Словесность
win      koi      mac      dos      translit 



Рассказы:
Андрей Бычков



Шарипутра(1)

    У солдата была фуражка. Он то вешал её на крючок, то снимал. Ему было нечего делать, потому что он ехал в поезде, в плацкартном вагоне. Вдруг солдат заметил, как на него смотрит собака из соседнего купе. Собака была маленькая и будто без живота, вверх выгнутая, она стояла на коленях у женщины в голубом и дрожала. "На верблюда, - подумал солдат, - похожа на верблюда. И чего она на меня так смотрит?" У собаки были скользкие глаза и она не мигала. "Поесть вишен что ли?" - подумал солдат. Вишни были внизу, под сиденьем, его надо было открывать, а солдату это было стыдно, потому что под лямками рюкзака он закрепил пижаму, купленную в городе, на вокзале, а напротив сидел офицер. Пижама была хоть и для отца, а все равно по-военному стыдно.
    - Виконт, - сказала женщина в голубом, - на дрожи!
    "Ага, - догадался солдат. - Значит тебя зовут Виконт". Он посмотрел на офицера и лег на свою нижнюю полку. И вагон стал покачивать его тело с согнутыми в коленях ногами, и солдат незаметно заснул. Вдруг он чувствует, как кто-то дышит ему в усы. Открывает глаза, а это та женщина в голубом, наклонилась над ним и произносит:
    - Зачем вы так на мою собаку смотрели?! Что она вам сделала?
    Солдат поднялся с испуга, сел на полке.
    - Какую собаку? - спрашивает.
    - На Виконта моего.
    - На собаку?
    - Да, да! - зарыдала вдруг женщина. - На Викулю.
    А офицер смотрит на них и молчит, как будто это его не касается, а вагон офицера качает.
    -Да в чем дело?! - рассердился солдат.
    - Умерла, - сказал тогда кто-то за стеной и причмокнул губами.
    А тут вагон дернуло что есть силы, как от резкого тормоза (что-то такое под дно дало, шпала как будто "на попа" встала и словно вагон на неё днищем налетел), и женщина в голубом повалилась на солдата, и он не выдержал тяжести и повалился на полку, а женщина на него. И она, наверное, с испуга хотела крикнуть, потому как открыла рот и открытым ртом ткнулась в лицо ему, в нос... Тут солдат и проснулся, смотрит, а это Виконт на него прыгнул и лицо его лижет. Хотел солдат Виконта столкнуть, вдруг слышит голоса за стенкой:
    - Да, да умерла.
    - От инсульта в сердце.
    - Сам ты инсульт в сердце, инфаркт это.
    - Такая жара.
    - Унесли хотя бы в служебное, а то что же мы с мертвым телом ехать будем?
    А Виконт лижет и лижет, дрожит и лижет. Солдат хотел его опять оттолкнуть, уже ясно умом про смерть женщины в голубом догадываясь, а Виконт, как приклеенный, лижет и лижет.
    - Придется, - сказал офицер, выходя из-за стены плацкарта, - взять его тебе.
    - Кого? - спросил солдат, пытаясь унять руками собаку.
    - Виконта, кого, - мрачно сказал офицер. - Бери, это английская борзая. Видишь, как она тебя лижет. А теперь ведь год голубой собаки. Может, это и есть твое счастье.
    Солдат и взял.
    И стала эта собака Виконт у него жить.
    И вот поехали они как-то с Виконтом на автобусе в лес. Вышли на поляне. Солдат стал в два пальца свистеть, а Виконт - носиться. Носился, носился и... пропал куда-то. Солдат туда свистит - нет Виконта, сюда свистит - опять нет его. Кричал, кричал до хрипоты - пустота. Ну и побрёл вдоль опушки почти без надежды. Вдруг смотрит - кабак. Зашел с горя выпить. И ненароком услышал за соседним столиком странный разговор. Один одутловатый потный киргиз предлагал работу девушке. Она должна была раздеться до наготы, а он как художник (он сказал, что он художник) стал бы её разрисовывать, а потом она должна была бы танцевать. И если все будет хорошо, то он (художник-киргиз) повезёт её в Голландию, где у его друга ночной клуб на корабле, такой корабль-клуб, который плавает только ночью из одного города в другой. Освещенный разноцветными огнями, он плывет тихо, бесшумно... И если все будет хорошо, то девушка заработает там много-много денег, которых ей хватит на всю оставшуюся жизнь... "Только если всё будет оченн корошо", - приговаривал киргиз, поглядывая на девушку. Солдат видел, как киргиз потел своим киргизским лицом, временами доставая тонкий батистовый платок и аккуратно вытирая в складках шеи. "Вот сука, - подумал про киргиза солдат. - На человеке рисовать!" А тот вдруг поднялся, допил свой коньяк. "Я, - говорит, - пока поссу схожу, а тэ подумай. Много-много дэнэг". И пошел. А девушка уронила голову на руки и заплакала... "Ну что, подумала?" - возвратился киргиз, ремень подтягивая, и икнул картинно так, художнически. А она: "Гад ты!" И тогда киргиз стал было за руку её хватать. Да тут солдат - р-раз ему, прямо в лоб, и сбил под стол.

    Это была его комната, куда он привез её на автобусе. Коврик Виконта, старомодный шкаф, диван...
    - А я думал, что и собаки тоже, - сказал солдат.
    - Нет, - сказала она и пересела на стул, оставляя его одного на диване. - счастье приносят только кошки.
    Она насмешливо посмотрела на него. Он знал, что она его разглядывает, и не знал, что сказать, и оттого нахмурился ещё больше.
    - Ну ладно, не грусти, - сказала девушка. - Счастья, его, может, и вообще нет, так что поставь лучше музыку. У тебя есть музыка?
    Он встал и поставил пластинку и снова вернулся на диван. Тогда девушка засмеялась.
    - Смотри, - сказала она.
    Она вдруг начала кружиться, а потом низко приседать в такт музыке. она то расставляла колени и прыгала высоко, взмахивая руками, то ложилась на пол, то причудливо изгибалась, спонтанно вписывая намеренно угловатые па в плавные дуги свободно текущей мелодии. Иногда она вдруг замирала и, словно обращаясь к кому-то невидимому в пространство, говорила: "Посмотри". И продолжала свой странный танец. И он изумленно смотрел на неё.
    - Ну? - засмеялась она и прыгнула к нему на колени.
    И хмельной запах её пота ударил ему в голову.
    - Ну же, - повторила она, заглядывая ему в глаза и прижимаясь. - Что ты замер, как китайский болванчик? Раздень меня...
    И он стал её раздевать, и делал это неумело, а она все также смотрела, не отрываясь, в его глаза, а он не смотрел и старался скрыть дрожь своих пальцев.
    - А теперь, - сказала она, когда была сброшена вся ее одежда. - Ты должен ещё поймать меня.
    И выскользнула из его неумелых объятий. И стала прыгать и бегать по комнате, смеясь. И он жадно стал пытаться поймать её. А она смеялась и выкрикивала:
    - Смотри, Бежар! Смотри Морис (2)! Смотри, что этот медведь со мной делает!
    И тогда солдат разозлился и схватил её за локоть и повалил.
    - Ну хорошо. - сказала она, задыхаясь. - Только не делай мне больно. Бери, что заслужил.
    И он взял свое, то, что заслужил.
    Среди ночи он проснулся и увидел, что девушки рядом нет, что она одевшись, стоит у стены и смотрит в окно на полную луну.
    - Ты хочешь уйти? - спросил он.
    Она грустно усмехнулась.
    - Не уходи, - сказал солдат.
    - Мы же не равны...
    Он посмотрел в окно на ту же луну, которая медленно заходила за черный погашенный шар уличного фонаря. Он почувствовал, словно бы черный шар проникает в самое его сердце. Но когда луна снова начала расти. выходя из-за темного обода, он услышал, как зашелестело платье, и ощутил её внезапную жарко прижавшуюся к нему наготу...
    - Спи, - улыбнулась она, когда во второй раз он, изможденный, с бессмысленным счастьем в глазах откинулся на подушку и затих.
    - Ты не уйдешь?
    - Нет.
    Она оперлась о локоть, глядя на его добродушное лицо, и тихо сказала:
    - Я расскажу тебе сказку, старую-старую сказку.
    И он улыбнулся, закрывая глаза.
    - О моя бедная бедная зверушка, - начала она, - ты спасла меня от неминуемой смерти. И за это я тебя расколдую. Ты проснешься принцем и забудешь свою прежнюю жизнь. Ты проснешься во дворце на берегу моря. Пальмы и юкки будут беречь для тебя тень. И только для тебя будут журчать фонтаны. И твоя раба и наложница, я буду танцевать для тебя и рассказывать истории.
    И солдат увидел во сне девушку-танцовщицу и сад и белый дворец на самом берегу моря.
    - Я расскажу тебе историю о девушке, - вздохнула она, глядя, как он спит. - И почему та вернулась к киргизу, и как потом затерялась в Голландии и как умирала, размалеванная золотистой охрой, и как смеялись пьяные матросы, и как смеялся киргиз, когда она бредила о Морисе Бежаре, и как плакал корабельный доктор, седой маленький старичок...
    Она наклонилась над его смешным добрым лицом, рот был слегка приоткрыт и губы блестели. Она провела пальцами по его усам, а потом поцеловала в губы. А потом встала, взяла из сумочки бумагу и ручку и написала при свете луны.
    "Таким образом, о Шарипутра, всем вещам присуще свойство пустоты. Они не имеют ни начала, ни конца. Они ни порочны, ни непорочны, ни совершенны, ни несовершенны. А потому, о Шарипутра, здесь, в этой пустоте, нет разложения и смерти, нет четырех истин, раскрывающих страдание, его происхождение, его устранение и пути к его устранению. Когда оковы сознания спадают, оно освобождается от всякого страха, всякого ограничения и условности".
    Она сложила листок вчетверо и положила его ему под подушку. А потом снова надела шелестящее платье и выскользнула за дверь.


(1) Шарипутра - один из ближайших учеников Будды Шакьямуни
(2) Морис Бежар - выдающийся бельгийский хореограф и танцовщик

HOMEPAGE | КОГДА ОТКЛЮЧАЮТ ТОКСАН-МИШЕЛЬПРОЗРАЧНАЯ ЗЕМЛЯКОГДА ЗАМЕРЗАЕТ ОЗЕРОДЖАЗЫ СОЗНАНИЙТАПИРЧИКМАТ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯНОЧНАЯ РАДУГАШАРИПУТРАСТРЕЛЕЦ




26.08.2003 Сегодня в РЖ Магия круглых цифр   Не без террора   Сапоги всмятку по-министерски   Амбициозная корпорация - AD LIB.   На волне оптимизма   Прошу тишины   Все о поэзии 148   В попытках объять необъятное   Калифорнийский синдром, или Лошадиные гонки   Новые избирательные инициативы: рост социального отчуждения   Кругом одни шахиды   Бумажным кирпичом по... тоталитаризму   Голод 84   После нас - хоть потоп   Дети хотят в тюрьму   Далекий бит танцплощадки   Долгое эхо августа, или Преодоление постмодерна   Шведская лавка 123   Не открытие сезона   Лампочка Ильича  
Словесность Рецензии Критика Обзоры Гуманитарные ресурсы Золотой фонд РЖ
Яркевич по пятницам Интервью Конкурсы Библиотека Мошкова О нас Карта Отзывы