|
- Тартуское культурное подполье 1980-х годов
- Евгений Феклистов
*
ГЕНИЙ В ПРОЗРАЧНЫХ ШТАНАХ
предисловие к книге Е. Феклистова "По цвету семени"
(СПб.: ТОО "Рондо", 1994.)* * *
Что Феклистов - гений, об этом я впервые узнал из письма одной нашей общей знакомой, жительствующей в Крыму.
"Ну, - подумал я, - это вряд ли."
Вскоре, однако, я с Феклистовым познакомился и понял, что, действительно, - гений. Поясню на примере: пришел он как-то в гости, попросил спичку, стал ковырять во рту и вытащил с корнем зуб. С таким же остервенением он сочиняет и песни свои, и вообще живет.
* * *
Дело тут даже не в песнях (они хороши), а в воле к песням, абсолютной тяге к текстовому самовыражению, оформленности выска- зывания, причем без всяких игр на тему "жизнь и поэзия - одно". Феклистов - отнюдь не романтический автор.
* * *
В этом сборнике есть песня о слезе, это парафраз известной в исполнении Бичевской комической баллады. Правда, в оригинале слеза обладает черезъестественной, монументальной устойчивостью ("на песке... лежала, пока дворник не подмел"), а в феклистовском варианте она, в согласии с жестокими законами физики, испаряется (поэтому "если к вам придет беда, вы не плачте никогда"). И еще одна важная трансформация: повторяя сюжет оригинала, Феклистов заменяет предметы туалета несчастного извозчика на части тела лирического героя (или героини? - тут есть о чем подумать).
Эта трансформация метафорически описывает один из принципов поэтики Феклистова - срывание всех и всяческих одежд (одновремен- но это - и одна из феклистовских постоянных тем).
Иногда это принимает вид пародии ("Одинокий сталактит"), но в общем этот принцип шире, чем просто пародия, и тема больше, чем просто тема.
* * *Что за тема? "Любовь"? "Секс"? Оба определения приблизи- тельны. Поскольку сам автор предпочитает употреблять первое слово, рецензент выбирает второе.
Секс у Феклистова - не только любимый объект, тема высказы- ваения, он - особый язык, описывающий мир. То, что может пока- заться шокирующим обретением неметафорической обнаженной реаль- ности, оказывается универсальной метафорой жизни и смерти (они предсказываются в одной из песен, свидетельствующей об основа- тельном знакомстве автора с финно-угорской этнографией и мифоло- гией, "По цвету семени").
Автор предпринимает и дальнейшие шаги: по направлению к раздавленным мышам, отрезанным ушам, атласу судебно-медицинской экспертизы и прочей расчлененке. Но весь этот зоосадомазохизм, который мог бы произвести впечатление мрачное и отталкивающее, не приводит автора к агонии текстового механизма (как у иных современников панк-поколения).
Мне очень нравится, как в песне о движении к рожденью по мере приближения к небытию (пусть не посмертному, а дожизненному) куплеты удлиняются и цепочки рифм нарастают.
"Нарастает энтропия, но нарастает и информация", - сказал бы, может быть, математик Е.Ф.
* * *
Все, что здесь написано, касается, в первую очередь, ПЕСЕН, о которых сборник дает слабое представление.
Впрочем, тиражирование песен Феклистова в акустическом варианте, несомненно, дело скорого времени. Тогда-то и поглядим, как говорил любимый герой, "какой он Сухов".
Никита Серомырдин,
магистр философии.
*
Есть улица Эдгара Сависаара,
А я живу на улице По.
Есть улица красного комиссара,
А я живу на улице По.
Как прекрасно и непонятно,
Почему я такой
И почему мне весьма приятно
Жить на улице По,
Эдгара Аллана По.
Есть улица злобного диссидента,
А я живу на улице По.
Есть улица доброго президента,
А я живу на улице По.
Говорят, что я мало видел,
Боюсь,что я навеки слепой
Приют убогих - моя обитель
Здесь на улице По,
Эдгара Аллана По.
Есть улица праздничной потаскухи,
А я живу на улице По.
Есть улица голода и разрухи,
А я живу на улице По.
Я ступаю по мокрым лужам
Первозданной стопой,
И если вдруг я вам буду нужен
Ищите на улице По,
Эдгара Аллана По.
_^_
*
Я пришел к божеству, я молил о любви,
Я молил о любви, глядя на образа,
И услышал слова
Своего божества:
"Ноги - это тоже глаза!"
Я вошел в темный зал, я увидел ее,
Я сказал ей:"Пойдем!", и она была за.
Мы пошли танцевать,
А потом пошли спать!
Ноги - это тоже глаза!
Я проснулся один без ботинок и брюк
Зазвонил телефон, я не стал отвечать.
Я нажал на курок,
Грянул выстрел в висок.
Ноги - это тоже глаза!
_^_
*
Бежит по городу Бриджит,
На ней бюзгалтер дребезжит.
Бежит по городу Бриджит,
На ней бюзгалтер дребезжит,
А я давно за ней слежу,
Я жду, когда она затормозит.
А я приму небрежный вид,
Я ей скажу: "Привет, Бриджит!"
А я приму небрежный вид,
Я ей скажу: "Привет, Бриджит!"
Ну а потом осведомлюсь,
Кому она принадлежит.
Узнать бы, как она лежит,
Как нервно дышит и дрожит.
Я вижу, как она лежит,
Как нервно дышит и дрожит.
Я приведу ее в восторг,
Со мной она от кайфа завизжит.
_^_
*
Мне сегодня пять лет.
Я знаю, что в мире, есть "я" и "не я".
Я знаю, что "я" - самый главный предмет
Бытия.
Мне сегодня пять лет.
Я поставлен в углу на неведомый срок,
Я написал в штаны, я нарушил запрет
И стою одинок.
Мне сегодня пять лет.
Мне мой папа сказал, что я тоже умру,
Но как может быть так, что меня больше нет?
Кто же будет играть в игру?
Мне сегодня пять лет...
_^_
*
Мой одинокий сталактит
Коснется медленно тебя
И от волненья задрожит,
Стесняясь самого себя.
И даже средь чужих ракит,
Совсем другую теребя,
Мой одинокий сталактит
Коснется мысленно тебя.
И, если буду я убит
И стану черною землей,
Мой одинокий сталактит
Пребудет все-таки с тобой.
И даже, если позабыт
Веками будет облик твой,
Мой одинокий сталактит
Всегда останется с тобой.
_^_
*
Спи, мой милый, на груди,
Молодой моей груди,
Все, что будет впереди,
К сроку ли ко времени,
Что к добру, что не к добру
Я узнаю поутру.
Я узнаю от тебя по цвету семени.
Спи, мой милый, засыпай,
Головой во сне мотай,
Только дай мне, только дай,
В неге и томлении
Сжать твой сладостный росток,
На рассвете дай мне сок,
Чтоб узнать судьбу твою по цвету семени.
Алым пламенем заря
Блещет в каплях янтаря,
Вижу: ты упал с коня,
Кровь течет из темени.
Неужели, милый мой,
Что-то станется с тобой,
Что предсказано судьбой по цвету семени.
_^_
*
Возле дома на колесах
Я хочу остановиться,
Возле дома на колесах
Попрошу попить водицы,
Возле дома на колесах
С перевернутой трубой.
Выйдет женщина в халате,
Она скажет: "Оставайся!"
"Оставайся, если хочешь, у меня,
Ляжем спать в одной кровати!
Если хочешь - оставайся,
Если хочешь - уходи!"
Я скажу ей: "Что ж ты, мама?!
Что ж ты сына не узнала?!
Что ж ты сына не узнала своего,
Ты ж сама меня рожала
Возле дома на колесах.
Я - твой папа, весь я - твой!"
_^_
*
Милый доктор, я верю в силу медицины,
И, как мужчина,
Вы должны меня понять.
Я хочу поменять
Имя, возраст и пол.
Я вас прошу, милый доктор, скорей
Сделайте нужный укол!
Милый доктор, мой аппетит меня тревожит,
Меня корежит,
Меня грядущее страшит.
Исправьте мой внешний вид,
Имя, возраст и пол.
Я уже все перепробовал, доктор,
Сделайте нужный укол!
Я верю, доктор,
Что проснусь совсем здоровым,
И, что я снова
Смогу кого-то полюбить.
Мне нужно срочно сменить
Имя, возраст и пол.
Я согласен на все, милый доктор,
Сделайте нужный укол!
_^_
*
Роза красная пропела, ею ноги окроплю.
У меня течет из носа, и к тому же я люблю.
Постелите мне линолеум, расскажите, где я сплю!
Дует ветер первородный, обрывая тормоза,
Стынет кровь, струится кровля, сердце съела стрекоза.
Подарите мне термометр, застеклите мне глаза!
Эта местность мне знакома, мальчик с девочкой в кустах,
Покажите мне святого с желтым диском в волосах!
Позовите мне механика, поцелуйте меня в пах!
Здравствуй, ангел! Здравствуй, демон! Я пустил вас в огород
И теперь уже не знаю, кто из вас во мне живет.
У меня душа из пряника, я разбит, как самолет.
_^_
*
Доктор в карточку пишет диагноз,
Я стою, онемевший, белее, чем мел.
"Доктор! Да, я, конечно, - не агнец,
Но случайные связи... Нет, я не имел."
Выхожу и иду по дороге,
Под ногами земля, солнце над головой.
Я - гнилой.
Ты и я - две знакомые роли,
Мне сегодня не хочется что-то менять.
Ты не знаешь еще, что я болен,
Я не буду до завтра тебя волновать.
Гаснет свет, отступать уже поздно,
Твой Бутусов поет "Я хочу быть с тобой."
Я - гнилой.
Вижу сон, снится мне, что ты хочешь,
Но в твоих глазах ложь, а в моей руке нож,
И я режу тебя. Ты хохочешь,
Говоришь, что бесплатно себя раздаешь.
И, разрезав тебя на три части,
Я зачем-то целуюсь с твоей головой.
Я - гнилой.
_^_
*
Она бежала с директором цирка по дивному полю!
Она бежала с директором цирка на волю, на волю!
По зеленой меже,
В голубом неглиже
Она бежала с директором цирка по дивному полю!
А за ними неслись
Юнкера, мессершмидты, князья, импотенты, инфанты,
Развевая штыки и теряя кальсоны и банты,
И кричали:"Амор!"
И стреляли в упор
И меняли на быстрых коней жемчуга и бриллианты,
Так спешили они.
И ни он, ни она не сумели спастись от погони,
Их тела растоптали козлы, носороги и кони,
А мгновенье назад
И у всех на глазах
Она бежала с директором цирка по дивному полю!
От любви не уйти.
_^_
© Евгений Феклистов.
© Сетевая Словесность, 2001-2003.
14.11.2003 Сегодня в РЖ Взятки сладки The State of Mind Маленькое счастье Новая опричнина, или Эскадроны жизни Народ и миллиардеры против переизбрания Буша Украинская "Молодость" сдалась России без боя Война в отсутствие стратегической ясности НЕинтернет Библиотеки на пути в настоящее Как было то, что будет. 1 Электронный Homo Ludens Результаты эксперимента К философии собственности О наступлении "силовиков" Москва фестивальная Экспансия европейской культуры Иномарки #17 Убийственный призрак творчества Между Юпитером и быком Буржуазная революция в России: новый этап
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы
|
|
|