КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
ЧИТАЕМ: Диана Эфендиева. Стихи
Андрей Комов
О стихах Дианы Эфендиевой
"Ум ищет божества, а сердце не находит".
Нашел это пушкинскую строку в "Комментариях" Георгия Адамовича и подумал, что о "концепции нашей жизни" лучше не скажешь. Впрочем, жизнь прекрасно обходится без концепций, "без божества, без вдохновенья" и потихоньку тянет за собой легкий туман культуры. К тому же "метафизические бездны" и примеры "конца времен", столь частые сегодня, стали уже общим местом, а для веры в потусторонний мир нам необходимы материалистические доказательства.
Разговор о современной поэзии по той же причине язвителен и отрывочен. Особенно среди поэтов: ум понимает, а сердце не лежит. Стихи же Дианы Эфендиевой споров не вызывают. Их принимают или нет. Видимо потому, что в них есть "прохладная царственная бледность", как сказал однажды Адамович, за которой угадывается не Пушкин, конечно же, чью царственность Адамович и вспоминал, а снежный взгляд "эллинской музы" петербургской поэзии.
В 2000 году на конкурсе "Арт-ЛИТО" стихи Дианы Эфендиевой были названы лучшими. Еще в 80-е годы, в Москве сказали бы, что она "рукоположена в сан" поэта (ОПОЯЗ, в 20-е годы - В. Шкловский - Л. Гинзбург - А. Кушнер, бывший в 2000-м одним из членов жюри). Однако сегодня времена попроще, и ни славы, ни "сана" это ей не прибавило. Может быть чуть больше стало читателей, кидающих не только беглый взгляд на публикации ее стихов, а это теперь не так уж и мало. Словом, жизнь ее не переменилась.
Можно было бы сказать, что живет она в провинции, на границе с Россией, в Нарве, если бы границы эти не были такими странными и непривычными, а сама Россия - невиданно провинциальной. Но есть в ее стихах тема, - "образ", "мотив", "сквозная нить" - слова стертые и пошловатые, - не "тема", а состояние, говорящее о ее и нашей жизни больше любой автобиографии: это - дорога. Или "Записки путешественника", начатые 200 лет назад Карамзиным и продолжаемые сегодня в эпоху нового раздела мира и людей. Это - слышимая в строчке "под электричек "аллилуйю" ностальгия (понятие тоже стертое, но оживляемое вдруг поразительной звукописью); это - уход "под вагонное "жить-да-жить"; это - постоянный вопрос "Куда ж нам плыть?", ответа на который нет и у Пушкина.
Скажу еще два слова о стихотворении "Ржавый ангел", завершающем "путешествие". Холодная простота его лексики и короткий, "песенный" сюжет обманчивы. Это не итог, а скорее подпись, авторский знак или "символ времени", который Андрей Белый требовал не путать с образом. Отсюда и такая строгость внутренних правил и близость к "школе гармонической точности" начала XIX века.
Но и остановка обманчива. Первое стихотворение цикла продолжает последнее. Сделано это автором умышленно или нет - не важно. Текст и композиция живут независимой жизнью. Начинается новая дорога, новая русская зима поэзии "ума и сердца".
Авторская подборка стихотворений Дианы Эфендиевой
Смотри на мир за лобовым стеклом...
Молоко
Новогодний романс
Поезда
Туземка
... и ангел рваным галочьим крылом
Рыбы
Время рожденных ползать, слышишь, не торопи!
Маленький герой
Ржавый ангел
Журнал "Русская речь", СПб, Телетекст ТРК "Петербург", 2002.
|
Страница открывалась с 09.12.02 80 раз