- Тартуское культурное подполье 1980-х годов
- Светлана Бломберг
"ПИНАТЕЛИ ВОЛА"
как культурное явление
Предлагаю провести анализ рок-текстов с точки зрения присущего русскому року наиболее значимого элемента - гротеска, общую природу которого так замечательно охарактеризовал М. Бахтин. Именно гротескному образу удается выразить состояние изменения, роста, рождения. Гротескный образ абсолютно свободен, не стеснен никакими правилами и догмами - по выражению М. Бахтина, - "смеющаяся вольность". Эти образы чудовищны с привычной точки зрения "классической " - читай "взрослой" - эстетики. "Рок - это отказ, там, где это можно, от общепринятых правил. Это революция правил. Революция в отношении правил, революция обогащения системы правил со сломом старой системы правил, точнее - революция против правил на все случаи жизни!"- сказано заслуженным диссидентом Н. Добрюхой, который присутствовал при рождении русского рока. А. Макаревич дополняет его, говоря о легкой иронии по отношению ко всему, что считается постулатом. Впрочем, это у Макаревича - легкая ирония. У иных ирония весьма и весьма смачная!
Предпосылкой революционного сознания является дуализм карнавала и внекарнавального бытия. Если утопической свободе карнавала неизменно сопутствует несвобода будней, то есть опасность, что столь сладостное в карнавале гротескное низвержение возвышенного после революции превращается в обыденное втаптывание святого в грязь, в глумление над здравым смыслом - что мы и наблюдаем сегодня сплошь и рядом в современном искусстве.
Как бы то ни было, гротеск переворачивает привычный, "взрослый" мир наизнанку, показывая возможность другого миропорядка, и разрушение привычного проникнуто радостью и свободой: рушится созданная "взрослыми", серьезными людьми система, которой они фанатично придерживаются.
Маска - еще один замечательный рок-культурный мотив. Смена масок - это вхождение в тот самый гротескный образ.
В рок-поэзии можно проследить и реалистический гротеск, восходящий к народно-карнавальной культуре, и модернистский, связанный с романтическим гротеском своими принципами. Первый тип - это "Пинатели Вола", о которых и пойдет речь, а второй, например, - "Злые"- таллиннский музыкальный коллектив неопределенного амплуа - правильнее назвать было бы его "тусовкой", который распался в конце 90-х..
Что такое "Пинатель Вола"? Это бездельник, шалопай. Короче - шут гороховый. В программной песне группы этот Пинатель вырастает прямо-таки в эпическую фигуру:"Идет Великий Пинатель Вола" - нечто вроде Мессии. Группа состояла из Д. Артеменко, В. Филиппова, Е. Феклистова и И. Савельева. Пользовавлась она бешеной популярностью у тех, которые собиралась "на горке" - в части Таллиннского Хирве-парка, выходившего на башню Кик-ин-де Кек. Панки группу не признавали за свою, игнорировали. Да на самом деле, какие же "Пинатели" панки? Группа распалась году в 92-м, - тихо, как будто ушла в песок, почти не оставив после себя никаких приличных записей. По крайней мере, я не смогла их разыскать тогда, как ни старалась. Тексты песен в основном писал Е. Феклистов. Небольшой полусамиздатовский сборник стихов Феклистова "По цвету семени" был выпущен в Петербурге в 1994 году и случайно попал ко мне от Влада Филиппова. Замечательные иллюстрации сделаны были Светланой Алексеевой. Там, конечно, присуствовали не все тексты, и цитирую я по магнитофонной записи, качетсво которой оставляло желать лучшего. Уже тогда мне показалось, что "Пинатели" - культурное явление, достойное остаться в истории, а Феклистов - очень интересный автор. Конечно, тексты сильно проигрывают в отрыве от музыки. В предисловии к сборнику, подписанному Никитой Серомырдиным, сказано, что одна из главных тем Феклистова, живущего и пишущего с одинаковым остервенением, - срывание всех и всяческих одежд во всех смыслах..
Основной прием группы "Пинатели Вола" - снижение до смешного закостенелых серьезных стилистических штампов. Типичный пример этому - песня "Французский фильм" - что она пародирует, видно из названия. Однако, есть у них и пронзительные произведения, например - "Она вчера первый раз не вернулась домой" и "Уезжает на юг последний друг". Один из потрясающих текстов Феклистова - "Мы двигались к рождению", которое можно, кажется, считать идейной формулой его творчества : во что бы то ни стало возвращаться к себе, пусть даже "исчезая, стираясь, сгорая дотла", но исполнить свое предназначение.
У "Пинателей" очень часто присутствует мотив маски. Совсем в образах Комедии Масок написан "Алексеев". Пьеро пришел к Коломбине :
Нежно трогаю груди, целую соски,
для того, чтоб мы стали духовно близки.
Но некстати приходит Арлекин, которому не понять высоких мотивов подобного визита:
Тут приходит Алексеев и стреляет из ружья...
И красна моя кровь, как свекла и морковь.
Что ж ты сделал, Алексеев? Ты ж совсем меня убил.Р. Лейбов отмечает, что секс и любовь у Феклистова - универсальная метафора жизни и смерти.
Ляг со мной спать ранней весной!
я - не аскет, я - не святой...
Ближе к утру
ты уйдешь прочь.
Буду тебе верен всю ночь!
Дай свою кисть, вот моя плоть... -
"Горячий конь", который то и дело встает на дыбы, - дамам опасно играть с такими "животными": сперва говорят, "что любят лошадей", а потом пугаются... Песенки ироничные, но с глубоким подтекстом. А "По цвету семени" - просто философское произведение. Телесная стихия у Феклистова дана в положительном контексте, в песнях содержится протест против ханжества, эгоистического замыкания в себе.
Но никто из "Пинателей" с миром особенно не считается и уж никак не боится его. "Нам нельзя здесь любить" - убежим, "выпьем вина и не будем платить" - и все дела. Жизнь - это"автобус, который не едет никуда", но до чего забавно в нем находится и наблюдать за его пассажирами! То, что лирический герой иногда спохватывается и обращает внимание, что " я - гнилой", что его спутница не девица, а скелет, а "я - тоже не совсем живой" - так это, по-моему, признак, что Феклистов читал Блока, а вовсе не страх. Поиздеваться над смертью - это запросто, как, например, в тексте песни "Патология". Тело боится смерти, но высшая цель - перестать ее бояться, ведь только обыватель, который достиг материального благополучия, боится оставить свое тело, боится смерти.
Вечные темы решаются у "Пинателей" без напряжения:
Зачем тебе деньги, зачем тебе деньги, дура?
Ведь у тебя фигура!..
Любовь моя - купюра!
В произведениях "Пинателей" нет едкой социальной сатиры, но как вам понравится бредовая ситуация - дружба Джона Леннона и Владимира Ленина? Игра идет только на сходстве фамилий, отталкивается с помощью абсурда от стереотипных социалистических апокрифов.
"А я живу на улице По, Эдгара Алана По", - говорится в одной из песен, хотя в то время многие в Эстонии жили "на улице Сависаара"- даром, что тоже Эдгара, - а то и "на улице злобного диссидента" или "красного комиссара". Место для проживания выбрано не совсем адекватное: творчество "Пинателей" мало соответствует мрачному романтическому гротеску Эдгара Алана, оно оптимистично и полно света и жизнелюбия.
P. S. В настоящее время Е. Феклистов входит в состав группы "Конец Фильма", официальный сайт которой http://www. filma. net.
Но это уже совсем другая история...
02.04.2003 Сегодня в РЖ Интер(акти)вью 53: спросить Йована Савовича Я сделан из мяса Шведская лавка # 108 Русская идея и наркотический бред - совместимы! Поцелуй котенка, или Зачем читать еженедельные журналы Журнальное чтиво. Выпуск 123 Без любви Невод и т.д. Выпуск 128 Кино на телевидении: 31 марта - 6 апреля Семен Липкин. Альтернативный некролог Руглый стол, экстренный выпуск. Ракетно-ядерный транзит Извращения уходят в прошлое Умение разрушать Электрические сны. # 3 Лица власти О вреде теории для практики и наоборот Стихи, которые беспокоят Текстуальные страдания и скоромные радости психкорректора Государственный заказ взрывает спокойную филармоническую жизнь Об опасности чрезмерного увлечения геополитикой
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||