История искусства есть ни что иное как развернутая во времени его теория (1).
Один из возможных аспектов построения истории искусства как части истории игры: рассмотреть, как менялись взаимоотношения основных игроков (партнеров, противников) - авторов и зрителей (читателей, слушателей).
Наряду с абсолютизацией кино как синтетического искусства, соединившего в себе высшие достижения всех искусств, на протяжении его вековой истории не умолкали пророчества возникновения какого-то нового, высшего этапа искусства или культуры (2).
К глубоким, плодовитым открытиям новейшей философии принадлежит то, что история искусства, рассматриваемая разумно, есть вместе и его теория и что роды его вполне соответствуют его эпохам, которые в свою очередь совпадают с эпохами общего духовного развития. Эта мысль делает совершенный переворот в эстетике: искусство, вместо того чтобы терять, получает мировое значение; оно выходит из бессмысленного оцепенения, в котором оставалось разбитым неизвестно почему и для чего на разные роды; оно является целым, которое живет с духом и из духа и переживает с ним все судьбы его.
Николай Владимирович Станкевич
Стихотворения - Трагедия - Проза. М., 1890, с.179
2.
Я с горем вижу развитие кинематографа и хочу верить, что торжество его временное... Пройдет век и человеческая мысль переплеснет через предел, поставленный ей теорией пределов, научится мыслить процессами и снова воспримет мир как непрерывность. Тогда не будет кино.