начинается все с некоей тревоги, потом идет расслабуха, невинная болтовня, потом несостоявшаяся любовь, потом катастрофа... Что касается демонизма, так он ведь не мой -- по-моему, я достаточно дистанцировался от героя, для чего мне отчасти и служат описания. Но задел я вас, судя по всему, достаточно (крылом, естественно) -- стали бы вы иначе меня читать!
По строгому счету, видите ли, я не вижу смысла сводить большую вещь к десяти строчкам. Когда мне хочется написать десять строк -- я их и пишу, а когда рассказывается история -- с паузами, затяжками, повторами, нагнетаниями и прочими приемами устного рассказа, -- тут свои удовольствия. Уверяю вас, в нашем виртуальном браке я буду прибегать к обеим тактикам: буду то стремителен и лаконичен, то пышен, сладострастен и многоречив.
Соглашайтесь, ей-Богу. Вы так увлекательно критикуете, что мы точно не соскучимся. Ваших стихов я обещаю никогда не разбирать и только урчать от наслаждения.


18.12.00 19:08:22 msk
mpt

Быков, близко - может, просто потому, что я люблю изъясняться трюизмами? Но вообще-то... Вы не сводите меня с ума, к сожалению.

Я прочла Вашу поэму. А тут еще и Горчев подоспел:

"Если какая-то женщина видела Петра Федоровича больше пяти минут, она не могла забыть его всю жизнь. Она обязательно бросала мужа, детей, работу, спивалась, и скоро ее видели на помойке с беломором в зубах."

"Любой, кто вовлекался в их игру,
Проваливался в черную дыру...
----
Кому красотка путь ни перешла б --
Тотчас переходил в иной масштаб,
И так же обходился с миром демон,
Кого бы, пролетая, ни задел он..
Сломав невинных судеб без числа..."

- долго смеялась.

Хотя на самом деле не смешно. На один процент добротного, сильного таланта Вы, как мне кажется, выдаете кучу ненужной болтовни и суеты... редкий, по-моему, случай, когда человек душит художника.

Пленный дух, пленный дух... не Воланд, а Коровьев. Модели машин, безумно подробное содержимое кабака - чей это взгляд? Кто мещански оценивающе все это излагает, захлебываясь в словах? Так моя школьная подруга могла не затыкаясь часами говорить о том, что давали в соседней "Польской Моде", модели и цвета кофточек... тоже жадность художника, по-Вашему? - По-моему, она просто очень нуждалась во внимании собеседника, но катастрофически не знала, как его заполучить.

Вам свести бы это все к десяти хорошим строкам, к самому главному, которое Вы заболтали - и недоговорили.

Еще помните такой персонаж у Михалкова, в раннем вестерне про гражданскую войну? Его Калягин играет - суетливо так, торопливая речь, "А-а-а!... понял-понял-понял..."

И Коровьев, и тот перепуганный насмерть двурушный начальник станции - они безусловно могут быть субъектами d'art. Но мне как Вашему читателю для того, чтобы эту историю как драму, как искусство увидеть, надо очень сильно настраивать видоискатель, находить нужный масштаб и ракурс. То есть очень трудно, но если очень постараться, то можно представить, что останется ("потому что всегда что-то остается", - так сказал какой-то товарищ на вечере Пригова в Авторнике год назад). Но где это сформулировано собственно в Ваших стихах, я не вижу - нет, вижу, но очень редко. Все не то, все рядом, вокруг...

mpt, звезда гарема


18.12.00 17:42:58 msk
Быков

mpt, давайте поженимся! Мне так близко все, что вы пишете! Правда, я женат, и вы, наверное, замужем. Но это ничего. Давайте поженимся виртуально. Стизи ваши мне нравятся через одно (зато сильно), и я даже думаю иногда, что вас двое. Тогда я хочу жениться на той, что пишет посты. Клянусь, в браке я не обременителен. Супругам мы ничего не скажем. Будем женаты исключительно в Сети.


18.12.00 17:29:01 msk
mpt

Анель, чего это я не признаю метафор? Я не признаю неточностей. Поэтическая речь и так довольно неестественна, чтобы можно было позволить себе еще и слабость - карикатурный эффект возникает незамедлительно. Девушка как бы бабочка, бабочка как бы пуант, а пуант как бы вибрирует. Ваша кроткость любого критика заставит сгореть со стыда, но все же скажу - такое поэтическое мышление напоминает мне Медлин Бассет из книги про Дживза и Вустера, которая говорила своему жениху - "Не правда ли, это закатное облако похоже на благословенную Дамозель, восседающую на золотом луче". Благословенная Дамозель при этом была героиня поэмы покойного Данте Габриэля Россетти, ну а что за фрукт был этот Россетти, можно не объяснять.

Дело не в стремлении к украшениям. Дело в том, что под красотой понимать. Чистое эстетство, на мой взгляд, предполагает безупречный вкус и опыт - то есть огромную работу as background. Стиль... впрочем, это слишком сложный предмет, ну я и не буду о нем говорить.

Вы, Андроид, тоже мне непротивленец: дефекты стиля - значит, мол, такая скрытая ирония, скучно - значит, лично Вам не подошло, а в остальном отлично, образ любой беретесь оправдать... прямо толстовец какой-то, искатель сермяжной правды. А я вот не непротивленец, и для меня скучно - первый критерий. Не помню, чтобы какие-то хорошие тексты мне было скучно читать. Мне и плохие-то не всегда обязательно скучно...


18.12.00 17:12:16 msk
Быков

Анель, мы с вами еще много раз переговорим. Всякий раз зарекаться очень обременительно. Я тоже к вам все больше проникаюсь: больше всего мне нравится, что вы так сдержанно относитесь к нашему полу. Уже, понимаете, совершенно стало не продохнуть: по улице пройти нельзя! Хватают, пристают...
Нет, если к смерти подходить с точки зрения квантовой теории поля -- по-моему, как раз никакого конца быть не может. Но я недостаточно знаю квантовую теорию поля. Я просто знаю, что моя душа бессмертна, и друзья-физики всегда мне объясняли, что эта гипотеза по крайней мере непротиворечива. А полную ссылку про трещинки дать не могу, потому что не помню. Если бы я помнил все посты, в которых урыл Дорфмана, я бы уже не помнил, что такое поливариантность.
Анель, а вам действительно кажется, что Щ. закрыт? По-моему, он просто очень многословен и при этом энергичен, формально строг, изобретателен в строфике -- но я не знаю сегодня более открытого и исповедального автора. Вспомните "1994", оба автопортрета, "Красные ворота", "Два слова рыбы", невероятную вещь с последнего альбома "Не бывает" и пр. Вот где, по-моему, откровенность на грани самоуничтожения...
С возрастающей любовью!


18.12.00 16:44:33 msk
Анель

Господь с вами, дорогая О.Жмотюк!

Вполне здорова, чего вам и вашим
замечательным деткам желаю.


18.12.00 16:33:44 msk
О.Жмотюк

Именно! Не в чадре дело, а в отсутствии ее! Я с вами совершенно здесь согласна. Вот только понять не могу, как удалось вам не вожделеть? Может по-медицински что-то неладно с вами? Сочувствую, мне самой на той неделе зуб мудрости вырывали: кричала, аки рожала в четвертый раз (у меня трое деток - два мальчика и девочка; приличные дурындасы, маму любят, хороши оценки приносят, и пр.).


18.12.00 16:16:38 msk
Анель

Возможно, вам виднее -- не знаю, сама
не вожделела.

Дело ведь не в чадре собственно.


18.12.00 16:08:19 msk
О.Жмотюк

Это, знаете, как в
случае с женщиной: когда она под чадрой,
ее вожделеют сильнее.
----

Вот это неправда: на такую женщину просто не обращают внимание - ну, идет себе чудо сорт-а-пай, пусть идет.

А ежели женщина открыта миру лицом своим и особенно различными телесными органами, то только извращенец не засмотрится: здесь тебе и ляжка, и седалищная порция, и лоин - покруче говяжьего. И другое...
А вы говорите вожделеют.


18.12.00 15:31:03 msk
Анель

Дорогой Дмитрий!

Вы же не знаете, почему я написала
"ненавижу". Могу объяснить, если интересно.
Любая последовательность звуков, повторяющаяся
больше, чем, скажем, 100 раз (100 для
определенности), вызывает у меня ненависть --
или, если точнее, раздражение. Не думаю,
что это опасно.

В случае со стихами это даже помогает
(насколько эффективно, не знаю): все, что
написано, хочется забыть и начать писать
по-другому. Я практикую стихотворство не так давно
(очень долго занималась одними физикой с
математикой):
едва ли у меня набралось 1000 строчек стихов,
так что, возможно, дальше будет как-то
иначе. Но пока у меня любовь бывает только
к строчкам, которыми я в данный момент
занимаюсь и которые не исчерпали лимита
повторяемости. Насчет откровенности в
стихах у меня на данный момент противоположное
мнение: мне кажется, что ее надо избегать.
И Щербаков приятен именно своей
"застегнутостью" и сдержанностью,
которые предполагают возможность распахнуться,
но не реализуют ее. Это, знаете, как в
случае с женщиной: когда она под чадрой,
ее вожделеют сильнее.


Что значит "это пять"? Я же не сказала,
что стихи нехороши. Просто
"трещинки" -- великолепны. Кстати, не дадите
ссылку на полный вариант этого поста?

С чего вы взяли, что мне нравится Зхус?
Я вообще не знаю, кто это. Вот вы мне
уже почти как родной.

Что значит "страшно пребывать в моем мире"?
Просто я привыкла все мерить квантовой
теорией поля, поэтому смерть для меня --
это просто финал, без всяких продолжений.
И вы никогда не убедите меня, что смерть --
это прекрасно. Это по сути нормально,
но всегда неприятно.
Либо под словом смерть мы понимаем разное.

Да не сержусь я, друг мой, просто вы любите
все извратить. Каждый раз, отвечая вам, думаю:
ну все, последний раз. Но вы опять ведете себя
вызывающе. Это, наверное, такой стиль.

Ну хорошо, поливариантный. Кстати о Лолите:
там есть еще двоякость: действительно ли КК преследует
Лолиту или у ГГ мания преследования.

Взаимно!


18.12.00 14:32:41 msk
Анель

Милая mpt,

да, этих жиголо несчастных я бы убрала
(не в ударении дело, я знаю, где в этом
слове ударение, но придерживаюсь мнения,
что небольшие отступления от правил
в стихах позволительны). Знаете, это такие
парни, у которых есть какая-то основная
работа (как правило связаная с
фитнесс-бизнесом), но которые не прочь
подзаработать телом.
(вы, наверное, смеетесь, что я вам это
объясняю, но надо же внести ясность?)
Я сама с ними не
общалась (так что извините, рекомендовать
не могу)-- видите ли, мне еще нет тридцати,
незнакомцы дают двадцать, и к противоположному
полу я отношусь очень сдержанно -- но изредка
их наблюдала. Нормальные ребята.

В данном случае слово "жиголо" употреблено
скорее метафорически для обозначения
стиля -- в одежде и поведении. Потому
что многие на отдыхе оный стиль склонны
копировать, таково просто общее настроение.

В отношении "пуанта" не знаю, что сказать --
он мне в общем нравится. Почему-то вы
хотите мне внушить, что в стихах все
должно быть просто, прямолинейно и без
метафор. Вам не нравятся мои метафоры --
ради Бога. Разумеется, для каждой метафоры
должно быть основание. По-моему, у меня
это есть.

Когда бабочка сравнивается с пуантом,
имеются в виду не только какие-то конкретные
движения танцовщика: фонетическое обоснованиме
здесь доминирует. Вы понимаете, слово
"пуант" так звучит, что просто просится
сюда -- я так его слышу, понимаете?
Логическое обоснование тоже не надо притягивать
за уши -- есть в балете такое движение,
не знаю, как называется, но могу изобразить:
когда танцовщик в прыжке
"быстрой ножкой ножку бьет".

Все-таки я ввязалась в эти объяснения,
хотя считаю, что давать таковые --
признак неудачи. Ну да ладно.

Всего доброго.





18.12.00 14:27:19 msk
Быков

"Хотя о стихах ваших я бы этого не сказала".
Анель, это трогательно. Это пять. А я-то ждал, а я-то надеялся... Я не спал ночей, верите ли. Я почему-то был убежден, что именно после этого моего отзыва вы придете в восторг от моих стихов. Что они вам понравятся даже больше, чем Зхус. И тут я узнаю, что вы о них не скажете хорошего слова...
Но ничего, со временем обязательно скажете. А Дорфман правильно делает, что меня цитирует. Он еще мало у меня получил -- его главные трещинки впереди. Правда, осталось ли там чему трескаться?
Я вас только от одного хочу предостеречь. Не надо ненавидеть свои стихи. Это, по-моему, очень опасная и бессмысленная вещь. Впрочем, еще опаснее не называть себя поэтом. Страшно пребывать в вашем мире, Анель: поэтом себя назвать нельзя, собственные стихи вызывают ненависть, умирают все грязно, некрасиво и навсегда... Впрочем, такой взгляд на вещи имеет, наверное, право быть. Даже наверняка имеет. И если бы вы как-то артикулировали его в стихах, то, может, вы начали бы наконец в них живьем присутствовать, и они бы немножечко задышали? Нет?
В общем, смею вас уверить, что:
1. Каждый имеет право называть себя поэтом, и сказать "Я поэт" -- ничуть не глупее, чем сказать "Я человек". Что думают другие -- их дело.
2. Не все умирают грязно и некрасиво, и никто не умирает навсегда.
3. Свои стихи надо любить -- тогда они оживают.
Не сердитесь вы, честное слово. Но, кстати, амбивалентный -- все-таки не значит поливариантный. Поливариантный -- это поливариантный, и все. Несколько возможностей трактовки. Амбивалентный -- это неопределенный, это категория оценочная, структуру текста никак не характеризующая. Ну, для примера: поливариантный текст -- это, скажем, финал "Лолиты", раз уж вы так любите Набокова: Долинин считает, что ГГ не убивал КК, а Фильд, скажем, считал, что убил. Там действительно непонятно, есть некая уловка со временем, с расчетом дат, так что выходит, будто все это сон. Аналогичная история с финалом "Приглашения". Но вы же не назовете эти книги амбивалентными, верно? Амбивалентный текст -- это текст, в котором авторское отношение к происходящему неясно. Или отсутствует вообще. Так я понимаю.
Впрочем, это все неважно. Важно как-нибудь присутствовать в тексте. А то холода и остраненности мы нахлебались по самое не могу -- посмотрите, кстати, насколько более откровенен и даже интимен с годами становится наш любимый Щербаков, в особенности на последних двух альбомах. А какой был застегнутый.
С любовью!


18.12.00 12:14:30 msk
Андроид

mpt, ну и черт с ним, с пуантом, что не вибрирует. Все равно пуанты -- это балерина, а балерина -- это трепетная лань. Следовательно, вибрация оправдана. Можно при желании объяснить любой образ, вопрос в том, вызывает ли объект исследования такое желание. В ответе на этот вопрос мы с Вами, видимо, сходимся.

Что касается красных бархатных портьер, то я тоже их люблю, и чтобы дверные ручки были настоящие. Неприятность в том, что жиголо с ударением на последний слог звучит, согласитесь, гадко. Но поскольку много рифм приходится в поэме на подобные слова (верлибра дефиле факсимиле и лимба парадиз фрейдизм дюйм дюн), то в этом должен быть смысл. Скорее всего, ирония.


18.12.00 10:09:41 msk
Анель

С любовью????

Как это мило.

Точно ссылку не помню, но в последний
раз я видела рассуждения по этому поводу
в 4-м Набоковском вестнике у автора с чудной
фамилией Люксембург, кажется.

Амбивалентный = поливариантный, т.е.
подразумевающий более одного прочтения,
не надо прикидываться, что вы с вашим
нашим образованием этого не знаете, и подсовывать
мне какие-то дурацкие моральные оценки. Разумеется,
факты (то есть не факты собственно, а
т.н. "события", т.к. "факты" предполагают
достоверность) могут интерпретироваться и
очень даже, и необязательно полярно.

Недостоверность повествования, как следует
из самого словосочетания, означает, что
по тексту невозможно определить, где "реальность",
а где нет, и существует ли она вообще.

Ладно, оставьте вы в покое мои стихи, я уже
их сама ненавижу.

Уверяю вас, у меня с чувством юмора все в
порядке (вечно вы все обобщаете), просто
вы наступили мне на любимую мозоль
(потому что я очень люблю Щербакова
и мое мнение по этому поводу приблизительно
такое же).

Забавна ваша манера вести дискуссию:
вы все оспариваете. Это выглядит как-то
по-детски.
Впрочем, недавно в какой-то
ленте отзывов цитировали вас (кажется,
г-н Дорфман). Это был пассаж о "трещинках" --
должна вам открыться, я была в восхищении.
По-моему, гениально


(хотя о ваших стихах
я бы этого не сказала).

Взгляды у нас действительно разные.
Я никогда не претендовала называться поэтом
и никогда не собираюсь делать этого.
Мне смешон всякий человек, говорящий "я
поэт". Это совсем не нескромно -- это
просто глупо. Поэтов не существует в природе:
это именно что посмертное звание.
Есть роль, или маска, под названием "поэт",
и разные люди время от времени ее
примеряют. Пусть их.

До свидания.


17.12.00 22:21:04 msk
Быков

Да, Анель, моя поездка за границу получилась столь удачной, что я скоро вывешу тут (если Жердев возьмет) целую поэму на эту тему. Ничего игрового. Там вы вволю потопчетесь.
Не могли бы вы мне объяснить, какой смысл вкладываете в понятие "амбивалентный" применительно к поэтическому тексту? Имеется ли в виду, что текст не содержит однозначных моральных оценок, или то, что излагаемые в нем факты могут полярно интерпретироваться?
Далее. При всем своем (нашем!) высшем филологическом образовании я не понимаю, что такое принцип недостоверного повествования. Откуда вы его взяли? Очень интересно, опять же со ссылкой. Я правда не встречал подобного термина, а потому не могу полноценно его воспринять с первого раза.
Если же опять оставить терминологические игры и споры о смерти, о которой я ровно ничего тут не говорил (говорил только, что страх смерти предполагает желание остаться хоть как-то и в чем-то), -- факт остается фактом: вы написали вычурную, претенциозную и скучную поэму. Думаю, что эти термины не вызовут у вас желания полемизировать, поскольку даже самый поверхностный лексический слой -- всякого рода парфюмеры, стразы, панбархаты, богдыханы, субретки и жиголо -- выдает авторские пристрастия к пышным красивостям. Если это ирония, то,боюсь, текста вышло слишком много, и он слишком одинаков на всем своем протяжении.
А насчет лишения благодати целого города... Анель, у вас действительно очень странное отношение к юмору. Я не понимаю вашего, вы не понимаете моего. Будемте обсуждать впредь только филологические материи, ибо взгляды на жизнь у нас очень уж разнятся. Вы считаете, что все умирают грязно, некрасиво и навсегда: я считаю, что человек, делающий такие заявления, пока еще не вполне отдает себе отчет в том,что говорит, -- а значит, как-то не очень тянет на поэта. Впрочем, тут как раз все относительно.
А филологии как науки действительно нет. Есть скучные стихи и нескучные стихи. Тынянов определял литературное произведение как динамическую речевую конструкцию. У вас пока -- я просмотрел достаточно много текстов -- ни одной динамической не получилось. Жаль, потому что и рифмовать, и думать, и подбирать слова автор умеет. Проблема в том, что он этим удовольствуется. Вот откуда мой вывод о вашей самооценке -- а вовсе не из тона полемики: тон в полемике всегда несколько того.
С любовью, воротившийся.


17.12.00 22:13:31 msk
Быков

Да, Анель, моя поездка за границу получилась столь удачной, что я скоро вывешу тут (если Жердев возьмет) целую поэму на эту тему. Ничего игро%









10.09.2003 Сегодня в РЖ Одинокий фюрер   Устои наук и небо: двуликий Янус современной физики   Рецензия на рецензию ЛД на книгу ВП "ДПП (НН)"   Простодушное чтение (4)   Журнальное чтиво. Выпуск 146   О демократии, авторитаризме и риске десуверенизации   Эпитафия обществу контроля   Острые углы "круглых столов"   "После дождичка в четверг... книги особенно хороши"   Живые стихи   Волны возможностей   Сергей Глазьев: новый "политический тяжеловес" или очередная "марионетка"?   Как это делалось в Лесото   Невод и т.д. Выпуск 148   Как поисковые машины трактуют Интернет   Санитар коммуникации   Просроченное лекарство   Все о поэзии 150   Помолодевшее лицо РНО   "Гвоздь сезона" и новая труппа Олега Табакова  
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы