| | виртуальное киноведение | |





История искусства есть ни что иное как развернутая во времени его теория (1).


Один из возможных аспектов построения истории искусства как части истории игры: рассмотреть, как менялись взаимоотношения основных игроков (партнеров, противников) - авторов и зрителей (читателей, слушателей).


Наряду с абсолютизацией кино как синтетического искусства, соединившего в себе высшие достижения всех искусств, на протяжении его вековой истории не умолкали пророчества возникновения какого-то нового, высшего этапа искусства или культуры (2).


 



Здесь представлены фрагменты работ:

Н.В.Станкевича (1),

В.Б.Шкловского (2)


 




 


1.


К глубоким, плодовитым открытиям новейшей философии принадлежит то, что история искусства, рассматриваемая разумно, есть вместе и его теория и что роды его вполне соответствуют его эпохам, которые в свою очередь совпадают с эпохами общего духовного развития. Эта мысль делает совершенный переворот в эстетике: искусство, вместо того чтобы терять, получает мировое значение; оно выходит из бессмысленного оцепенения, в котором оставалось разбитым неизвестно почему и для чего на разные роды; оно является целым, которое живет с духом и из духа и переживает с ним все судьбы его.

Николай Владимирович Станкевич

Стихотворения - Трагедия - Проза. М., 1890, с.179

 


2.


Я с горем вижу развитие кинематографа и хочу верить, что торжество его временное... Пройдет век и человеческая мысль переплеснет через предел, поставленный ей теорией пределов, научится мыслить процессами и снова воспримет мир как непрерывность. Тогда не будет кино.

Виктор Борисович Шкловский

Литература и кинематограф

"Всеобщая библиотека", Русское универсальное издательство, Берлин, 1923, № 51

Цитируется по журналу Советское кино", 1934, № 11-12, с. 18-19







на первую страницу / наверх